9. Малый и средний бизнес

9. Малый и средний бизнес

В Северо-Кавказском федеральном округе осуществляют деятельность 316698 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Значительная часть субъектов малого и среднего бизнеса сосредоточена в торговле и в наиболее приоритетных секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа - строительстве, агропромышленном комплексе и туризме.

Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является высокая численность индивидуальных предпринимателей. Если количество индивидуальных предпринимателей соответствует среднероссийскому показателю - 280 человек на 10 тыс. жителей, то количество малых и средних предприятий по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2 - 7 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Низкая обеспеченность производственными и офисными площадями, низкое качество транспортной и логистической инфраструктуры, затрудненный доступ к энергетическим мощностям, нехватка квалифицированных инженеров и технических специалистов, а также административные ограничения являются основными факторами, сдерживающими развитие малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе. Отдельной проблемой является высокая доля нелегального предпринимательства.

В целях повышения уровня занятости населения, обеспечения равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, разработана и утверждена соответствующая целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства". Средний уровень софинансирования расходного обязательства для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, составляет 80 процентов. Финансирование программных мероприятий в Северо-Кавказском федеральном округе за 2009 год за счет средств федерального бюджета выросло более чем в 6 раз, со 182,4 млн. рублей до 1125 млн. рублей. В 2010 году общий объем финансирования программных мероприятий составит 1295 млн. рублей (рост на 15,1 процента).

В целях улучшения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию целесообразно предусмотреть:

предоставление грантовой поддержки начинающим предпринимателям (предоставление грантов предпринимателям на создание собственного дела, а также проведение образовательных программ для претендентов на гранты);

реализацию мер по развитию системы микрофинансирования (предоставление займов на пополнение фондов как самим предприятиям, так и кредитным кооперативам);

формирование гарантийных фондов (создание региональных фондов для предоставления поручительств малому и среднему предпринимательству);

осуществление мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в форме субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам;

создание и развитие межрегиональных элементов инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Для улучшения доступа к инфраструктуре необходимо развитие и повышение эффективности функционирования сети бизнес-инкубаторов и центров развития малого бизнеса. В рамках целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" предполагается оказание начинающим предприятиям различных консультационных услуг, а также предоставление помощи при поиске помещений.

Решение проблемы сбыта (доступа к внешним рынкам) возможно путем дополнительной поддержки экспорта продукции предприятий малого и среднего предпринимательства. Перечень возможных мероприятий включает:

оказание начинающим предпринимателям консультационных услуг по реализации их экспортного потенциала;

предоставление субсидий на участие предприятий в выставочной деятельности;

субсидирование части процентной ставки на закупку оборудования для реализации экспортного потенциала.

Создание комиссии по административным барьерам будет содействовать улучшению ситуации с административными ограничениями для предпринимательства. В рамках реализации указанного направления целесообразно проведение ежегодных исследований состояния административных барьеров для предпринимателей на региональном и муниципальном уровнях, а также проведение круглых столов с участием представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам снижения административных барьеров.