4. Улучшение доступа сельских жителей к ресурсам развития

4. Улучшение доступа сельских жителей к ресурсам развития

Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без изменения государственной политики в сфере земельных отношений применительно к землям сельскохозяйственного назначения.

Развитие крупных городов, в том числе за счет земель сельскохозяйственного назначения, индустриализация агропромышленного комплекса, а также концентрация объектов производства сельскохозяйственной продукции рядом с крупными рынками сбыта производимой продукции приводит к миграции сельского населения в города, увеличению заброшенных сельских населенных пунктов и, как следствие, к неиспользованию земель сельскохозяйственного назначения.

По сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, при разработке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований по состоянию на 1 августа 2014 г. в границы населенных пунктов включено 4584,2 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, необходимо обратить внимание на зависимость таких показателей, как количество заброшенных населенных пунктов и количество неиспользуемых сельскохозяйственных земель.

В частности, в Центральном федеральном округе имеется 27,6 тыс. сельских населенных пунктов, где отсутствует население либо численность населения составляет от 1 до 10 человек, при этом площадь неиспользуемых сельскохозяйственных земель в Центральном федеральном округе составляет 6,9 млн. гектаров.

В целях комплексного решения вопросов развития сельских территорий необходимо как совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений, так и реализация ряда организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования земель в сельском хозяйстве.

Цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, под которым понимается совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории Российской Федерации, определены в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р. Одно из направлений государственной политики по управлению земельным фондом предусматривает установление механизмов защиты земель сельскохозяйственного назначения от выбытия из сельскохозяйственного оборота, а также совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения и землеустройства.

Установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота предусматривает в том числе:

выделение в отдельную группу особо ценных сельскохозяйственных земель с установлением критериев отнесения к таким землям и порядка установления зон их охраны;

выполнение работ по определению местоположения границ особо ценных сельскохозяйственных земель и границ зон их охраны с включением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;

определение порядка установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;

установление ограничений на изменение видов разрешенного использования особо ценных сельскохозяйственных земель, а также запрета на добычу общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на сельскохозяйственных угодьях;

ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;

выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий.

Совершенствование оборота сельскохозяйственных земель предусматривает в том числе:

завершение процесса выдела земельных участков в счет земельных долей;

установление мер по стимулированию вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель для сельскохозяйственного производства;

совершенствование порядка оформления земельных долей.

Кроме того, в рамках совершенствования правового регулирования отношений в сфере использования земель целесообразно разработать нормативные правовые акты, предусматривающие:

возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в безвозмездное срочное пользование (до 5 лет) субъектам малого и среднего предпринимательства для развития инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;

развитие залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

завершение процесса формирования земельных участков в счет земельных долей;

сокращение срока неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения, по истечении которого земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят, до 3 лет.

В целях повышения эффективности планирования использования территорий сельских поселений и межселенных территорий, в том числе определения приоритетных направлений развития экономики соответствующих территорий, необходимы:

проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения;

разработка региональных стратегий развития территорий сельских поселений на долгосрочный период (до 2030 года), предусматривающих в том числе вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот;

создание единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения, в которой предусматривается содержание актуальных сведений о границах таких земель, об их площади, о видах фактического и разрешенного использования, типах почв и видах угодий, качественных характеристиках земель сельскохозяйственного назначения, а также о наличии мелиоративных систем либо иных защитных сооружений.

При этом, учитывая, что земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, в целях повышения эффективности ее использования необходимо проведение работ по оценке качества земель с учетом их пригодности для использования в сельскохозяйственном производстве.

Доступ сельских жителей к природным ресурсам представляет собой возможность их использования в целях удовлетворения жизненных потребностей в хозяйственной и иной деятельности. К таким ресурсам относятся в первую очередь земельные, водные и лесные ресурсы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан, проживающих в сельской местности, на доступ к природным ресурсам включает:

право на получение земельных участков для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства;

право в границах земельного участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строить подземные сооружения для своих нужд на глубину до 5 метров, а также эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения;

право пользования береговой полосой водных объектов общего пользования и водными объектами общего пользования;

право на пребывание в лесах, на заготовку и сбор дикорастущих пищевых, а также недревесных лесных ресурсов и другие права.

