2. Развитие социальной сферы и жилищно-коммунального комплекса
Развитие здравоохранения
Учитывая специфику социальной сферы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, главным направлением развития здравоохранения в Северо-Кавказском федеральном округе станет развитие первичного звена медицинской помощи, включая детские и взрослые поликлиники, медицинские пункты.
Вторым приоритетным направлением является развитие специализированной помощи населению, включая строительство, реконструкцию и модернизацию многопрофильных больниц и специализированных медицинских центров. Основная поддержка будет оказана развитию таких направлений медицины в округе, как онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология, нейрохирургия, офтальмология.
Еще одним значимым направлением развития здравоохранения в округе станет повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения округа. При планировании развития новых центров высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи будут учитываться возможности краевых многопрофильных больниц Краснодарского и Ставропольского краев, на базе которых уже развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи по наиболее востребованным профилям.
Для обеспечения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью беременных женщин с тяжелой акушерской и перинатальной патологией, рожениц и родильниц, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также новорожденных детей будет предусмотрено строительство окружного федерального перинатального центра с реанимационно-консультативным центром по оказанию дистанционных форм медицинской помощи, имеющим в своем составе мобильные анестезиолого-реанимационные акушерские и неонатальные бригады. Вопрос о выборе места строительства федерального перинатального центра потребует дополнительной проработки с учетом уровня инфраструктуры, привязки объекта родовспоможения к современному многопрофильному учреждению здравоохранения, обеспечения кадрами, а также доступности перинатального центра.
В целях развития материально-технической базы детской медицины запланировано строительство детской республиканской больницы в Карачаево-Черкесской Республике, ускорение строительства республиканской детской больницы в Республике Ингушетия, проведение реконструкции и капитального ремонта республиканских детских больниц в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике. Также потребуется расширение мощности краевой детской клинической больницы Ставропольского края с наделением ее функциями окружного детского центра с развитием на его базе оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, проживающим в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Для сокращения кадрового дефицита в сфере здравоохранения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в ближайшие годы необходимо будет разработать и принять программы по кадровому обеспечению отрасли здравоохранения, которые будут направлены на социальную поддержку молодых специалистов и их закрепление в региональных учреждениях здравоохранения.
Развитие образования и науки
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, остро нуждаются в развитии материально-технической базы и инфраструктуры сферы образования, а также в повышении качества образовательных услуг в соответствии с требованиями современной экономики и обеспечении доступности передового образования для населения Северо-Кавказского федерального округа за его пределами, в том числе за рубежом.
В связи с этим одним из приоритетных направлений Стратегии является строительство и реконструкция образовательных учреждений всех уровней, а также их материальное оснащение с учетом современных технологий образования. Особое внимание необходимо уделить развитию образовательной инфраструктуры для детей-инвалидов.
Для повышения доступности передового высшего образования будет создана программа, предусматривающая возможность предоставления льготных образовательных кредитов молодежи. С учетом сложности задачи удержания квалифицированных кадров в Северо-Кавказском федеральном округе одним из условий льготного кредитования должно стать обязательство отработать определенное количество времени в учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Дополнительно необходимо рассмотреть возможность создания федерального университета, который может стать базой для интеграции образовательной и научной деятельности, создания технологичной базы для исследований, разработок и трансферта новых технологий в производство. При создании данного университета целесообразно учесть опыт развития таких учреждений в других российских регионах.
Важно отметить, что сложившаяся структура подготовки кадров с преобладанием высшего образования не отвечает современным потребностям экономики, в связи с чем необходимо провести ревизию образовательных программ и государственных учреждений, определить потребность в специалистах разных уровней с учетом перспектив развития ключевых секторов и провести необходимые корректировки.
Развитие жилищной сферы
Приоритетными направлениями жилищной политики в рамках реализации Стратегии являются:
создание условий для динамичного жилищного строительства путем разработки специальных кредитных механизмов для населения;
увеличение объемов строительства социального жилья;
развитие жилищно-коммунальной сферы в г. Грозном;
комплексное развитие Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания.
Одним из ключевых мероприятий по стимулированию жилищного строительства в Северо-Кавказском федеральном округе является стимулирование строительства многоэтажного коммерческого жилья и индивидуального жилищного строительства через улучшение доступа населения к заемному финансированию. Данная мера предполагает создание специализированного фонда ипотечного кредитования, основная задача которого - обеспечение функционирования механизма льготного ипотечного кредитования для местного населения.
Учитывая, что в Северо-Кавказском федеральном округе в силу национальных традиций наиболее развито индивидуальное жилищное строительство, необходимо использовать особые меры по его стимулированию и всесторонней поддержке.
