VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам на вариантной основе
Выбор цели и задач Программы основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, которыми определена необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.
Такой переход требует создания условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке.
Исходя из этого, целью Программы является повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;
повышение качества туристских услуг;
продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Перечень указанных задач определен в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и с учетом требований комплексности подхода к решению проблемы рационального использования туристско-рекреационного потенциала России с целью повышения конкурентоспособности отечественного рынка туристских услуг.
В рамках сформулированных задач Программы выделяются следующие основные функциональные направления реализации мероприятий Программы:
1) создание современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Российской Федерации.
На II и III этапах реализации Программы предполагается произвести работы, необходимые для создания инвестиционных площадок для строительства коллективных средств размещения и других туристских объектов, в том числе создать инженерную и транспортную инфраструктуру туристских объектов, построить и реконструировать линии электропередачи для туристских комплексов, произвести берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских территорий, осуществить строительство объектов водоснабжения для туристских комплексов, построить необходимые очистные сооружения.
В рамках Программы планируется реализовать масштабный проект по созданию сети кластеров для автотуристов, включающих в себя на I этапе придорожную гостиницу или мотель, кемпинг, парковки для легкового и грузового автотранспорта, а также автобусов, кафе-ресторан, автосервис, магазины придорожной торговли и автозаправочный комплекс. Кластеры станут точками роста регионов и межрегиональных связей, вокруг которых активизируется развитие малого и среднего бизнеса. Элементы сети планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов, например к историко-культурным центрам и заповедникам. Всего в рамках Программы (II и III этапы реализации) планируется создание 35 кластеров для автотуристов в регионах России.
Финансирование данного направления реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять преимущественно за счет внебюджетных средств (около 64 процентов общего предполагаемого объема финансирования), которые будут использованы для создания объектов туристской направленности, при этом инфраструктура будет финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
2) повышение качества туристских услуг, в том числе за счет:
развития системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, а также реализации программ "обучения обучающих";
создания условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации - некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В настоящее время саморегулируемые организации в сфере туризма отсутствуют. Туристские саморегулируемые организации могли бы взять на себя следующие функции:
разработка норм, стандартов и принципов ведения туристской деятельности в действующей конкурентной среде в интересах потребителя и с целью обеспечения его безопасности;
совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма (аттестация, повышение квалификации);
оперативное информирование субъектов туриндустрии об изменениях и новшествах законодательства в сфере туризма;
осуществление сбора, накопления, анализа оперативных и статистических данных, характеризующих туристский рынок и эффективность мер его государственной поддержки, подготовки прогнозных выводов и предложений по развитию туристской деятельности;
проведение анализа практики применения добровольных стандартов системы классификации гостиниц и иных средств размещения, системы классификации пляжей, системы классификации горнолыжных трасс, а также подготовка предложений по их совершенствованию и механизму реализации с учетом требований Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
организация и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защита прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии;
координация предпринимательской деятельности в сфере туризма, в том числе в сфере турагентской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов;
разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.
Мероприятия указанного направления планируется проводить на протяжении всего периода реализации Программы и финансировать за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (12,8 процента совокупных расходов);
3) продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Для решения поставленной задачи в рамках Программы планируется:
проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в России на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, а также проведение пресс-туров на протяжении всего периода реализации Программы;
создание банка фото- и видеоматериалов "Россия туристская", необходимого для проведения рекламных кампаний и создания имиджа России, как привлекательного направления для туристов, в том числе конкурентоспособных цифровых фильмов художественного содержания, освещающих новые туристские маршруты в России на протяжении всего периода реализации Программы;
создание централизованного национального ресурса в сети Интернет о туристских возможностях Российской Федерации, создание и обеспечение функционирования государственной системы информационного обеспечения туризма в Российской Федерации, в том числе создание информационного портала для туристов, туроператоров, поставщиков туристско-рекреационных услуг и инвесторов в туристскую отрасль, который может также стать отраслевой торговой площадкой. Большая часть работ в этом направлении будет проведена в сроки, определенные для I этапа реализации Программы;
создание сети информационных центров для туристов в России и за границей, осуществляющих системную работу по информационной поддержке развития въездного и внутреннего туризма, в том числе постоянную разъяснительную работу, организацию выставок и семинаров, содействие всем заинтересованным лицам, особенно туроператорам и инвесторам на протяжении всего периода реализации Программы;
создание сети информационных пунктов в центрах притяжения туристов, осуществляющих информационную и сервисную поддержку туристов на протяжении всего периода реализации Программы;
организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий на всех этапах реализации Программы.
Для указанного направления реализации мероприятий Программы предполагается частичное финансирование за счет внебюджетных источников (на уровне, не превышающем 15 процентов совокупных расходов по направлению).
В процессе разработки Программы будет изучена возможность организации государственно-частного партнерства по этому направлению.
Перечень и содержание мероприятий Программы по таким направлениям будут уточнены и конкретизированы в рамках разработки Программы.
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов:
численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения;
численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения.
Для оценки степени решения задач Программы предлагается использовать следующую систему показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения:
показатели решения задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации:
площадь номерного фонда коллективных средств размещения;
инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания);
количество койко-мест в коллективных средствах размещения;
количество работающих в коллективных средствах размещения;
количество работающих в туристских фирмах;
показатель решения задачи, направленной на повышение качества туристских услуг, - объем платных туристских услуг, оказанных населению;
показатель решения задачи по продвижению туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках - объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Значения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы (с учетом вариативности) приведены в приложении N 1.
Динамика достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы для выбранного сценария (варианта) ее реализации приведена в приложении N 2.
Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации мероприятий Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.