III. Характеристика и прогноз социально-экономического развития Республики Ингушетия без использования программно-целевого метода

III. Характеристика и прогноз социально-экономического
развития Республики Ингушетия без использования
программно-целевого метода

Основные показатели социально-экономического развития Республики Ингушетия значительно отстают от аналогичных показателей по Российской Федерации, приведенных в приложении N 1.

В то же время Республика Ингушетия обладает богатыми природными ресурсами, включая большие запасы разведанных месторождений полезных ископаемых (сланец, доломит, нефть), плодородными почвами, благоприятные климатические и экологические условия создают условия для развития производства сельскохозяйственной продукции, благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста, создает основу для роста экономики как в развитии производства, так и в формировании внутреннего спроса на продукцию и услуги.

При этом существуют следующие факторы, определяющие низкий уровень социально-экономического развития Республики Ингушетия:

слабое развитие производственных мощностей во всех секторах экономики Республики Ингушетия, обусловливающее недостаток рабочих мест и высокий уровень безработицы;

низкая вовлеченность в сферу материального производства разведанных месторождений полезных ископаемых и природных ресурсов;

отсутствие внутренних инвестиционных ресурсов в Республике Ингушетия для развития производственных мощностей;

низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры;

низкая инвестиционная привлекательность.

За последние годы наблюдается положительная динамика роста показателей социально-экономического развития Республики Ингушетия. Несмотря на положительную тенденцию такого развития и имеющиеся возможности, текущее состояние экономики характеризуется чрезвычайно низким уровнем валового регионального продукта на душу населения, который ниже аналогичного среднего показателя по Южному федеральному округу более чем в 4 раза. Значительное отставание сохраняется по основным показателям социального развития.

В Республике Ингушетия наблюдается высокая степень износа производственных фондов (средний уровень износа составляет 45,7 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств (37 процентов).

Энергетическая система характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередачи (60 процентов), а также значительными техническими потерями в сетях (45 процентов). Подстанция "Плиево", являющаяся узловой, осуществляет подачу электроэнергии для 70 процентов населения Республики. Потребители получают электроэнергию по единственной высоковольтной линии, что приводит к значительным перегрузкам при поставке электроэнергии.

Аграрно-промышленный комплекс характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности, неразвитостью и низкой производительностью в животноводстве. Вследствие низкой обеспеченности минеральными удобрениями (16 процентов) и средствами защиты растений урожайность культур ниже нормативной.

В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.

Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанным с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов).

Жилищный фонд обеспечен канализацией на 64,8 процента, центральным отоплением - на 4,1 процента, горячим водоснабжением - на 4,1 процента.

Пропускная способность существующих коллекторов не удовлетворяет потребностям и нуждам населения. Ввиду физического износа существующих коллекторов и их отсутствия в новых микрорайонах подвергается опасности эпидемиологическая обстановка.

В Республике Ингушетия в настоящее время функционируют 118 школ на 35338 ученических мест. Численность учащихся в школах составляет 75218 человек. Таким образом, дефицит составляет 39880 ученических мест (54,1 процента). Обучение в 70 процентах школ проводится в 2 смены, в 30 процентах - в 3 смены. Более 70 процентов школ Республики Ингушетия располагаются в зданиях, построенных в 1920 - 1930 годы, в 13 школах в аварийном состоянии находятся отдельные блоки и помещения.

Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. человек населения составляет 41,8 единицы при нормативной потребности 85,5 единицы. Обеспеченность койками педиатрического профиля составляет 424 единицы на 10 тыс. человек населения, что на 33 процента ниже нормативного уровня.

В структуре коечного фонда лечебно-профилактических учреждений преобладают общепрофильные койки. Укомплектованность специализированными койками составляет 49 процентов фактической потребности.

Республиканская стоматологическая поликлиника, республиканская детская поликлиника, эндокринологический, кардиологический, онкологический, врачебно-физкультурный диспансеры, центр медицинской профилактики и медицинский информационно-аналитический центр размещены в арендуемых помещениях, которые не отвечают санитарным требованиям.

В Республике Ингушетия отсутствуют детские больницы и детские поликлиники.

В Республике Ингушетия имеется большое количество граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (далее - вынужденные переселенцы).

Наличие большого количества вынужденных переселенцев, не имеющих жилищных условий, соответствующих санитарным нормам, создает социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, препятствует созданию условий для ускорения экономического развития Республики.

Несбалансированность рынка труда является следствием утраты инженерно-технического кадрового потенциала, а также наличия свободной рабочей силы и отсутствия мест приложения труда.

Уровень зарегистрированной безработицы составляет 28,4 процента общего количества населения, при этом уровень фактической безработицы составляет 47,3 процента.

Анализ социально-экономического положения показывает, что развитие Республики Ингушетия без использования программно-целевого метода в условиях масштабности проблем невозможно, так как решение всего спектра проблем должно осуществляться в комплексе с учетом целевых показателей (индикаторов). Для обеспечения развития Республики Ингушетия необходимо комплексное решение назревших проблем, решить которые возможно в рамках Программы.