Например, в отдельных регионах Чеченской Республики и Кабардино-Балкарской Республики доля индивидуального жилищного строительства превышает 93 процента. В Республике Ингушетия из 100 процентов возводимого жилья 88 процентов приходится на индивидуальное. В остальных регионах доля индивидуального жилищного строительства также высока - более 50 процентов. Согласно прогнозам на индивидуальное жилищное строительство в Северо-Кавказском федеральном округе будет приходиться около 80 процентов площади возводимого в округе жилья.
Еще одним важным направлением развития жилищного строительства является строительство коммунальной инфраструктуры. В целях своевременной модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства и развития предприятий отрасли необходимо:
разработать на государственном уровне механизм включения инвестиционной составляющей в тарифы на коммунальные услуги, что позволит предприятиям отрасли привлекать кредиты на инвестиционные цели;
стимулировать заинтересованность органов местного самоуправления в привлечении инвестиций в развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие физической культуры и спорта
В рамках развития физической культуры и спорта в Северо-Кавказском федеральном округе необходимо выделить следующие приоритетные направления:
развитие массового спорта путем поддержки строительства объектов спортивной инфраструктуры (спортивных залов, полей и площадок, стадионов, бассейнов и др.), создание спортивных досуговых центров и кружков;
строительство профессиональных спортивных центров, направленных на подготовку олимпийского резерва, с учетом приоритетных видов спорта и традиций народов Северного Кавказа;
пропаганда занятий спортом для молодежи посредством федеральных и региональных средств массовой информации.
Развитие культуры
Приоритетными направлениями Стратегии в культурной сфере являются:
сохранение культурного наследия, развитие культурного потенциала и культурных инноваций;
сохранение, развитие и популяризация народного художественного творчества (центров народного творчества, домов ремесел, центров традиционной народной культуры и др.);
поддержка участия творческих коллективов в культурной программе XXII Олимпийских зимних игр в 2014 году в г. Сочи (создание этнической деревни, проведение фестиваля);
создание федерального телеканала, освещающего политические, экономические, социальные и культурные события региона;
восстановление и поддержание объектов культуры, в том числе за счет привлеченных (внебюджетных) средств.
Значимыми направлениями развития культуры в Северо-Кавказском федеральном округе также являются:
поддержка развития профессионального и самодеятельного искусства всех видов и жанров;
создание равных возможностей для населения различных территорий и представителей разных этнических групп для получения доступа к культурным ценностям;
развитие единства культурного пространства;
поддержка современной молодежной субкультуры;
подготовка и реализация целевых программ, направленных на эффективное противодействие этническому и религиозному экстремизму, укрепление и развитие межконфессионального сотрудничества в целях преодоления религиозной и этнической нетерпимости;
повышение инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа в сфере культуры на российском и международном уровнях.
Также в рамках Стратегии предполагается создание центра международной культурной коммуникации Северо-Кавказского федерального округа, основной задачей которого будет сближение кавказских народов на основе сотрудничества в сфере культуры и, тем самым, форсирование их экономического, социального и культурного объединения.
Поддержка местных инициатив
На сегодняшний день одним из действенных инструментов, направленных на повышение благосостояния и качества жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являются реализуемые в округе федеральные целевые программы. Однако в силу масштабности воздействия на социально-экономическое развитие региона федеральные целевые программы не способны решать текущие задачи, возникающие на микроуровне.
В связи с этим необходим поиск других инструментов, направленных на содействие муниципальным образованиям в решении вопросов местного значения, предусматривающих строительство и реконструкцию социальных объектов, местных дорог, обеспечение системы канализации и водоснабжения, освещения, озеленения и благоустройства улиц и т.д.
Одним из таких инструментов может стать реализация программ поддержки местных инициатив, обеспечивающих совместную поддержку органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления и населения в решении наиболее актуальных проблем.
Ключевым содержательным элементом программ поддержки местных инициатив является отбор и финансирование на конкурсной основе проектов, инициированных органами местного самоуправления при широком участии населения и направленных на решение конкретных социальных задач на местном уровне.
Основными направлениями, которые будут рекомендованы муниципальным образованиям для разработки и реализации проектов, будут коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура и социальная инфраструктура.
