6. Транспортный потенциал

6. Транспортный потенциал

Транспорт - одна из ведущих отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, на долю которой приходится около 10 процентов валового регионального продукта. Северо-Кавказский федеральный округ расположен рядом с крупными российскими и зарубежными рынками, а также на пересечении крупных грузопотоков.

По территории Северо-Кавказского федерального округа проходят главные направления Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включающие такие напряженные участки, как Ростов-на-Дону - Минеральные Воды, Махачкала - Самур, Махачкала - Олейниково. Общая протяженность железнодорожных магистралей в Северо-Кавказском федеральном округе составляет около 3 тыс. километров.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Северо-Кавказского федерального округа составляет 24788 километров, в том числе федеральных - 2577 километров, региональных - 22211 километров. Основными автодорожными узлами на территории Северо-Кавказского федерального округа являются Ставрополь, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и Махачкала.

Махачкалинский морской торговый порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море с перспективой подключения к сотрудничеству в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг".

Вместе с тем в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, существует недостаток соответствующей инфраструктуры и услуг в сфере транспорта и логистики, сдерживающих планируемый экономический рост, мобильность населения, а также реализацию транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

Инфраструктура воздушного транспорта требует развития и комплексной модернизации (аэропортовые комплексы, взлетно-посадочные полосы). Отсутствие межрегиональной авиационной сети сдерживает экономическое и социальное развитие Северо-Кавказского федерального округа.

В связи с увеличением грузопотоков в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, возросла нагрузка на федеральные автомобильные дороги. Пропускная способность значительной части федеральных дорог исчерпана, что ограничивает скорость движения, ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки.

Следует отметить низкий уровень технико-эксплуатационного состояния сети федеральных дорог и неравномерность развития автодорожной сети. Для Северо-Кавказского федерального округа характерна концентрация сети дорог в районе административных центров, рекреационных зон, а также вдоль железнодорожных линий. Значительная часть сельских населенных пунктов Северо-Кавказского федерального округа не обеспечена круглогодичной связью с опорной транспортной сетью дорог с твердым покрытием.

Автомобильные пограничные пункты пропуска с Азербайджанской Республикой и Грузией недостаточно обустроены.

Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется сверхнормативным износом парка городских и пригородных автобусов, необеспеченностью современными автоматизированными системами управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях, а также низкой обеспеченностью современным общественным пассажирским транспортом в городах и в пригородных зонах.

Развитие морских грузоперевозок характеризуется недостаточной пропускной способностью инфраструктуры и транспортных подходов к Махачкалинскому морскому торговому порту, устаревшим флотом. В Северо-Кавказском федеральном округе целесообразно создать систему управления движением судов, объектов Глобальной морской системы связи при бедствии, а также осуществить реконструкцию станций приема и обработки информации Международной спутниковой системы поиска и спасения в Каспийском бассейне.

Низкая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на основных магистральных направлениях, дефицит современных транспортно-логистических центров и мощностей терминально-складского хозяйства, высокий уровень износа основных фондов сдерживает развитие железнодорожных перевозок.

Создаваемые перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей транспортно-логистической инфраструктурой.

Уровень безопасности перевозочного процесса во всех отраслях транспорта, в том числе на автомобильном транспорте, крайне низок.

Необходимость развития транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа обусловлена в том числе необходимостью обеспечения товарных и пассажирских потоков субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, необходимостью развития транзита грузов и пассажиров в системе международного сообщения.

Система международных коридоров в Северо-Кавказском федеральном округе включает:

автодорожные и железнодорожные участки международного транспортного коридора "Север - Юг" по направлениям Москва - Ростов-на-Дону (Астрахань) - Махачкала - Дербент и далее на Иран и в страны Персидского залива;

ответвления международного транспортного коридора "Север - Юг" (от автомагистрали М-29) от Беслана на Грузию;

в морском сообщении - от Махачкалы на Актау (Республика Казахстан), Туркменбаши (Туркмения) и Амир-Абад (Иран) - "Транскаспийский" маршрут.

Международный транспортный коридор "Север - Юг" является одним из глобальных проектов, направленных на интеграцию Российской Федерации в мировую систему грузовых перевозок. Основными преимуществами международного транспортного коридора "Север - Юг" являются сокращение в 2 и более раза расстояния и стоимости перевозок, а также наличие развитой инфраструктуры железнодорожного, морского, автомобильного видов транспорта, имеющей выход на транспортные системы прикаспийских государств.

Однако привлечение на международный транспортный коридор "Север - Юг" дополнительных грузопотоков сдерживается дефицитом современной транспортной инфраструктуры, а также отсутствием единых и эффективных транспортно-таможенных технологий на всем протяжении коридора. При этом растет конкуренция с международными проектами и программами транспортировки грузов на евро-азиатском направлении. В целях реализации преимуществ международного транспортного коридора "Север - Юг" целесообразно осуществление следующих мер технического, технологического, экономического и организационного характера:

опережающее развитие современной транспортной инфраструктуры, основанной на внедрении инновационных перегрузочных и логистических технологий;

формирование мощных операторских компаний, способных создать конкуренцию существующим экспедиторским фирмам;

создание благоприятных условий для перевозок в части тарифной политики, сроков доставки, обеспечения сохранности, упрощения процедур пересечения границ.

В целях развития системы международных транспортных коридоров на территории Северо-Кавказского федерального округа следует предусмотреть:

внедрение технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы Российской Федерации;

разработку и использование современных механизмов финансирования в целях создания объектов транспортной инфраструктуры с привлечением международных и российских инвесторов;

реализацию федеральных целевых программ;

расширение государственно-частного партнерства;

проведение гибкой государственной тарифной, налоговой и инвестиционной политики, обеспечивающей рост конкурентоспособности портов и судоходных компаний, а также привлечение дополнительных внешнеторговых грузопотоков;

гибкую тарифную политику, предусматривающую установление специальных ставок на массовые грузы, введение сквозной льготной ставки для грузов, следующих по коридору, устранение административных барьеров;

развитие взаимодействия между всеми участниками транспортного процесса в рамках регионального сотрудничества с целью реализации транзитного потенциала, последовательную гармонизацию законодательства Российской Федерации в области транспорта с правовыми актами и стандартами, действующими на международных рынках транспортных услуг.