ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2016 г. N 1315-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Совершенствование корпоративного управления" (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.
3. Мониторинг и контроль реализации плана осуществлять в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 1613-р.
4. Дополнить приложение N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 1613-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5040; 2013, N 34, ст. 4484; N 40, ст. 5111; 2014, N 7, ст. 711; N 20, ст. 2590; 2016, N 8, ст. 1138) позицией 12 следующего содержания:
"12.
|
Минэкономразвития России
|
"Совершенствование корпоративного управления" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 1315-р)".
|
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2016 г. N 1315-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления" (далее - "дорожная карта") призвана улучшить прозрачность структуры владения российскими публичными акционерными обществами, обеспечить высокий уровень защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров (участников) хозяйственных обществ при совершении сделок, в которых присутствует конфликт интересов, при реорганизации, увеличении уставного капитала и при концентрации значимых пакетов акций в руках одних и тех же лиц, урегулировать вопросы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью публичных акционерных обществ и ответственности в случаях причинения хозяйственным обществам убытков, а также обеспечить защиту прав акционеров на дивиденды и предъявление исков в интересах акционерного общества и предоставление членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества права доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц.
2. Целью "дорожной карты" является повышение уровня защиты миноритарных инвесторов и качества корпоративного управления в российских хозяйственных обществах.
3. В качестве контрольного показателя успешной реализации "дорожной карты" выбрано значение индекса защиты миноритарных инвесторов.
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2016 по 2019 год и позволит Российской Федерации повысить позиции в рейтинге Doing Business, подготавливаемом Всемирным банком на ежегодной основе, и приблизиться к передовому рубежу по соответствующим показателям.
Наименование контрольного показателя
|
Единица измерения
|
Текущее значение
|
Плановый период
|
|
2017 год
|
2018 год
|
|||
Значение индекса защиты миноритарных инвесторов по показателю "Защита миноритарных инвесторов" в рейтинге Doing Business Всемирного банка
|
значение индекса
|
5,67
|
5,7
|
6,67 - 6,83
|
II. План мероприятий
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Ожидаемый результат
|
Срок
|
Исполнитель (соисполнители)
|
Защита миноритарных инвесторов
|
||||
1. Дополнение требований о раскрытии информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, в годовых отчетах и сообщениях о существенных фактах требованием о необходимости указания лица, заинтересованного в совершении сделки, и оснований его заинтересованности, а также требованием о необходимости предоставления лицом, заинтересованным в совершении сделки, информации обо всех обстоятельствах его заинтересованности
|
нормативный акт Банка России
|
дополнены требования о раскрытии информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, в годовых отчетах и сообщениях о существенных фактах требованием о необходимости указания лица, заинтересованного в совершении сделки, и оснований его заинтересованности, а также требованием о необходимости предоставления лицом, заинтересованным в совершении сделки, информации обо всех обстоятельствах его заинтересованности
|
июль 2016 г.
|
Банк России
|
федеральный закон
|
ноябрь 2016 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России
|
||
с участием Банка России и рабочей группы по созданию международного финансового центра Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (далее - рабочая группа)
|
||||
2. Уточнение критериев, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. Предоставление владельцам привилегированных акций права голоса по вопросу внесения в устав положения об объявленных привилегированных акциях соответствующего типа в случае, если размещение таких дополнительных акций негативно отразится на дивидендных правах существующих акционеров
|
федеральный закон
|
уточнены критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. Владельцам привилегированных акций предоставлено право голоса по вопросу внесения в устав положения об объявленных привилегированных акциях соответствующего типа в случае, если размещение таких дополнительных акций негативно отразится на дивидендных правах существующих акционеров
|
ноябрь 2017 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
3. Исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 25.11.2017 N 2622-р
|
||||
4. Предоставление членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества права доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц
|
федеральный закон
|
членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества предоставлено право доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц
|
ноябрь 2016 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
5. Уточнение регулирования одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных сделок
|
федеральный закон
|
уточнено регулирование одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных сделок. Исключена необходимость доказывания наличия убытков или иных неблагоприятных последствий при оспаривании крупных сделок. Бремя доказывания соответствия сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, интересам общества возложено на недобросовестного контрагента.
