V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

Решение проблемы снижения пожарных рисков в Российской Федерации может быть обеспечено с применением разных вариантов с различными объемами финансирования.

При первом варианте определяются основные цели Программы до 2017 года по решению намеченного комплекса проблем обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Проблема снижения пожарных рисков будет решаться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы до 2017 года. Принятие этого варианта предполагает обеспечение пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации. При этом подразделения пожарной охраны должны быть созданы и оснащены современными средствами пожаротушения согласно принятым нормативам.

Планируется повсеместное применение технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей.

При реализации первого варианта прогнозируется снижение пожарных рисков, что обеспечит уменьшение негативного влияния последствий пожаров на развитие отраслей экономики и показатели социально-экономического развития Российской Федерации.

Для реализации этого варианта необходимо не менее 290 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета потребуется 50,9 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 160,2 млрд. рублей и внебюджетных источников - 78,9 млрд. рублей.

При реализации первого варианта предполагаются следующие базовые параметры пожарных рисков к 2017 году (при расчете на 1 год) по сравнению с их значениями в 2011 году:

частота пожаров - 1,02 (сокращение на 13,2 процента);

индивидуальный риск - .

Такие параметры позволят добиться следующих результатов:

количество пожаров - 146 тыс. пожаров (сокращение на 13,2 процента);

число погибших при пожарах - 7,6 тыс. человек (сокращение на 36,9 процента);

число травмированных при пожарах - 8,7 тыс. человек (сокращение на 29,6 процента);

экономический ущерб от пожаров - 41,5 млрд. рублей (сокращение на 29,9 процента);

доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов - 2,4 процента;

число спасенных при пожарах людей - 110,5 тыс. человек (увеличение на 27,8 процента).

При втором варианте выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей, при этом финансирование сосредоточено на наиболее эффективных и неотложных (приоритетных) мероприятиях. Принятие этого варианта предполагает создание условий для обеспечения тенденции к снижению пожарных рисков. Особое внимание будет уделено решению задачи обеспечения пожарной безопасности подразделениями добровольной пожарной охраны в населенных пунктах на территории Российской Федерации, в которых в настоящее время не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности, определенный нормами. Для этого предполагается в сельских поселениях и других населенных пунктах, дислоцированных в труднодоступной местности, создавать и развивать добровольную пожарную охрану.

В результате реализации Программы до 2017 года большинство населенных пунктов Российской Федерации будут обслуживаться в 2017 году силами подразделений пожарной охраны различных видов.

Планируется разработать и создать инфраструктуру межведомственного электронного взаимодействия для оказания государственных услуг и осуществления государственных функций в области пожарной безопасности в электронном виде.

Однако при реализации этого варианта недостаточно эффективно будет осуществляться поддержание тенденции снижения пожарных рисков, так как вне рамок мероприятий Программы до 2017 года останутся вопросы формирования культуры пожаробезопасного поведения населения и пропаганды пожарно-спасательного дела.

Для реализации этого варианта необходимо 204 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета потребуется 35,8 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 112,7 млрд. рублей и внебюджетных источников - 55,5 млрд. рублей.

При реализации второго варианта предполагаются следующие базовые параметры риска пожаров к 2017 году:

частота пожаров - 1,07 (сокращение на 8,8 процента);

индивидуальный риск - .

Такие параметры позволят получить следующие результаты:

количество пожаров - 153,4 тыс. пожаров (сокращение на 8,8 процента);

число погибших при пожарах - 8,7 тыс. человек (сокращение на 27,5 процента);

число получивших травмы при пожарах - 9,7 тыс. человек (сокращение на 21,8 процента);

экономический ущерб от пожаров - 44,1 млрд. рублей (сокращение на 25,5 процента);

доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов - 5 процентов;

число спасенных при пожарах людей - 104 тыс. человек (увеличение на 20,2 процента).

При реализации третьего варианта, предусматривающего отсутствие государственной поддержки добровольной пожарной охраны, предполагаются следующие базовые параметры риска пожаров к 2017 году:

частота пожаров - 1,08 (сокращение на 8,3 процента);

индивидуальный риск - .

Такие параметры позволят получить следующие результаты:

количество пожаров - 154,2 тыс. пожаров (сокращение на 8,3 процента);

число погибших при пожарах - 8,8 тыс. человек (сокращение на 26,4 процента);

число получивших травмы при пожарах - 9,8 тыс. человек (сокращение на 20,9 процента);

экономический ущерб от пожаров - 44,4 млрд. рублей (сокращение на 25 процентов);

доля населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в общем количестве населенных пунктов - 5,4 процента;

число спасенных при пожарах людей - 103,2 тыс. человек (увеличение на 19,3 процента).

Для реализации третьего варианта необходимо 193,8 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 34,01 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 107,065 млрд. рублей и внебюджетных источников - 52,725 млрд. рублей.

Анализ вариантов решения проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации путем реализации Программы до 2017 года показывает, что наиболее эффективным и экономически приемлемым является второй вариант, предусматривающий затраты в размере 204 млрд. рублей. Этот вариант обеспечит устойчивую положительную тенденцию к снижению пожарных рисков и приближение их значений к показателям пожарных рисков в развитых странах мира.

Этот вариант имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы до 2017 года с учетом факторов социально-экономического развития Российской Федерации. Однако при реализации этого варианта имеются риски, обусловленные экономическими возможностями федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Существует риск завышения или занижения объемов финансирования мероприятий Программы до 2017 года.

Все рассматриваемые варианты имеют риски, обусловленные отсутствием исходной информации для оценки результативности мероприятий Программы до 2017 года.

Невыполнение отдельных мероприятий Программы до 2017 года, в частности из-за отсутствия необходимого финансирования, по строительству и реконструкции многофункциональных пожарных депо в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях приведет к риску невыполнения положений статьи 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Риск недостаточного финансирования мероприятий по разработке и внедрению новых образцов пожарной техники, робототехнических средств, средств мониторинга, экипировки, снаряжения пожарных, медицинского оборудования и средств для оказания помощи пострадавшим в результате техногенных и природных пожаров также приведет к снижению эффективности действий пожарных по спасанию людей и оказанию им необходимой первой помощи.

Риск недостаточного финансирования строительства пожарно-технических центров приведет к снижению темпов роста уровня боеготовности подразделений пожарной охраны. Отсутствие финансирования мероприятий в области обучения и подготовки профессиональных и добровольных пожарных и спасателей приведет к снижению уровня их профессиональной подготовки. Это в итоге приведет к росту числа погибших и травмированных при пожарах людей и увеличению материальных потерь.