4. СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (С УЧЕТОМ АСПЕКТОВ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА)

4. Решение прикладных задач на новой технологической основе

4. Решение прикладных задач на новой технологической основе

Развитие базовых систем получения, сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении позволяет поднять на качественно новый уровень решение гидрометеорологической службой прикладных задач по приоритетным направлениям, включая оценку будущих изменений климата и последствий этих изменений, уязвимость секторов экономики и отдельных регионов, возможности их адаптации к изменениям климата, возможности смягчения антропогенного воздействия на климат, а также осуществления специализированного гидрометеорологического обеспечения секторов экономики.

Развитие национальных исследований климата

Решение задачи развития национальных исследований климата предусматривает совершенствование системы климатического мониторинга, создание и ведение баз климатических данных, на основе которых делаются научно обоснованные выводы об изменениях климата.

Развитие научных основ исследования и моделирования климата, а также прогнозирования его изменений предусматривает координацию совместных усилий ученых и специалистов в области климата научно-исследовательских учреждений Российской академии наук, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, высших учебных заведений, а также активное международное сотрудничество.

Развитие на территории Российской Федерации систем наблюдения за климатом, включая мониторинг факторов, формирующих климат, и индикаторов изменения климата, предполагает решение следующих задач:

создание и развитие массивов и баз климатических данных по всем компонентам климатической системы, позволяющих делать научно обоснованные выводы о состоянии и об изменениях климата;

создание и развитие российских моделей климата, не уступающих лучшим мировым моделям, развитие и модернизация блоков учета в этих моделях различных компонентов климатической системы, а также обеспечение работ по моделированию климата достаточными вычислительными и телекоммуникационными ресурсами;

развитие методов регионализации результатов моделирования климата и выработка рекомендаций по учету факторов меняющегося климата по отдельным регионам страны с учетом социального и экономического развития этих регионов;

развитие методов инвентаризации источников выбросов и поглощения парниковых газов;

разработка системы критериев, параметров (пороговых значений) и условий климатической безопасности Российской Федерации;

исследование возможных изменений глобального и регионального климата, их последствий, оценка уязвимости в связи с этим секторов экономики, отдельных регионов, возможности их адаптации к изменениям климата, а также возможности смягчения антропогенного воздействия на климат;

независимая экспертиза результатов мировых научных исследований в области климата и смежных с ней областях.

На первом этапе решения указанных задач планируются разработка и реализация на основе Климатической доктрины Российской Федерации единого плана научных исследований, включающего в себя прогнозирование угроз национальной безопасности, эффективные рекомендации по адаптации к изменениям климата, причем как в масштабе страны, так и в масштабе отдельных территорий, а также применительно к отдельным отраслям.

С учетом принятых решений корректируются программы и планы проведения мероприятий по развитию научной, методической, технологической и информационной составляющих климатических исследований в Российской Федерации, а также предоставления государственных услуг в области климатологии.

Развитие системы агрометеорологического обеспечения

Одной из основных прикладных задач гидрометеорологической службы является обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов аграрной сферы аналитической информацией о складывающихся и ожидаемых погодных условиях, их возможном воздействии на объекты сельскохозяйственного производства и ожидаемую продуктивность сельскохозяйственных культур.

В результате реструктуризации сельскохозяйственного производства и изменения его организационно-правовых основ возникли проблемы правового статуса организации агрометеорологических наблюдений на производственных посевах частных или корпоративных владельцев.

Изменения структуры сельскохозяйственных угодий привели к нарушению пространственной сопряженности метеорологических наблюдений на стационарных метеорологических площадках и агрометеорологических наблюдений на производственных посевах сельскохозяйственных культур. Значительная часть агрометеорологических наблюдательных участков удалена от метеорологических площадок на 3 - 5 километров и более.

Это обстоятельство и ряд других причин определяют необходимость структурной реорганизации и развития системы агрометеорологического обеспечения на основе применения развитых информационных технологий и использования современной приборной базы наблюдений.

