VII. Этапы создания инфраструктуры и программного обеспечения, формирования, ведения и развития информационной системы

VII. Этапы создания инфраструктуры
и программного обеспечения, формирования, ведения
и развития информационной системы

Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по созданию, ведению и использованию информационной системы, а также достигнутый уровень развития информационных систем поставщиков информации, предполагается осуществление работ поэтапно, на основе планируемых темпов создания и развития информационных систем поставщиков информации, их готовности размещать сведения в информационной системе и обеспечивать их защиту.

В целях ведения информационной системы оператор обеспечивает информационное взаимодействие с информационными системами, указанными в разделе II настоящей Концепции.

Создание информационной системы предполагается осуществлять в несколько этапов.

В рамках I этапа (2016 год) предполагается осуществлять предпроектное обследование, проектирование и создание информационной системы. Результатом реализации мероприятий I этапа станет введение в эксплуатацию информационной системы, позволяющей обеспечить обработку сведений об инвалидах, предусмотренных настоящей Концепцией для II этапа, а также первичное размещение поставщиками информации в информационной системе указанных сведений.

Основными задачами данного этапа являются:

разработка и утверждение по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации технического задания на создание информационной системы;

разработка документации на информационную систему;

разработка рабочей документации;

разработка или адаптация программного обеспечения;

пусконаладочные работы;

проведение предварительных испытаний информационной системы;

проведение опытной эксплуатации информационной системы;

проведение приемочных испытаний информационной системы.

Для решения указанных задач необходимо провести анализ существующих информационных систем поставщиков информации, разработать общую структуру информационной системы, выявить возможные риски и разработать способы их минимизации, в том числе сформировать модель угроз, провести сверку данных федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках первичного размещения информации в информационной системе, отработать форматы и модели взаимодействия и смоделировать аналитические отчеты.

Указанные мероприятия должны быть завершены до 1 августа 2016 г.

Опытная эксплуатация информационной системы будет проводиться до 15 декабря 2016 г. В рамках такой опытной эксплуатации будут осуществлены тестирование функциональных возможностей информационной системы, отработка технологических процессов информационной системы, разработка и внедрение регламента эксплуатации информационной системы, постановка задач по развитию и модернизации информационной системы с учетом хода работ по проектированию единой государственной информационной системы социального обеспечения, единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, информационных систем в сфере охраны здоровья и информационных систем регионального уровня.

На основе данных Пенсионного фонда Российской Федерации о гражданах, имеющих инвалидность, учреждения медико-социальной экспертизы обеспечат дополнение информационного ресурса государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" сведениями в отношении граждан, информация о которых в настоящее время в указанной системе отсутствует. Для решения данной задачи потребуется перевод в 2016 - 2017 годах архивных сведений с бумажных носителей в электронный вид.

В информационной системе размещаются сведения по перечню согласно приложению.

Планируется завершение работ по формированию защищенных каналов связи между бюро медико-социальной экспертизы и главными бюро медико-социальной экспертизы в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".

В течение I этапа будет обеспечено принятие нормативных правовых актов, обязывающих организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовой формы своевременно размещать достоверные сведения в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, и введение в эксплуатацию данной системы не позднее 1 января 2017 г.

В отношении сведений об оказании медицинской помощи будут разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие координирующую роль Министерства здравоохранения Российской Федерации в части организации санаторно-курортного лечения, а также обязывающие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлять начиная с 1 января 2018 г. в Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о медицинской реабилитации инвалидов. Кроме того, в целях унификации будет утвержден классификатор медицинских рекомендаций по результатам оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

В отношении сведений о предоставлении государственных услуг инвалидам в сфере содействия занятости населения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости и органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации будут уточнены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок, сроки и форму предоставления сведений, а также порядок формирования и ведения регистров получателей указанных услуг.

Будет разработан информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о наличии вакансий для инвалидов и обеспечена интеграция с информационно-аналитической системой Общероссийская база вакансий "Работа в России" для информирования инвалидов о доступных вакансиях. Обеспечивается отдельный учет инвалидов (детей-инвалидов) - выпускников образовательных организаций, ищущих работу впервые.

Государственные внебюджетные фонды, являющиеся получателями и пользователями информации, разрабатывают нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие с информационной системой.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с поставщиками информации обеспечивает формирование классификатора сведений, подлежащих размещению в информационной системе, а также порядок его использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе, в том числе в части сведений для направления на медико-социальную экспертизу, на основе Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

Доступ к сведениям, размещенным в информационной системе, пользователям информации на данном этапе не предоставляется.

В рамках II этапа (2017 год), который начинается с 1 января 2017 г., осуществляется регулярное представление сведений поставщиками информации в целях поддержания информационной системы в актуальном состоянии, выверка полноты и достоверности данных, выявление и устранение сбоев организационного и технического характера и обеспечивается доступ пользователей информации в объеме, определенном настоящей Концепцией для данного этапа. В 2017 году осуществляется эксплуатация как самой информационной системы, так и сервиса "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для обеспечения доступа инвалидов к их персональным данным и другим сведениям, содержащимся в федеральном реестре инвалидов, доступ к которым не запрещен законодательством Российской Федерации.

При размещении в информационной системе информации о результатах освидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы и выполнении рекомендованных реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, прошедших освидетельствование до 2017 года, учитываются требования нормативных актов, действовавших в тот период времени. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы получают из информационной системы сведения о выполнении мероприятий в части профессиональных мер, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. На данном этапе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы завершают работу по переводу архивных сведений с бумажных носителей в электронный вид, при этом в отношении инвалидов, по которым указанная работа не завершена, в сервисе "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведения отражаются в объеме, представленном иными поставщиками информации.

