7. Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств

7. Оптимизация системы управления рисками за счет
бюджетных средств

Для обеспечения эффективного использования бюджетных средств на страхование необходимо комплексно проработать вопросы оптимизации системы управления рисками за счет бюджетных средств. Государство является одним из крупнейших страхователей и за счет бюджетных средств осуществляется значительное количество видов личного страхования, а также имущественного страхования.

За счет бюджетных средств осуществляется государственное личное страхование (жизни и здоровья) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, работников налоговых и таможенных органов, прокуроров, государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей и иных лиц.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Бессистемное введение "обязательного" государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий лиц путем внесения соответствующих положений в федеральные законы, не являющиеся законами о конкретном виде обязательного страхования, и в законы субъектов Российской Федерации приводит к правовым коллизиям и пробелам регулирования осуществления личного страхования за счет бюджетных средств, неопределенности статуса такого страхования и формы его осуществления.

В целях единообразного применения норм требуется их систематизация и исключение противоречий в толковании.

На уплату страховых премий по имущественному страхованию для государственных и муниципальных нужд, в частности по страхованию запусков космических объектов, страхованию федерального и муниципального имущества, подлежащего сдаче в аренду, обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте затрачиваются значительные бюджетные средства, при этом достаточно трудно спрогнозировать эффективность таких расходов.

Предварительный анализ результатов проведения указанных видов страхования свидетельствует о том, что страховые премии значительно превышают страховые выплаты, расходы на администрирование такого страхования, в том числе на проведение конкурсов по отбору страховщиков, и сопоставимы, а в некоторых случаях превышают потенциальные расходы на администрирование соответствующих выплат, в случае, если бы они осуществлялись непосредственно за счет бюджетных средств помимо страховщиков.

Увеличение доли расходов на ведение дела в структуре страховой премии, собираемой по таким видам страхования, отчасти является вынужденной мерой, связанной с реализацией вида страхования (финансирование обучения сотрудников, создание информационных систем и привлечение клиентов), или продиктовано осознанной экономикой страховщика, попадающего в зависимость от страхового посредника (например банка), обеспечивающего расширение страхового поля. Затраты на страхование со стороны граждан и хозяйствующих субъектов признаются избыточными, и для страхователя в лице государства эту долю следует сокращать за счет агрегирования средств страховых фондов, минимизации размера рисковой надбавки по видам страхования, экономии расходов, в частности на ведение дела и комиссионные вознаграждения посредникам. При определении условий договоров обязательного страхования для органов государственной власти и муниципальных образований в целях сокращения расходов бюджетной системы на страхование необходимо рассмотреть возможность учета особенностей объекта страхования и деятельности страхователей, оптимизации форм участия государства в страховании.

Учитывая изложенное, необходимо провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства.

С учетом международного опыта и потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бюджетных учреждений в управлении различными рисками следует оценить различные формы управления рисками за счет бюджетных средств (страхование, самостоятельная организация страховой защиты путем создания страховых (резервных) фондов и иные формы, в том числе смешанные) и сформировать систему управления рисками, максимально отвечающую интересам государства, обеспечивающую эффективность расходования бюджетных средств, прозрачность и контроль соответствующих расходов, точность их планирования и бесперебойное выполнение соответствующих социальных и иных обязательств государства.

Необходимо разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования.