II. Вызовы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой
В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации перед уголовно-исполнительной системой стоят следующие вызовы:
необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
выработка системного подхода при планировании размещения учреждений уголовно-исполнительной системы;
модернизация инфраструктуры, которая позволит создать достойные условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
рациональное расположение учреждений уголовно-исполнительной системы в населенных пунктах, исключающее возможность негативного влияния на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры;
совершенствование производственной деятельности для обеспечения необходимого уровня занятости осужденных и возможности обращения взыскания по исполнительным документам на заработную плату осужденных;
развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ;
совершенствование системы оценки эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;
усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию востребованности профессиональных навыков, жилья, средств к существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной преступности.
Таким образом, обозначенные вызовы требуют принятия дополнительных мер для достижения основной цели уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных, а также их ресоциализации и социальной адаптации.