В отношении сведений, содержащихся в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, будет обеспечено размещение в информационной системе информации об оказании высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе о проведении операции кохлеарной имплантации, лекарственном обеспечении лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением (за исключением санаторно-курортного лечения, осуществляемого в рамках предоставления набора социальных услуг) в санаторно-курортных организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и других сведений.

В отношении информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, будет обеспечено размещение в информационной системе сведений об образовании и оказываемых услугах в сфере образования с учетом уровней образования, установленных законодательством Российской Федерации, и других сведений в сфере образования. Указанные сведения представляются в отношении всех образовательных организаций, в том числе организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В отношении информации, содержащейся в информационных системах Федеральной службы по труду и занятости, будет обеспечено размещение в информационной системе сведений о предоставлении инвалидам государственных услуг в сфере содействия занятости населения и исполнения индивидуальной программы реабилитации или абилитации и программы реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации, о наличии вакансий для инвалидов, а также о предоставлении выплат отдельным категориям граждан из числа инвалидов.

Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в качестве поставщиков информации в информационной системе обеспечивают размещение сведений о предоставлении установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат, компенсаций и иных мер социальной защиты, в том числе в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также путевками на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечивают размещение соответствующих сведений в информационной системе.

На данном этапе осуществляется использование сведений, размещенных в информационной системе, в целях реализации возложенных на пользователей информации государственных функций либо предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для учета изменений, внесенных в сведения об инвалиде, независимо от его места жительства (места пребывания).

Формирование и ведение информационной системы может обеспечиваться как путем представления сведений поставщиками информации с использованием собственных информационных систем, так и с использованием других государственных информационных систем, которые обеспечивают обработку соответствующих сведений.

Состав сведений, размещаемых поставщиками информации в информационной системе, подлежит актуализации по мере внесения изменений в нормативные правовые акты.

В целях оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг обеспечивается функционирование сервиса "личный кабинет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с возможностью размещения инвалидом отзывов об оказанных услугах и направления инвалидом обращения в случае оспаривания действий (решений, бездействия) государственных и иных органов и организаций, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в вышестоящие в порядке подчиненности органы и организации либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров.

Организуется недискриминационный доступ как к информационной системе, так и к информации, содержащейся в ней, всех пользователей, в том числе инвалидов по зрению, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Доступ обеспечивается к информационной системе всех зарегистрированных пользователей независимо от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных в соответствии с условиями регламентации прав доступа к ресурсам информационной системы.

Также предоставляется доступ к сведениям о нарушении прав инвалидов при оказании им государственных и муниципальных услуг контрольно-надзорным органам с целью планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Кроме того, обеспечивается доступ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и иных заинтересованных организаций к статистической и аналитической информации об инвалидах, содержащейся в информационной системе, а также к персональной информации об инвалидах с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Обеспечивается интеграция с порталом открытых данных Российской Федерации в части размещения агрегированных данных об инвалидах для их использования заинтересованными лицами и организациями.

Кроме того, на данном этапе поставщики информации, представляющие сведения, предусмотренные настоящей Концепцией для III этапа, осуществляют подготовку нормативных правовых актов (при необходимости), обеспечивающих сбор актуальных и достоверных сведений, возможность размещения этих сведений в информационной системе и устанавливающих ответственность за их недостоверность.

Поставщики информации обеспечивают проведение работ по повышению актуальности данных, в том числе в части сокращения сроков введения данных в собственные информационные системы, в целях последующего своевременного размещения в информационной системе.

Оператор дорабатывает информационную систему в части обеспечения обработки сведений об инвалидах и иных сведений с учетом их состава и объема, предусмотренного настоящей Концепцией для III этапа, для последующего предоставления пользователям информации.

При создании единой государственной информационной системы социального обеспечения, предусмотренной главой 2.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", учитывается необходимость ее интеграции с информационной системой.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет общую координацию подготовительных работ для размещения сведений в информационной системе на III этапе, а также совместно с оператором информационной системы и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит анализ иных государственных информационных систем на предмет возможного расширения перечня сведений, размещаемых в информационной системе на III этапе.

В рамках III этапа (2018 - 2019 годы) расширяется перечень и состав сведений, размещаемых поставщиками информации в информационной системе, а также круг поставщиков информации. Обеспечивается интеграция информационной системы с единой государственной информационной системой социального обеспечения.

Оказание государственных и муниципальных услуг инвалидам осуществляется на основе сведений, содержащихся в информационной системе. Сведения о результатах оказания таких услуг также подлежат размещению в информационной системе.

Обеспечивается доступ инвалида к дополнительному перечню и составу сведений, содержащихся в информационной системе, в том числе к персонифицированным сведениям о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Представление сведений, размещение которых было обеспечено на II этапе, осуществляется в режиме реального времени при внесении информации в собственные информационные системы поставщиками информации.

Министерством здравоохранения Российской Федерации обеспечивается координация работ по размещению в информационной системе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья сведений об оказании медицинской помощи инвалидам государственными и муниципальными медицинскими организациями, в том числе в части исполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также об оказании инвалидам паллиативной помощи. Обеспечивается координация вопроса о предоставлении санаторно-курортного лечения. Сведения об обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением в учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, дополняются сведениями о санаторно-курортном лечении в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичными сведениями в рамках исполнения своих полномочий субъектами Российской Федерации (за исключением санаторно-курортного лечения, осуществляемого в рамках предоставления набора социальных услуг). Обеспечивается сбор и размещение в информационной системе сведений об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой.

На данном этапе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы получают размещенные в информационной системе сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации и программой реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части медицинских мер.

На данном этапе Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает размещение в информационной системе сведений, полученных от частных агентств занятости, в том числе о доступных вакансиях для инвалидов.

Интеграция информационной системы с единой государственной информационной системой социального обеспечения обеспечит доступ к имеющимся у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о предоставлении инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.