Современная система агрометеорологического обеспечения должна обеспечить решение следующих задач:

обеспечение комплексного круглогодичного мониторинга погодно-климатических факторов и их воздействия на состояние погодозависимых объектов сельскохозяйственного производства и формирование продуктивности сельскохозяйственных культур;

определение агроклиматических последствий глобальных изменений климата, разработка оптимальной стратегии адаптации и диверсификации аграрных отраслей экономики, их устойчивого развития;

оценка воздействия неблагоприятных и опасных метеорологических явлений на сельскохозяйственное производство с целью минимизации экономического и экологического ущерба;

осуществление аналитических обобщений в отношении всех уровней и групп потребителей агрометеорологической информации от отдельного сельскохозяйственного производителя до управленческих структур федерального уровня.

Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации
и безопасности воздушного движения

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года будут проведены работы по совершенствованию метеорологического обеспечения безопасности воздушного движения, в том числе по развитию нормативно-правового регулирования метеорологического обеспечения аэронавигации, соответствующего требованиям Конвенции о международной гражданской авиации.

Основные направления совершенствования метеорологического обеспечения аэронавигации обусловлены оптимизацией сети аэропортов с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности, увеличением количества внутренних и международных перевозок, а также развитием аэропортовой инфраструктуры и аэронавигационной системы России.

Основные задачи совершенствования метеорологического обеспечения аэронавигации реализуются в 3 этапа.

В рамках первого этапа (2010 - 2012 годы) предполагается осуществить:

реорганизацию структуры системы метеорологического обеспечения для укрупненных центров организации воздушного движения и укомплектование сети авиаметеорологических подразделений специалистами требуемой квалификации;

переработку нормативных правовых актов в области метеорологического обеспечения аэронавигации, которые в максимальной степени должны соответствовать международным стандартам и рекомендуемой практике;

разработку и внедрение согласованной технической архитектуры метеорологического обеспечения аэронавигации, определяющей функциональные взаимосвязи систем и средств, а также протоколов их взаимодействия на основе международных стандартов и рекомендуемой практики.

В среднесрочном плане, в рамках второго этапа (до 2020 года), предполагается осуществить:

реорганизацию структуры системы метеорологического обеспечения аэронавигации для укрупненных центров организации воздушного движения, создаваемых на втором этапе;

создание и внедрение перспективных систем метеорологического обеспечения аэронавигации, в том числе на базе информации, поступающей с борта воздушных судов;

реализацию эволюционного перехода от традиционных систем к перспективным системам и средствам метеорологического обеспечения аэронавигации;

разработку и внедрение новых технологий метеорологического обеспечения аэронавигации в укрупненных центрах организации воздушного движения, соответствующих Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения, обеспечивающих информационно-техническую совместимость системы метеорологического обеспечения аэронавигации с автоматизированными системами организации воздушного движения;

адаптацию организационно-функциональной структуры системы метеорологического обеспечения аэронавигации и механизма управления указанной системой, а также персонала к работе в условиях интеграции с системой аэронавигационного обслуживания полетов с использованием автоматизированного взаимодействия всех компонентов этих систем;

создание и внедрение системы управления качеством в области метеорологического обеспечения аэронавигации.

Авиаметеорологические подразделения, метеорологическое оборудование, средства измерения и технологии обработки метеорологической информации должны быть сертифицированы, а персонал - аттестован.

В рамках завершающего этапа (до 2030 года) предполагается осуществить:

обеспечение полного перехода к перспективным техническим средствам и технологиям с реализацией автоматического и автоматизированного взаимодействия всех основных функциональных компонентов системы метеорологического обеспечения аэронавигации и ее интеграции с аэронавигационной системой России;

завершение мероприятий по созданию и оснащению укрупненных центров аэронавигационной системы России перспективными метеорологическими системами и оборудованием, разработке и внедрению перспективных технологий и методов метеорологического обеспечения аэронавигации, основанными на принципах унифицированного мгновенного доступа к глобальной метеорологической информации с использованием специализированных экспертных систем;

обеспечение качественного метеорологического обслуживания аэронавигации в соответствии с новыми требованиями аэронавигационной системы России, а также повышение уровня безопасности воздушного движения в метеорологическом отношении в целях эффективного государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации.

