XI. Реформирование системы бюджетных платежей

XI. Реформирование системы бюджетных платежей

В настоящее время все средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы в целом.

Вместе с тем положение, при котором количество счетов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, соответствует количеству публично-правовых образований, приводит к наличию значительного количества отдельно открытых каждому публично-правовому образованию счетов по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (более 24 тыс.). Кроме того, через многочисленные банковские счета осуществляется исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, ведется учет операций медицинских бюджетных учреждений, органов социальной защиты, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений, операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, а также операций по обеспечению наличными денежными средствами бюджетных учреждений.

В условиях проводимых Центральным банком Российской Федерации мероприятий по оптимизации своей расчетной сети, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций становится актуальным вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства при выполнении функции по кассовому обслуживанию бюджетов публично-правовых образований.

Опыт ряда зарубежных стран показывает, что орган кассового обслуживания исполнения бюджетов (казначейство) может являться единственным, кроме кредитных организаций, участником платежной системы центрального банка, обеспечивающим расчеты публично-правовых образований с использованием одного банковского счета, открытого этому органу в платежной системе Центрального банка Российской Федерации, с предоставлением доступа клиентам ко всем расчетным услугам через систему соответствующих балансовых счетов.

Изменение механизмов в организации кассового устройства исполнения бюджетов позволит сосредоточить счета всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участников бюджетного процесса, бюджетных учреждений и иных клиентов (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) только в Федеральном казначействе с открытием ему в Центральном банке Российской Федерации одного счета. При этом потребуется принять согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры, обеспечивающие реформирование технологий Федерального казначейства с целью их унификации с банковскими расчетными технологиями, но при их большей оперативности и прозрачности.

Реализация такого подхода:

позволит обеспечить ускорение распределения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

приведет к упрощению и унификации документооборота;

создаст возможность осуществления платежей в бюджетную систему Российской Федерации и из бюджетной системы Российской Федерации путем применения современных банковских и иных платежных технологий;

позволит оперативно обеспечить администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В рамках реализации указанных мероприятий в 2010 - 2012 годах целесообразно подготовить соответствующую нормативную правовую базу, в том числе законодательную, для обеспечения реформирования системы бюджетных платежей до 2017 года включительно.