Порядок возникновения таких прав обеспечивает формально равные возможности граждан, вместе с тем доступ к природным ресурсам различается в зависимости от вида ресурса, его наличия на территории, экономического развития и других особенностей той или иной сельской местности.

Согласно законодательству Российской Федерации доступ сельских жителей к земле, воде и другим природным ресурсам должен быть упорядочен и организован в соответствии с обязанностями собственника и (или) пользователя, которые несут ответственность за надлежащее состояние того или иного природного объекта.

Следует отметить, что в дореформенный период доля охотхозяйственной деятельности превышала 1 процент валового внутреннего продукта страны. Благодаря этой деятельности развивались торговля охотничьим снаряжением, производство оружия и боеприпасов, специального транспорта, звероводство, охотничье собаководство, перерабатывающие отрасли и др. В настоящее время имеются значительные резервы для увеличения роли охотхозяйственной деятельности в экономике России.

Охотничьи хозяйства часто расширяют свою сферу деятельности, становясь досуговыми центрами, привлекая широкие слои любителей активного отдыха. В таких досуговых центрах организуются пешие, конные, водные и другие туристические маршруты, наблюдение за животными. Это стимулирует охотничьи хозяйства к зоотехнической и природоулучшающей деятельности: созданию кормовых полей и подкормочных площадок, проведению мероприятий по повышению качества условий обитания животных, созданию малых гидротехнических сооружений и др.

Рациональное природопользование, направленное на поддержание высокой продуктивности мест обитания животных, сохранение биологического разнообразия, требует усилий по оптимизации ключевых видов экосистем, жизнедеятельность которых определяет существующие особенности природных сообществ.

При осуществлении охотхозяйственной деятельности необходимо обеспечивать рациональное использование природных биоресурсов при ориентации на минимизацию изъятия таких биоресурсов и максимальное развитие их искусственного разведения.

Также представляется целесообразным вместо ежегодных изменений квот добычи диких копытных животных перейти к модели постоянного уровня добычи. При этом следует внедрять самые современные способы управления популяциями диких копытных животных посредством применения технологий промысла, позволяющих увеличить продуктивность охотничьего хозяйства.

В целях оптимизации весенней охоты на гусеобразных птиц следует создать государственный кадастр ключевых мест их концентрации на территории Российской Федерации с запретом охоты на водоплавающую дичь на участках миграционных скоплений. Важны также разработка и внедрение мероприятий по сохранению гусеобразных птиц в ключевых местах их миграционных остановок, районах размножения и зимовок.

В некоторых субъектах Российской Федерации еще не разработаны соответствующие красные книги, а Красная книга Российской Федерации не переиздавалась с 2001 года, хотя в соответствии с законодательством Российской Федерации такая Красная книга должна переиздаваться не реже 1 раза в 10 лет. Следует обеспечить регулярное переиздание как красных книг субъектов Российской Федерации, так и Красной книги Российской Федерации.

При охотхозяйственном проектировании следует шире использовать зарубежный опыт и современные методы оценки состояния охотничьих ресурсов и мест обитания животных.

Развитие сельских территорий требует значительных финансовых ресурсов. В сельской местности, где размер доходов населения почти наполовину ниже среднего по экономике страны, основным источником инвестиций являются кредитные средства. Кредитные средства позволяют обеспечить сельских жителей объектами инженерной, энергетической и транспортной инфраструктуры, современной техникой и транспортными средствами, способствуют сокращению разрыва в уровне и качестве жизни сельских и городских жителей.

Для расширения доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам необходимо создать условия для развития филиальной сети различных банков в районных центрах и содействовать предоставлению банковских услуг через сельские отделения почтовой связи и систему сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Повышение доступности банковских услуг в сельской местности является важной стратегической задачей, достижение которой осуществляется в соответствии со следующими ключевыми принципами:

обеспечение необходимого уровня доступности каналов продаж кредитных организаций, включая дистанционные;

предоставление сельскому населению квалифицированной консультативной помощи по предлагаемым финансовым услугам.

В целях расширения деятельности по повышению финансовой грамотности сельского населения необходимо разработать комплекс соответствующих мероприятий, которые должны быть ориентированы на различные возрастные и социальные группы сельского населения.

