IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере

IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, включающие
сведения о расходных обязательствах Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в указанной сфере

Результаты социологических исследований позволяют выявить наметившуюся тенденцию укрепления в обществе общероссийской гражданской идентичности. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации, прежде всего - республик, преобладает этническая и религиозная идентичность.

Данные социологических исследований за 2002 - 2011 годы свидетельствуют об устойчивой тенденции к усилению межнациональной напряженности - враждебность к себе со стороны других национальностей в 2002 году испытывало 10 процентов опрошенных, в 2007 году - 15 процентов, в 2011 году - 18 процентов.

В 2011 году 39 процентов респондентов ответили, что межнациональные отношения в России за последние годы стали напряженнее, нетерпимее, около 49 процентов респондентов проявили негативное отношение к представителям Северо-Кавказского региона.

Социологические исследования (Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2005 - 2012 годы) свидетельствуют о росте конфликтогенного потенциала в сфере межэтнических отношений. Устойчивый характер приобрела масштабная скрытая нетерпимость к представителям других этнических групп. Так, на протяжении последних 8 лет 62 - 63 процента респондентов одобрило бы ограничение въезда представителей некоторых национальностей в регион проживания.

Социология фиксирует рост настороженного, а иногда и агрессивного отношения к прибывающим мигрантам, обладающим культурными, языковыми, а порой и религиозными отличиями в сравнении с принимающим сообществом. В 2012 году 76 процентов респондентов общероссийского социологического опроса (Фонд Общественное мнение, 2012 год) отметили, что в их населенном пункте много приезжих других национальностей.

Данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации свидетельствуют о росте проявлений экстремизма в Российской Федерации в 2008 - 2010 годах, их снижении в 2011 году и резком росте в 2012 году. Так, в 2008 году в России правоохранительными органами было выявлено 460 преступлений экстремистского характера, в 2009 году - 548, в 2010 году - 656 и в 2011 году - 622 преступления. Однако в январе - сентябре 2012 г. зарегистрировано 572 преступления экстремистской направленности (на 22,2 процента больше, чем в аналогичном периоде 2011 года). При этом увеличение числа выявленных преступлений отчасти обусловлено внесением соответствующих изменений в уголовное законодательство, направленных на установление мотивов совершаемых экстремистских правонарушений, их правильной квалификации (расширение квалификационных признаков преступлений по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), а также активизацией деятельности правоохранительных органов по их выявлению и пресечению.

Таким образом, данные разных социологических служб, а также рост числа преступлений на национальной и религиозной почве, значительное число бытовых преступлений, часто приобретающих характер межэтнических конфликтов из-за неоднозначного освещения в средствах массовой информации или сознательной этнизации ситуации одной из конфликтующих сторон, свидетельствуют о необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера.

Указанные негативные тенденции в значительной мере обусловлены отсутствием на федеральном уровне программно-целевого метода решения проблем укрепления гражданского единства, профилактики нетерпимости на национальной и религиозной почве, гармонизации межэтнических отношений, раннего прогнозирования и предупреждения межэтнических конфликтных ситуаций.

Поддержка на федеральном уровне мероприятий в сфере государственной национальной политики носит фрагментарный и бессистемный характер.

Расходные обязательства Российской Федерации, относящиеся к целям и задачам Программы, на 2014 год составляют 494,15 млн. рублей, в том числе:

поддержка Министерством регионального развития Российской Федерации экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - 240 млн. рублей;

поддержка Министерством культуры Российской Федерации проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (в части мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы), - 68 млн. рублей;

реализация Министерством образования и науки Российской Федерации мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 74,5 млн. рублей;

реализация Федеральным агентством по делам молодежи мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 111,65 млн. рублей.

На 2015 год расходные обязательства Российской Федерации, относящиеся к целям и задачам Программы, составляют 483,15 млн. рублей, в том числе:

поддержка Министерством регионального развития Российской Федерации экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - 240 млн. рублей;

поддержка Министерством культуры Российской Федерации проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (в части мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы), - 68 млн. рублей;

реализация Министерством образования и науки Российской Федерации мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 65,5 млн. рублей;

реализация Федеральным агентством по делам молодежи мероприятий, относящихся к целям и задачам Программы, - 111,65 млн. рублей.

Основная часть расходных обязательств Российской Федерации относится к вопросам защиты незначительной по численности целевой группы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, количество представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации составляет 257900 человек).

Указанный подход к финансовому обеспечению государственной национальной политики не приводит к решению ключевых проблем по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.

Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации являются одним из направлений осуществляемой Министерством экономического развития Российской Федерации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Указанные субсидии Министерство экономического развития Российской Федерации распределяет ежегодно на конкурсной основе. В 2012 году из общего размера субсидий - 132 млн. рублей, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям, гранты предоставлены 4 организациям, в том числе 2 национально-культурным автономиям. В 2013 - 2015 годах на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций Министерством экономического развития Российской Федерации предусмотрено 280 млн. рублей ежегодно.

В период 2009 - 2014 годов расходные обязательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики ежегодно уменьшаются. Вместе с тем вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве, создание условий для гармонизации межнациональных отношений, развития межрелигиозного диалога и сотрудничества, формирования стимулов для системной (в том числе программной) активизации в этой сфере субъектов Российской Федерации являются прежде всего задачами федерального уровня.

Расходные обязательства субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики, в том числе относящиеся к цели и задачам Программы, в 2012 году составляют 3004,6 млн. рублей, в 2013 году - 2486,1 млн. рублей, в 2014 году - 2328,9 млн. рублей. При этом ежегодные расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации составляют около половины расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики.

Реализация мероприятий в сфере государственной национальной политики осуществляется субъектами Российской Федерации разрозненно и разнонаправленно, без соответствующей координации на федеральном уровне, что зачастую приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, сохранению и в ряде случаев усилению негативных тенденций.

Указанные тенденции обусловили решение заседания Совета при Президенте Российской Федерации о целесообразности принятия федеральной целевой программы, направленной на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение гражданского мира и межнационального согласия.

Отсутствие программно-целевого подхода к реализации государственной национальной политики будет означать усиление инерционного сценария развития ситуации, характеризующегося ухудшением большинства показателей в сфере государственной национальной политики, что может привести к следующим негативным последствиям:

снижение уровня общероссийской гражданской идентичности;

снижение защитных мер в отношении уникального этнокультурного многообразия народов России;

дальнейшая политизация религиозного и этнического факторов в России;

радикализация настроений и усиление напряженности в сфере межэтнических, межрелигиозных и федеративных отношений;

дальнейший рост националистических и ксенофобских настроений;

рост националистических и радикальных настроений в среде русского большинства;

увеличение количества россиян, вовлеченных в экстремистскую деятельность на почве ненависти и вражды к представителям других народов, культур и религий;

рост числа асоциальных и неадаптированных к условиям и традициям российского общества мигрантов;

усложнение религиозно-политической ситуации, в том числе по причине попыток извне радикализовать часть религиозного сообщества;

затруднение исполнения ряда международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств и коренных народов, содержащихся в ратифицированных Российской Федерацией международных договорах;

снижение привлекательности и интеграционного потенциала Российской Федерации.

Отсутствие скоординированной политики может привести к проблемам в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и общественного согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.