5. Стимулирование инвестиционной активности и механизмы реализации Стратегии
В отличие от других федеральных округов сложившаяся в Северо-Кавказском федеральном округе ситуация требует создания особых механизмов управления. Отличительными особенностями округа являются:
слабая экономическая база и высокий уровень безработицы;
значительная доля "теневой" экономики даже в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм);
высокие террористические и криминальные риски, межэтнические и межрелигиозные конфликты;
относительно низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры;
высокий уровень коррупции, клановость и низкий уровень государственного управления.
Крайне затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и не позволяют финансировать опережающее развитие, массированное финансирование из бюджета через федеральные целевые программы не приводит к адекватным результатам, большинство предлагаемых регионами бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет принять решение об их реализации.
Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного финансирования в этих условиях не приведет к положительным результатам. Поэтому для обеспечения устойчивого роста потребуется повышение эффективности государственного управления, в том числе через создание новых механизмов, которые обеспечат достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.
Одним из таких механизмов является создание в Северо-Кавказском федеральном округе института развития в форме акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.
Работа института развития будет осуществляться по нескольким направлениям - развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Институт развития должен стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе, и оказывать содействие реализации инвестиционных проектов. Основными функциями института развития могут стать:
поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах.
Важным направлением деятельности института развития на уровне округа должна стать работа по подготовке и финансированию проектов. Традиционно одной из важнейших проблем для регионов Северо-Кавказского федерального округа является отсутствие хорошо проработанных инвестиционных проектов, средств на предпроектную и проектную стадии, достаточного количества структур и специалистов, способных разрабатывать проекты, соответствующие международным стандартам. Работа в данном направлении может быть профинансирована за счет бюджета института развития. В связи с этим его структуры должны иметь возможность самостоятельно разрабатывать указанные проекты и участвовать в их реализации.
Агентство по трудовой миграции
Количество безработных в Северо-Кавказском федеральном округе к 2015 году может превысить 400 тыс. человек. При этом возможности по обеспечению занятости населения в Северо-Кавказском федеральном округе на сегодняшний день существенно ограничены.
Одним из вариантов решения этой проблемы в среднесрочной перспективе может стать учреждение агентства по трудовой миграции. Такое агентство может быть учреждено как в составе института развития, так и в форме самостоятельной организации.
Основные функции агентства должны распределяться по следующим направлениям:
переговоры с работодателями;
привлечение населения;
организация переезда и проживания работников;
контроль соблюдения прав работников.
В рамках первого направления агентство может осуществлять следующие функции:
поиск потенциальных работодателей вне Северо-Кавказского федерального округа (в первую очередь крупных государственных и государственно-частных строительных организаций);
проведение переговоров об условиях привлечения рабочей силы из Северо-Кавказского федерального округа;
заключение единого договора с работодателем.
Для привлечения населения агентство может:
активно предлагать вакансии населению Северо-Кавказского федерального округа, в первую очередь безработным;
заключать договоры с работниками на поиск вакансий.
В сфере осуществления контроля за соблюдением прав работников функциями агентства могут выступать:
контроль соблюдения прав работников во время проведения работ, в том числе условий проживания, питания, соблюдения техники безопасности, соблюдения условий по зарплате;
реагирование на жалобы работников.
В результате деятельности агентства предполагается не только значительно сократить безработицу, но и занять до 10 процентов рынка иностранной рабочей силы в Российской Федерации (около 250 тыс. человек).
При создании агентства необходимо рассмотреть целесообразность введения обязательств для работников, воспользовавшихся услугами агентства, вернуться в Северо-Кавказский федеральный округ через определенное время, а при организации работы агентства - предусмотреть также возможность проведения работ вахтовым методом.
Инвестиционные фонды
Одним из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности округа и улучшения его инвестиционного климата является создание действенного инструмента по реализации механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты, соответствующие приоритетам Стратегии.
Одним из таких механизмов является создание частно-государственных инвестиционных фондов развития. Например, такие фонды могут быть созданы в сфере туризма, агропромышленного комплекса, строительства, малого и среднего бизнеса. Каждым из них будет руководить специальная управляющая компания, которая обеспечит объективную и квалифицированную оценку обоснованности инвестиционных проектов и параметров ожидаемой доходности. Пайщиками фондов могут выступить крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях.
Оптимальная схема организации фондов предполагает внесение соответствующих изменений в законодательство о возможности участия государства (Российской Федерации) в уставном капитале таких фондов. В данном случае Российская Федерация через свое участие в фондах получит возможность отслеживать и контролировать их работу, в частности направлять инвестиции в наиболее приоритетные секторы и проекты на территории региона. Фонды получат административную поддержку и доступ к наиболее перспективным проектам, имеющим высокую инвестиционную привлекательность. Кроме того, для других инвесторов и партнеров фондов, в том числе иностранных, участие государства в капитале фондов будет свидетельствовать о намерении улучшить инвестиционный климат, непосредственно участвовать в работе фондов и нести все связанные с этим риски наряду с другими инвесторами.
Эффект от деятельности фондов будет характеризоваться следующими важнейшими для округа результатами:
создание эффективного механизма привлечения и размещения инвестиций, позволяющего проводить весь комплекс работ, связанных с предпроектной подготовкой и реализацией инвестиционных проектов;
создание и сопровождение базы проектов, прошедших профессиональную экспертизу;
привлечение российских и международных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики;
формирование капитала для последующих реинвестиций в перспективные проекты на территории соответствующих регионов.