Голоса контролирующего лица общества, заинтересованного в совершении обществом сделки, а также голоса подконтрольных ему организаций не учитываются при голосовании по вопросу одобрения соответствующей сделки
|
март 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
6. Уточнение регулирования процедуры реорганизации хозяйственных обществ в части вопросов, касающихся их реорганизации с одновременным сочетанием различных форм реорганизации. Обеспечение защиты прав инвесторов в процессе реорганизации (защита прав владельцев привилегированных акций, инвесторов при определении коэффициентов конвертации акций (долей) и формировании органов управления создаваемых хозяйственных обществ и других коммерческих корпораций)
|
федеральный закон
|
уточнено регулирование процедуры реорганизации хозяйственных обществ в части вопросов, касающихся их реорганизации с одновременным сочетанием различных форм реорганизации. Обеспечена защита прав инвесторов в процессе реорганизации (защита прав владельцев привилегированных акций, инвесторов при определении коэффициентов конвертации акций (долей) и формировании органов управления создаваемых хозяйственных обществ и других коммерческих корпораций)
|
март 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
7. Закрепление обязанности раскрытия акционерным обществом информации о сделках организаций, входящих в группу акционерного общества (о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, в совершении которых имеется заинтересованность контролирующего акционера или членов органов управления акционерного общества)
|
нормативный акт Банка России
|
предусмотрено раскрытие акционерным обществом информации о сделках организаций, входящих в группу общества (о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, в совершении которых имеется заинтересованность контролирующего акционера или членов органов управления акционерного общества)
|
март 2019 г.
|
Банк России
|
8. Предоставление акционерам - владельцам обыкновенных акций публичного общества преимущественного права приобретения размещаемых впервые акций другой категории (типа)
|
федеральный закон
|
акционерам - владельцам обыкновенных акций публичного общества предоставлено преимущественное право приобретения размещаемых впервые акций другой категории (типа)
|
ноябрь 2016 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
9. Законодательное закрепление положений о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, об организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в публичных акционерных обществах, а также установление правила о том, что ревизионная комиссия создается в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом этого общества, с учетом того, что если в обществе не создается ревизионная комиссия, то в нем должен быть организован внутренний аудит
|
федеральный закон
|
закреплены положения о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, об организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в публичных акционерных обществах, а также установлены правила о том, что ревизионная комиссия создается в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом этого общества, с учетом того, что если в обществе не создается ревизионная комиссия, то в нем должен быть организован внутренний аудит
|
ноябрь 2017 г.
|
Минфин России,
Банк России,
Минэкономразвития России с участием рабочей группы
|
10. Оценка необходимости уточнения последствий совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов, в виде взыскания убытков, причиненных такой сделкой, в случае, если она не была надлежащим образом одобрена
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
проведена оценка необходимости уточнения последствий совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов, в виде взыскания убытков, причиненных такой сделкой, в случае, если она не была надлежащим образом одобрена
|
ноябрь 2017 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
11. Разработка рекомендаций по раскрытию информации о вознаграждении и компенсациях, предусмотренных менеджменту и членам советов директоров (наблюдательных советов) публичных акционерных обществ, не являющихся обязательными для применения акционерными обществами
|
информационное письмо или рекомендуемая форма раскрытия информации
|
разработаны рекомендации по раскрытию информации о вознаграждении и компенсациях, предусмотренных менеджменту и членам советов директоров (наблюдательных советов) публичных акционерных обществ, не являющиеся обязательными для применения акционерными обществами
|
декабрь 2017 г.