Для повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также обеспечения качества указанных проектов и реализации участия муниципальных образований и населения в отборе предполагается осуществить:
софинансирование мероприятий проекта со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования (не более 5 - 10 процентов), что позволит сохранить стимулирующую составляющую предоставляемых средств, но в то же время не создаст дополнительной финансовой нагрузки на региональные и местные бюджеты;
предоставление средств субъектам Российской Федерации по итогам решения межведомственной рабочей группы на основе соглашений между Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и субъектами Российской Федерации;
предоставление средств муниципальным образованиям на основе соглашения между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием по итогам конкурса проектов;
разработку типового набора документов (нормативных правовых актов, в том числе соглашений между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, форм таблиц, методических рекомендаций и т.д.), необходимых для обеспечения понятных и прозрачных условий для муниципальных образований при подготовке конкурсной документации;
осуществление активной информационно-разъяснительной и обучающей деятельности со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации и Всемирного банка, что позволит обеспечить качество и результативность проектов;
проведение обучения в форме семинаров и тренингов для представителей муниципальных образований в целях повышения эффективности мероприятий по подготовке и реализации проектов;
организацию мониторинга и оценки эффективности проектов.
Укрепление общегражданской идентичности,
межнациональных отношений и содействие этнокультурному
развитию народов
Реализация оптимального сценария развития межнациональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе предполагает осуществление мероприятий по следующим приоритетным направлениям в общественно-политической и информационной сфере:
укрепление общероссийской гражданской идентичности, предупреждение конфликтов на почве межнациональных и межконфессиональных отношений и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма;
проведение долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование общегражданской идентичности и межэтнической толерантности в Северо-Кавказском федеральном округе, а также формирование позитивного имиджа Северо-Кавказского федерального округа в российских и иностранных средствах массовой информации;
продвижение идеи о материальной невыгодности для местного населения нестабильной ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе (терроризм, экстремизм, межэтническая напряженность существенно снижают инвестиционную привлекательность Северо-Кавказского федерального округа);
создание системы мониторинга общественно-политической, в том числе межэтнической и религиозно-политической, ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе, замыкающейся на систему принятия управленческих решений.
В сфере содействия институтам гражданского общества в профилактике этнополитического и религиозного экстремизма основными мероприятиями являются:
организация взаимодействия с представителями национальных сообществ и местного населения в наиболее проблемных районах субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, путем создания соответствующих консультативных и совещательных органов с участием федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, неправительственных организаций;
разработка мероприятий, направленных на эффективное противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, укрепление межэтнического и межконфессионального сотрудничества.
В целях предотвращения оттока и возвращения русского населения в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, необходима реализация комплекса мер, в том числе:
социально-экономическое развитие мест компактного проживания русского населения, включая реализацию инвестиционных проектов, а также создание инфраструктуры русской культуры в Северо-Кавказском федеральном округе (строительство культурных центров, поддержка творческих коллективов, библиотек русской литературы, историко-краеведческих музеев и т.д.);
всесторонняя социальная поддержка возвращения и предотвращение оттока русского населения (включая обеспечение жильем, компенсацию проезда и трудоустройство);
создание социальных преференций для русского населения, в том числе в сфере образования и науке, выделение для местной русской молодежи квот на бюджетные отделения республиканских вузов, предоставление возможностей для государственной и муниципальной службы, особенно в местах их компактного проживания.
Вместе с тем при всем разнообразии возможных сценариев развития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках, а также Республике Северная Осетия - Алания весомой этнокультурной компонентой вплоть до 2025 - 2030 годов.
В образовательной сфере:
ревизия учебного процесса в общеобразовательных и высших учебных заведениях Северо-Кавказского федерального округа в целях обеспечения единых подходов к преподаванию отечественной истории, а также для предотвращения формирования в ученической среде устойчивых негативных этнических стереотипов;
разработка интерактивного учебного курсов по изучению истории и культуры народов Северного Кавказа, по толерантности и культуре межнационального общения и внедрение их в образовательный процесс;
проведение ежегодного детского миротворческого форума "Дети Кавказа - за мир на Кавказе".
В целях сохранения уникального этнокультурного потенциала Северного Кавказа и превращения его в один из основных факторов роста инвестиционной и экономической привлекательности округа необходимо реализовать меры по следующим направлениям:
развитие этнографического туризма и сопутствующих видов деятельности, продвижение уже существующих туристических брендов - кубачинских промыслов, паломничества по святым для христиан и мусульман местам и др.;
проведение межрегиональных, общероссийских и международных этнокультурных мероприятий, направленных на развитие толерантности, взаимопонимания между народами и противодействие межнациональным конфликтам;
формирование этнокультурной инфраструктуры (региональных и местных этнокультурных и досуговых центров, домов дружбы, центров национальных культур и т.д., в том числе для молодежи);
проведение ежегодной ярмарки социокультурных инициатив с целью отбора и поддержки при помощи грантов молодежных инициатив, формирование дополнительных социальных преференций для талантливой и активной молодежи;
поддержка межрелигиозного и межкультурного диалога.