Развитие гидрометеорологического и гелиогеофизического
обеспечения деятельности в Арктике (с учетом стратегии
российского присутствия на архипелаге Шпицберген)

Для решения задачи развития гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения деятельности в Арктике (с учетом стратегии российского присутствия на архипелаге Шпицберген) необходимо восстановить количество пунктов гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений до минимально необходимого уровня, отвечающего требованиям к точности краткосрочного прогноза погоды и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях. В труднодоступных незаселенных высокоширотных районах будут установлены автоматические метеорологические станции, а в пунктах метеорологических наблюдений с персоналом - автоматизированные метеорологические комплексы.

В ближайшие годы для обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах требуется спроектировать и построить научно-исследовательское многоцелевое судно ледового класса водоизмещением до 12 тыс. тонн с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в арктических морях. Судно должно быть оснащено вертолетной площадкой и современным оборудованием для производства океанографических, геохимических, ледовых, метеорологических и геофизических наблюдений.

Особое внимание должно уделяться развитию комплексных гидрометеорологических наблюдений на архипелаге Шпицберген.

В силу географического положения архипелага Шпицберген организация наблюдений на архипелаге имеет исключительное значение для развития фундаментальной и прикладной науки, в том числе для проведения средствами наземного базирования исследований наиболее важных аспектов взаимодействия гелио- и геофизических явлений ("космической погоды") - солнечной и геомагнитной активности воздействия солнечных факторов на технические системы (радиопомехи, радиационная обстановка и др.), воздействия на биологические системы и людей.

Архипелаг Шпицберген является репрезентативной территорией для проведения комплексных гидрометеорологических наблюдений с целью оценки масштаба и влияния климатических изменений на условия хозяйственной деятельности.

Решение задачи развития научного, методического, технологического и информационного компонентов государственной наблюдательной сети в Арктике предполагает:

создание необходимой инфраструктуры обеспечения выполнения сезонных полевых натурных исследований;

создание центра приема и обработки спутниковой информации в пос. Баренцбург;

организацию исследований полярной ионосферы и верхней атмосферы в пос. Баренцбург для определения влияния гелиогеофизических факторов на физические свойства высокоширотной атмосферы с целью разработки методов диагноза и прогноза "космической погоды";

организацию комплексного криосферного полигона для сбора данных по изменению состояния ледников, многолетней мерзлоты и биоты, вызванному изменением климата;

организацию мониторинга загрязнения окружающей среды архипелага Шпицберген и прилегающих акваторий, включая мониторинг состояния морских, пресноводных и наземных биоценозов;

создание Российского научного центра, который будет координировать натурные исследования, системы мониторинга окружающей среды и научные программы всех участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в Арктическом регионе.

Обеспечение гидрометеорологической и гелиогеофизической
информационной поддержки деятельности Российской Федерации
в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике)

Для решения задачи обеспечения гидрометеорологической и гелиогеофизической информационной поддержки деятельности Российской Федерации в Антарктике (в зоне действия Договора об Антарктике) необходимо реализовать следующие мероприятия:

проведение модернизации государственной наблюдательной сети на основе технического переоснащения стационарной сети пунктов гидрометеорологических наблюдений и развития сети автоматических метеостанций, геофизических станций, морских судовых экспедиций и прибрежных гидрологических наблюдений;

создание постоянно действующих систем комплексного мониторинга состояния окружающей среды Антарктики в рамках Российской антарктической экспедиции, в работе которой принимают участие не менее 15 организаций различных министерств;

обеспечение строительства научно-экспедиционных и научно-исследовательских судов для развития исследований в Антарктике.

Рост объемов предоставления аналитической и прогностической информации связан с необходимостью обеспечения безопасности выполнения транспортных операций в Антарктике, в том числе с развитием авиационных перевозок, существующих аэродромных баз и строительством новой аэродромной базы на антарктической станции Прогресс. Этими же причинами обусловлена и необходимость развития сети автоматических метеостанций в районах авиационной активности.

Для развития деятельности Российской Федерации и решения комплекса проблем в Антарктическом регионе требуется завершение разработки стратегии обеспечения российского присутствия в Антарктике на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации.