Для реализации данной цели кредитным организациям необходимо:

повысить доступность услуг по оказанию помощи сельским жителям в выборе оптимальной программы кредитования, размещения денежных средств во вклады и в сборе и оформлении необходимой документации для подачи заявки на кредит;

оказывать сельским жителям услуги содействия в финансовом планировании с использованием различных каналов коммуникаций, адаптированных под различные аудитории;

участвовать в реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности сельских жителей.

Решение задачи повышения уровня финансовой грамотности сельских жителей должно осуществляться кредитными организациями в тесном взаимодействии с инфраструктурными институтами микрофинансового рынка, саморегулируемыми организациями и союзами (ассоциациями) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Задача создания равных условий для развития всех видов финансовых институтов, включая микрофинансовые организации, в сельской местности должна решаться при тесном государственно-частном партнерстве, которое предполагает усиление взаимодействия между государством и участниками финансового рынка через их союзы (ассоциации) и саморегулируемые организации.

Особое место среди некредитных финансовых организаций занимают сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы). Необходимо активизировать деятельность кредитных кооперативов как полноправных участников финансового рынка, повысить устойчивость и прозрачность их деятельности, усилить их взаимодействие с кредитными организациями.

В целях развития сельскохозяйственной кредитной кооперации особое внимание следует уделить институциональной, финансовой и организационной поддержке.

Институциональная поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации предусматривает развитие законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" в части регулирования, контроля и надзора деятельности кредитных кооперативов и их объединений, уточнения субсидиарной ответственности, владения акциями (долями) кредитных организаций и др.;

внесение изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части снижения барьеров для участия союзов (ассоциаций) и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Предусматривается разработка совместно с инфраструктурными организациями концепции развития сельскохозяйственной кредитной кооперации на 2015 - 2020 годы и на период до 2030 года, которая будет учитывать роль и место кредитной кооперации в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, институциональные изменения, происходящие в настоящее время в части нормативно-правового обеспечения, регулирования, контроля и надзора деятельности кредитных кооперативов, создание центральной кредитно-финансовой организации системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и др.

Организационная поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации будет оказываться посредством взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с союзами (ассоциациями) и саморегулируемыми организациями участников финансового рынка. Будет поддерживаться процесс построения многоуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, предусматривающей формирование региональных кредитных кооперативов, механизмов повышения финансовой устойчивости кредитных кооперативов (резервный фонд), их региональных систем (фонд страхования сбережений членов кредитных кооперативов) и саморегулируемых организаций (компенсационный фонд), создание центральной кредитно-финансовой организации такой системы.

Эффективное использование научно-технических достижений в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от механизма доведения инновационных разработок до товаропроизводителей, которое успешно осуществляется через систему консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организационно-экономический механизм передачи технико-технологических инноваций следует совершенствовать в направлении определения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках, формирования баз данных инноваций, их распространения в сфере агропромышленного комплекса и консультационного сопровождения для чего необходимо решить следующие задачи:

расширение сети региональных и районных (межрайонных) центров сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации;

формирование кадрового состава центров сельскохозяйственного консультирования, поддержание высокого уровня квалификации консультантов;

оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в освоении инноваций, передового опыта и прогрессивных методов хозяйствования, доведение консультационных услуг до объемов, обеспечивающих потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

укрепление материально-технической базы региональных и районных (межрайонных) центров сельскохозяйственного консультирования, в том числе техническое оснащение создаваемых ими демонстрационных площадок (объектов);

создание информационных ресурсов, направленных на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте сельскохозяйственной продукции.

Актуальным является создание в рамках системы сельскохозяйственного консультирования специализированных баз данных: организаций, оказывающих консультационные услуги, консультантов, публикаций, сведений о выставках, семинарах, ярмарках, оперативной информации по ценам, правовой информации, объявлений о купле-продаже товаров, сведений о проведении видеоконференций, дистанционного обучения и инновационных продуктов, адаптированных для практического использования сельскохозяйственными товаропроизводителями и сельскими консультантами.

Предполагается обязательное наличие у каждого центра сельскохозяйственного консультирования современных аппаратно-программных средств и сайта в сети "Интернет".