ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. N 1215-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке и осуществлении мер государственной социальной помощи населению руководствоваться положениями Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 2014 г. N 1215-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере оказания внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации.

Под внутренней продовольственной помощью в настоящей Концепции понимается система государственной помощи населению Российской Федерации в форме прямых поставок продуктов питания заинтересованным лицам или предоставление денежных средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Необходимыми условиями реализации государственной политики в сфере оказания внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации являются:

поддержание стабильности обеспечения населения качественными продовольственными товарами;

повышение экономической доступности продуктов питания для обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, в том числе организации здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также здорового питания в учреждениях социальной сферы.

Настоящая Концепция разработана на основании положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".

Настоящая Концепция основывается на идее формирования и поэтапного расширения системы внутренней продовольственной помощи в зависимости от экономических возможностей, социального и демографического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

II. Механизмы государственной социальной (в том числе
продовольственной) помощи населению

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь (в том числе в виде денежных выплат и в виде продуктов питания) оказывается адресно малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и государственных региональных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Размер такой помощи, условия и порядок ее оказания также определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При оказании государственной социальной помощи в субъектах Российской Федерации продукты питания доставляются непосредственно получателям помощи либо отпускаются гражданам через сеть социальных магазинов.

Также нуждающимся гражданам, в особенности пенсионерам и инвалидам, предоставляются бесплатные либо льготные обеды в социальных столовых при учреждениях социального обслуживания и при специальных домах для одиноких престарелых.

Распространение получило предоставление бесплатных продуктовых наборов отдельным категориям граждан, в том числе пожилым гражданам, многодетным семьям, родителям, имеющим детей-инвалидов, а также опекунам, попечителям, приемным родителям и патронатным воспитателям.

В отдельных субъектах Российской Федерации введены различные формы денежной компенсации гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на приобретение продуктов питания и горячего питания (в том числе с использованием электронных средств).

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение питанием обучающихся является одной из мер социальной поддержки и стимулирования, осуществляемых в отношении этой категории граждан.

В целях совершенствования обеспечения здоровым питанием населения в большинстве субъектов Российской Федерации реализуются региональные долгосрочные программы развития образования, программы реализации основ государственной политики в области здорового питания населения и программы демографического развития.

III. Цель, задачи и принципы развития внутренней
продовольственной помощи в Российской Федерации

Целью настоящей Концепции является обеспечение экономической и физической доступности для отдельных категорий граждан Российской Федерации качественных продуктов питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья населения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на развитие внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

совершенствование системы внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения в Российской Федерации;

развитие и модернизация производственной и товаропроводящей инфраструктуры, обеспечивающей систему внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

обеспечение соответствия пищевой продукции, предоставляемой при оказании внутренней продовольственной помощи, требованиям системы технического регулирования Таможенного союза;

разработка и внедрение современных технологий и организационно-управленческих решений, направленных на повышение безопасности, качества и конкурентоспособности продуктов питания;

интеграция системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации с системой закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

развитие форм межрегионального взаимодействия и добросовестной конкуренции;

развитие международного сотрудничества в решении задач оказания продовольственной помощи, расширение взаимодействия с международными организациями, а также формирование правовой базы для сотрудничества с иностранными государствами, в том числе с государствами - членами Таможенного союза и государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:

доступность и адресность оказания внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

приоритетная поддержка наиболее нуждающихся слоев населения;

организация здорового питания нуждающихся беременных и кормящих женщин, а также детей раннего, дошкольного и школьного возраста;

комплексный подход к развитию производства и товаропроводящей инфраструктуры системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации.

IV. Основные направления развития системы внутренней
продовольственной помощи

Оказание внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации предусматривается в отношении нуждающейся части населения, состав которой определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предполагается оказание внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации по следующим направлениям:

предоставление прямых поставок продовольственных товаров и (или) льготного горячего питания отдельным категориям граждан;

предоставление денежных средств для приобретения продовольственных товаров отдельным категориям граждан.

Решение задач настоящей Концепции предусматривает:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере оказания внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

разработку программ развития внутренней продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации;

совершенствование системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

внедрение современных платежных средств для их использования при предоставлении внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

развитие сети производственно-логистических центров и комбинатов питания, а также увеличение объемов производства и сбыта пищевой продукции, обогащенной незаменимыми микро- и макронутриентами, продуктов для детского питания, продуктов функционального назначения, продуктов диетического и профилактического питания, мясной, молочной, рыбной продукции, а также овощей и фруктов;

проведение мониторинга и анализа эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

информирование населения Российской Федерации о возможностях и условиях получения внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, а также пропаганда здорового питания.

V. Этапы и основные механизмы реализации Концепции

Развитие системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации предполагается осуществить в 2014 - 2020 годы в 2 этапа.

На I этапе (2014 - 2015 годы) предполагается осуществление:

разработки и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений развития системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации;

формирования системы управления внутренней продовольственной помощью в Российской Федерации на базе имеющихся ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

развития производственной и логистической инфраструктуры внутренней продовольственной помощи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на государственную поддержку мероприятий, направленных на развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров, создание системы оптовых распределительных центров, развитие переработки и сбыта продукции животноводства, в рамках реализации экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации;

организации мониторинга реализации мероприятий по развитию системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации на основе показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", и Основами государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р;

уточнения перечня мероприятий, основных показателей и индикаторов, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", а также другими государственными программами Российской Федерации.

На II этапе (2016 - 2020 годы) предполагается:

совершенствование системы внутренней продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации;

принятие программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих развитие внутренней продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации;

реализация, мониторинг и оценка эффективности программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих развитие внутренней продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках установленных полномочий в пределах принятых бюджетных обязательств.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации настоящей Концепции к 2020 году предполагается:

повысить обеспеченность отдельных категорий граждан высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов до 90 процентов;

увеличить охват обучающихся в образовательных организациях сбалансированным (по рациональным нормам потребления пищевых продуктов), безопасным и качественным питанием до 80 процентов;

увеличить удельный вес российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия в обеспечении системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации до 80 процентов.