Развитие Российской системы предупреждения о цунами

Российская система предупреждения о цунами, в которую входят организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Геофизической службы Российской академии наук, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации дальневосточных регионов, осуществляет предупреждение о чрезвычайных ситуациях, вызываемых цунами, для повышения защищенности критически важных объектов от угрозы цунами, обеспечения безопасной жизнедеятельности и устойчивого развития дальневосточных регионов России.

Решение задачи модернизации Российской системы предупреждения о цунами предусматривает:

развитие и техническое переоснащение пунктов сейсмологических наблюдений, создание и ввод в эксплуатацию комплексов сейсмических станций нового поколения, информационно-обрабатывающих центров, использующих новые технологии обработки данных и оценки цунамигенности землетрясений;

создание сети автоматических постов наблюдений за уровнем моря, оснащенных современными автоматическими телеметрическими комплексами для регистрации цунами, развитие методов и технологий спутниковых, дистанционных радиолокационных наблюдений за цунами;

модернизацию пунктов наблюдений за цунами, ремонт зданий морских гидрометеорологических станций, оснащение современными системами жизнеобеспечения труднодоступных пунктов наблюдений;

создание центра цунами федерального уровня, техническое и технологическое перевооружение центров цунами в гг. Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке, создание и внедрение современных аппаратно-программных комплексов и информационно-телекоммуникационных технологий;

создание и внедрение технологий для оперативного прогнозирования вероятности генерации волн цунами, моделирования распространения и трансформации этих волн, а также для расчета их характеристик с целью прогнозирования степени опасности цунами для прибрежных территорий;

создание системы предупреждения о цунами прибрежных населенных пунктов Хабаровского края и Магаданской области;

развитие технологий экстренного оповещения населения и объектов экономики об угрозе цунами.

Развитие единой государственной системы информации
об обстановке в Мировом океане

Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане предназначена для обеспечения морской деятельности Российской Федерации, основные цели и задачи которой установлены Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года.

Функционирование единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане обеспечивается путем интеграции и рационального использования информационных ресурсов всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих получение, сбор, обработку, накопление, хранение и распространение информации об обстановке в Мировом океане.

В 2008 году была создана первая очередь единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, действующая в настоящее время в режиме постоянной эксплуатации.

С 2010 года начата разработка новых общесистемных компонентов полнофункциональной системы на основе современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий и средств информационного взаимодействия центров системы и обслуживания пользователей, обеспечивающей повышение устойчивости работы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Проводятся работы по наращиванию информационной ресурсной базы указанной системы, а также по построению и развитию региональных и локальных контуров системы.

В 2013 году создание полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане будет завершено и система будет введена в промышленную эксплуатацию.

После 2013 года планируется обеспечение бесперебойного функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, позволяющей предоставлять на основе интегрированных информационных ресурсов 11 федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук комплексное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации.

Развитие системы противоградовой защиты территорий
и противолавинной службы

Развитие системы противоградовой защиты территорий методами активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы предусматривает переоснащение подразделений противоградовых служб усовершенствованными техническими средствами активного воздействия, а также организацию новых противоградовых отрядов.

Предполагается разработать, испытать и внедрить новые технологии активных воздействий на грозоградовые процессы и явления, в том числе автоматизированную метеорологическую радиотехническую систему обнаружения и предотвращения негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений методами активного воздействия.

Внедрение новых технологий значительно снизит потери от градобития на юге России, а также расширит охват территорий противоградовой защитой. Защита сельскохозяйственных культур от градобитий будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и других регионах России.

Потребности в защите населения и объектов народного хозяйства от схода снежных лавин в горных районах вызывают необходимость развития противолавинной службы.

Для решения задачи развития противолавинной службы необходимо выполнение мер по улучшению технической оснащенности этой службы в Республике Бурятия, Северо-Кавказском федеральном округе, Забайкальском, Камчатском и Красноярском краях, Магаданской и Сахалинской областях и других регионах, а также разработка и внедрение новых технологий активных воздействий на снежные лавины.

Результатом реализации указанных мероприятий будет достижение высокого уровня оправдываемости прогнозов лавинной опасности и защищенности населения и объектов от схода снежных лавин.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D