|
Банк России
|
12. Предоставление возможности доступа ко всем необходимым для предмета доказывания по иску акционера (акционеров) документам путем снижения с 25 до 10 процентов порога совместного владения акциями для доступа акционера (акционеров) к документам бухгалтерского учета (если такие документы необходимы для предмета доказывания по иску) с одновременным снижением рисков акционерного общества, связанных с предоставлением акционеру (акционерам) таких документов бухгалтерского учета, которые содержат коммерческую тайну, путем обеспечения ответственности такого акционера (акционеров) за убытки, причиненные акционерному обществу разглашением по его (их) вине коммерческой тайны, содержащейся в соответствующих документах
|
федеральный закон
|
акционерам предоставлен полноценный механизм сбора необходимых для подачи косвенных исков документов (предоставлен доступ к документации акционерных обществ, необходимой для проведения собственных расследований по подозрительным сделкам, их оспаривания и предъявления требований о возмещении акционерному обществу причиненных ими убытков). Акционерным обществам обеспечена возможность привлечь к ответственности акционеров за убытки, причиненные разглашением по их вине коммерческой тайны, содержащейся в предоставленных им документах акционерного общества
|
июль 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
13. Уточнение норм о косвенных исках, предъявляемых акционерами в защиту интересов акционерного общества
|
федеральный закон
|
уточнены нормы о косвенных исках, в том числе урегулированы вопросы формирования позиции акционерного общества при подаче косвенного иска, оптимизированы механизмы возмещения судебных расходов, которые несут лица, заявляющие исковые требования в интересах отдельного акционерного общества
|
март 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минюст России,
Минфин России с участием Банка России и рабочей группы
|
14. Введение в Федеральный закон "Об акционерных обществах" норм об ответственности контролирующего лица за убытки, причиненные по его вине подконтрольному хозяйственному обществу
|
федеральный закон
|
в Федеральный закон "Об акционерных обществах" введены нормы об ответственности контролирующего лица за убытки, причиненные по его вине подконтрольному хозяйственному обществу
|
март 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
15. Совершенствование правового регулирования прав и обязанностей членов органов управления хозяйственных обществ, а также механизмов привлечения их к ответственности
|
федеральный закон
|
определены права и обязанности членов органов управления хозяйственных обществ. Усовершенствованы механизмы привлечения членов органов управления хозяйственных обществ к ответственности за действия (бездействие) при осуществлении ими своих полномочий
|
июль 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
16. Создание условий для участия совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в формировании органов управления акционерного общества, в том числе для передачи полномочий по формированию исполнительных органов совету директоров (наблюдательному совету)
|
федеральный закон
|
совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества предоставлено право выдвигать необходимое количество кандидатов в органы управления акционерного общества вне зависимости от наличия или отсутствия предложений акционеров. Сняты барьеры для передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) в части, касающейся возникновения права акционеров требовать выкупа принадлежащих им акций
|
ноябрь 2017 г.
|
Минэкономразвития России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
17. Оптимизация требований к раскрытию информации публичными обществами
|
федеральный закон
|
установлен механизм раскрытия сообщений о существенных фактах в целях обеспечения прозрачности информации для акционеров, инвесторов и иных заинтересованных лиц
|
ноябрь 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
нормативный акт Банка России
|
июль 2019 г.
|
Банк России
|
||
18. Создание правового механизма, предотвращающего вхождение в состав органов управления публичных обществ недобросовестных лиц.
Создание механизма наложения запрета для лица, которое вступившим в силу решением суда было привлечено к ответственности за убытки, причиненные публичному акционерному обществу сделкой, в совершении которой имелась заинтересованность такого лица, занимать должности в органах управления организаций в течение года
|
федеральный закон
|
создана система, предотвращающая вхождение в состав органов управления публичных обществ недобросовестных лиц путем их дисквалификации. Создан механизм наложения запрета для лица, которое вступившим в силу решением суда было привлечено к ответственности за убытки, причиненные публичному акционерному обществу сделкой, в совершении которой имелась заинтересованность такого лица, занимать должности в органах управления организаций в течение года
|
июль 2018 г.
|
Минэкономразвития России,
Минюст России с участием Банка России и рабочей группы
|
Примечание. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон, считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации.