IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода система обеспечения пожарной безопасности будет развиваться по схеме последовательного наращивания ресурсов и текущего управления, за исключением возможных случаев возникновения аномальных природных явлений (аналог - 2010 год), когда потребовалось привлечение дополнительных материальных и людских ресурсов для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и природной среды.
Реализация обеспечения пожарной безопасности при инерционном сценарии будет предусматриваться в рамках ответственности собственников, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Прогнозируется замедление процессов формирования культуры пожаробезопасного поведения населения, особенно в жилом секторе. При этом оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности, не будет достаточно эффективной.
В рамках инерционного сценария предполагается, что силы и средства Государственной противопожарной службы будут наращиваться на 2 - 3 процента в год от уровня 2011 года. Темп реконструкции и строительства пожарных депо и замена выработавшей ресурс техники прогнозируются на уровне 1 - 1,5 процента.
Несмотря на результаты, достигнутые на текущий момент времени, научные исследования и разработка образцов новой пожарной техники и вооружения будут осуществляться на устаревшей научной экспериментальной базе, что не позволит создавать образцы технических изделий, которые отвечали бы современным требованиям. Особенно это относится к разработкам в области робототехнических средств, средств мониторинга, снаряжения пожарных и спасателей, медицинского оборудования, средств и приемов оказания первой помощи пострадавшим в результате пожаров.
При инерционном сценарии действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности будут сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти.
При инерционном сценарии показатели обстановки с пожарами к 2017 году будут возрастать:
количество пожаров прогнозируется на уровне 203 тыс. пожаров в год;
число погибших составит более 17 тыс. человек;
число получивших травмы при пожаре составит более 19 тыс. человек.
В этом случае параметры пожарных рисков к 2017 году прогнозируются на уровне следующих значений:
частота пожаров - 1,42;
индивидуальный риск - .
Сохранится тенденция роста ущерба от пожаров. Так, экономический ущерб от пожаров в 2011 году составил 59,2 млрд. рублей. Без принятия эффективных мер по обеспечению пожарной безопасности в стране прогнозируемый к 2017 году экономический ущерб составит более 74,2 млрд. рублей. Это окажет негативное влияние на развитие экономики России и будет сдерживать ее социально-экономическое развитие. При этом число спасенных при пожарах людей будет составлять 90 - 93 тыс. человек. В 2011 году этот показатель составлял 86,5 тыс. человек.
При инерционном сценарии основными недостатками в обеспечении пожарной безопасности по-прежнему будут являться:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;
отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития системы пожарной безопасности;
длительный период времени, который потребуется для достижения уровня пожарных рисков, соответствующего их уровню в развитых странах мира;
наличие проблем в области межведомственной и межрегиональной координации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, особенно при возникновении природных пожаров;
снижение числа пострадавших при пожарах, которым смогут оказать первую помощь.
Необходимо учитывать вопросы развития добровольчества в области обеспечения пожарной безопасности в связи с принятием Федерального закона "О добровольной пожарной охране".
При инерционном сценарии формирование инфраструктуры и техническая оснащенность подразделений добровольной пожарной охраны, а также материальное стимулирование и личное страхование добровольных пожарных в регионах России зависят от материальных и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации.
Наиболее остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельских муниципальных образованиях. Одним из способов решения этих вопросов является организация добровольной пожарной охраны.
Отечественный и международный опыт показывает, что привлечение граждан к деятельности в области обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и организаций оказывает существенное влияние на оперативную обстановку с пожарами в стране и деятельность Государственной противопожарной службы. Во-первых, расширяется круг лиц, участвующих в этом процессе, что позволяет органам управления профессиональной пожарной охраны оптимизировать свои ресурсы. Во-вторых, подразделения и органы управления профессиональной пожарной охраны получают дополнительный источник информации о противопожарном состоянии населенных пунктов и объектов национальной экономики.
Статистика свидетельствует, что до 90-х годов прошлого века силами добровольцев ликвидировалось до 15 процентов пожаров. Деятельность добровольцев по профилактике и тушению пожаров с 1990 по 2000 год резко сократилась. Это связано с процессом распада добровольной пожарной охраны. По данным статистики, с 1995 по 2008 год количество подразделений добровольной пожарной охраны уменьшилось почти в 3 раза (1995 год - 40172 подразделения, 2008 год - 13765 подразделений). Значительно сократились ресурсы добровольной пожарной охраны. Так, количество пожарных депо уменьшилось в 6,8 раза (1995 год - 21016 пожарных депо, 2008 год - 3050 пожарных депо), количество пожарной техники - в 7,5 раза (1995 год - 67899 единиц, 2008 год - 9006 единиц). Эти негативные тенденции сказались на показателях оперативной работы добровольной пожарной охраны. Так, количество выездов на тушение пожаров уменьшилось в 4 раза (1995 год - 38894 выезда, 2008 год - 9356 выездов), количество потушенных пожаров - в 10 раз (1995 год - 25314 случаев, 2008 год - 2454 случая). Почти в 4,6 раза сократилось количество спасенных при пожарах людей (1995 год - 2138 человек, 2008 год - 462 человека).
Сейчас на территории Российской Федерации имеется 12661 подразделение добровольной пожарной охраны общей численностью 70110 человек. На вооружении у них находится около 5737 единиц пожарной техники и около 6224 единиц приспособленной техники. Этих ресурсов недостаточно. По оценкам, для эффективного тушения пожаров добровольцами их численность необходимо довести до 700 - 800 тыс. человек. Это связано с тем, что в настоящее время в Российской Федерации в более чем 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн. человек не обеспечивается нормативное значение времени прибытия на место пожара первого подразделения Государственной противопожарной службы.
В связи с этим необходимо разработать и внедрить технические и организационные мероприятия по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны. Без государственной поддержки, реализуемой путем выполнения мероприятий Программы до 2017 года, разработка организационно-методического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, а также развитие ее ресурсного обеспечения будут осуществляться несистемно.