4. Подготовка кадров и развитие компетенций на основе долгосрочной мотивации
На предыдущих этапах технологического развития в Российской Федерации в значительной мере был утерян престиж профессий, связанных с наукой, что привело к усилению кадрового дефицита в области технологий, инженерных специальностей, физики и математики и в целом по всему спектру естественных наук, в том числе и в связи с "утечкой умов" за рубеж.
Помимо восстановления престижа науки и преодоления "кадрового голода" не менее важной задачей является развитие "мягких навыков и компетенций", в том числе в сфере подготовки лидеров технологических проектов, технологического предпринимательства. Эти вопросы рассмотрены в разделе VI Концепции.
В целях восполнения возникающих дефицитов и фокусировки системы подготовки кадров на технологических приоритетах будут реализованы следующие мероприятия:
уточнение образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, включая обеспечение соответствия тематик, структуры и результатов освоения образовательных программ набору компетенций, требуемых для решения задач развития критических и сквозных технологий. Обеспечение на постоянной основе разработки и реализации образовательных программ с практико-ориентированным подходом, предполагающих управление проектами полного жизненного цикла продуктов, включающего этапы от идеи до коммерциализации;
мониторинг и прогнозирование рынка труда и структуры занятости по профессиональным позициям, связанным с развитием критических и сквозных технологий, включая оценку потребности в численности специалистов и уровня необходимых профессиональных компетенций для последующей адаптации образовательных программ;
поддержка создания новых и действующих научных коллективов, молодых ученых, осуществляющих исследования и разработки в области критических и сквозных технологий в рамках реализации проектов научных исследований по государственному заданию на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
увязка инициатив для обеспечения "бесшовного" кадрового перехода их участников от стадии начала реализации проектов, направленных на развитие сквозных технологий, до их внедрения в производственные и технологические цепочки:
вовлечение обучающихся образовательных организаций высшего образования в мероприятия федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства";
создание научных лабораторий под руководством молодых перспективных исследователей в целях отработки технологических гипотез;
поддержка ведущих ученых и научных школ, вовлеченных в развитие критических и сквозных технологий;
развитие передовых инженерных школ, обеспечивающих потребности в инженерных кадрах для развития критических и сквозных технологий;
популяризация и поддержка программ дополнительного профессионального образования;
тиражирование лучших результатов создания "цифровых кафедр" при образовательных организациях высшего образования;
обеспечение доступности контента цифровых образовательных платформ для педагогов образовательных организаций и обучающихся;
стипендиальная поддержка обучающихся образовательных организаций высшего образования в области критических и сквозных технологий;
создание центров СТЭМ-обучения (STEM), предназначенного для развития знаний и компетенций населения в области естественных наук, технологий, инжиниринга и математики, а также компетенций в производстве изделий, на всех уровнях образования. Развитие системы передовых инженерных школ;
развитие олимпиадного движения и конкурсов, чемпионатов рабочих профессий и профессионального мастерства, в том числе в высокотехнологичных отраслях промышленности, совместных молодежных технологических акселераторов, стартап-студий и кейс-чемпионатов по решению практических научных и технологических задач в целях внедрения соревновательных методик обучения и повышения качества поиска и развития талантов;
поддержка программ целевой аспирантуры и запуск системы стажировок молодых ученых в компаниях-лидерах и технологических компаниях;
запуск системы технологических стажировок молодых сотрудников в компаниях-лидерах и акселерация объединенных технологических команд из числа сотрудников, студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
поддержка технологическими компаниями создания базовых кафедр прикладной ориентации и (или) разработки образовательных программ в образовательных организациях по направлениям технологических приоритетов.