4. Возможные варианты реализации Программы

4. Возможные варианты реализации Программы

В соответствии с Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы основной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение всего населения страны многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.

При определении оптимального варианта развития телевизионного вещания было проведено сравнение возможностей и стоимости развития и эффективности кабельного, спутникового непосредственного и эфирного вещания при условии охвата вещанием всего населения. В результате подтверждено, что эфирное вещание является самым простым, быстрым и наименее затратным способом охвата населения страны. Кроме того, этот вариант позволяет организовать региональное и местное вещание с учетом всех потребностей вещателей, обеспечить высокие надежность и скорость развертывания сетей.

В крупных населенных пунктах с высокой концентрацией населения и ресурсов эфирное наземное телевизионное вещание ограниченного количества социально значимых каналов дополняется платным кабельным телевидением, расширяющим перечень доступных каналов и предоставляющим дополнительные мультимедийные услуги.

В малых населенных пунктах, не охваченных наземным эфирным телерадиовещанием, экономически целесообразна непосредственная спутниковая телерадиотрансляция.

Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы определено, что наиболее приемлемым является вариант развития эфирного наземного цифрового телевизионного вещания как основы для гарантированного предоставления обязательных телерадиоканалов для большинства населения страны (более 98 процентов) с использованием технологий спутникового непосредственного телевизионного вещания в целях доведения охвата населения многоканальным вещанием до 100 процентов.

При анализе возможных вариантов развития телерадиовещания рассматривались следующие пути:

на коммерческой основе при последующем переходе в основном на платное оказание услуг телерадиовещания населению;

при государственной поддержке с сохранением существующего порядка предоставления услуг телерадиовещания для населения на бесплатной основе.

Первый вариант предполагает, что развитие телерадиовещания, в первую очередь создание цифровых сетей наземного эфирного вещания, осуществляется участниками рынка без бюджетного финансирования и не требует на этапе создания значительной государственной поддержки. Повышенные по сравнению с другими вариантами бюджетные расходы возникнут на этапе эксплуатации сетей при реализации мер государственной поддержки социально значимого телерадиовещания.

При осуществлении первого варианта необходимость коммерческой окупаемости инвестиционных вложений для реализации Программы приведет к ликвидации для большей части населения Российской Федерации бесплатного социально гарантированного телерадиовещания либо к чрезмерным бюджетным расходам, в результате чего неизбежны рост социальной напряженности, увеличение диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием, ставится под сомнение экономическая возможность гарантированного равноправного доступа всего населения страны к информации.

Развитие телерадиовещания, в частности переход от аналогового к цифровому вещанию, по данному варианту будет проходить бессистемно и медленно (минимум 15 - 20 лет). Как показывает опыт иностранных государств, прежде всего будут переведены на цифровое вещание крупные города, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. Сохраняется необходимость содержания в течение неопределенного срока существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет бюджетных средств. Существует опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому телерадиовещанию до 2015 года даже в критически важных приграничных регионах.

Данный вариант не приводит к решению проблемы, так как не предполагает создания единого информационного и культурного пространства, не обеспечивает приемлемого баланса между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, не гарантирует равномерного развития регионов нашей страны по уровню доступности услуг телевещания и не обеспечивает защиты ограниченного национального частотного ресурса.

Второй вариант предполагает создание условий государственной поддержки и бюджетного финансирования мероприятий Программы, а именно:

формирование и закрепление на государственном уровне состава обязательных телерадиоканалов;

первоочередное выделение частотного ресурса государственному оператору связи для распространения в цифровом формате обязательных телерадиоканалов;

строительство сетей наземного цифрового вещания в каждом регионе, развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы отрасли на основе государственно-частного партнерства с определенной долей бюджетного финансирования;

бюджетное субсидирование цифрового вещания обязательных телерадиоканалов.

Перечень обязательных телерадиоканалов формируется на основании решения Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания и утверждается Указом Президента Российской Федерации.

Трансляция обязательных телерадиоканалов на территории Российской Федерации обеспечивается государством силами государственного оператора связи. Сеть государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов модернизируется и переводится на цифровой формат вещания в первоочередном плановом порядке за счет средств федерального бюджета.

Сети распространения остальных телерадиоканалов развиваются на основе внебюджетных источников при нормативно-правовой, организационно-технической и лицензионной поддержке государства.

Фактором риска при переходе на повсеместный прием цифровых каналов и отключении аналогового вещания является низкая степень насыщения абонентов цифровым приемным оборудованием как для систем наземного, так и спутникового непосредственного телевизионного вещания. Недостижение достаточной степени насыщения цифровым приемным оборудованием в каком-либо регионе на момент завершения Программы потребует дополнительного поддержания параллельного аналогового и цифрового вещания и ограничит эффективное использование радиочастотного спектра. Способами минимизации указанных рисков являются следующие:

проведение массовой кампании среди населения по разъяснению необходимости внедрения и преимуществ цифрового телерадиовещания, необходимости приобретения цифрового абонентского приемного оборудования, информированию о сроках, этапах и порядке перехода на цифровое вещание в каждом регионе;

ввод ограничений в отношении производства российского и импорта иностранного телевизионного приемного оборудования, не оснащенного блоком приема цифровых каналов;

ввод в действие поощрительных мер для российских предприятий, организующих производство бытовых устройств для систем цифрового вещания.

Такой подход позволит сократить до 5 лет срок перехода на цифровое вещание с охватом всего населения страны, сэкономить значительные средства федерального бюджета на поддержание аналоговой сети вещания и оплату услуг связи для аналогового вещания. Планомерное и повсеместное внедрение новых технологий на государственных сетях вещания создаст базу для интенсивного развития всей отрасли телерадиовещания. При реализации этого варианта экономические, социальные и технологические риски становятся минимальными.

Учитывая изложенное, в качестве наиболее предпочтительного предлагается рассматривать второй вариант.