5. Подпрограмма "Безопасность и охрана труда в угольной промышленности"

5. Подпрограмма "Безопасность и охрана труда
в угольной промышленности"

Целью безопасности и охраны труда в угольной промышленности на период до 2030 года является формирование условий для повышения уровня промышленной безопасности на шахтах, разрезах и углеобогатительных фабриках, улучшения условий труда, снижения общей и профессиональной заболеваемости, уменьшения трудовых потерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности работников угольных предприятий.

Реализация мероприятий осуществляется по следующим направлениям:

повышение эффективности государственного регулирования в области промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности, включая разработку и внедрение государственных нормативных актов по охране труда на предприятиях угольной отрасли, гармонизированных с законодательством об охране труда стран Европейского союза;

совершенствование системы медико-социальной, профессиональной санаторно-курортной реабилитации работников и лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

внедрение управления профессиональными рисками в угольной промышленности с учетом российского опыта и современных концепций Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и директив Европейского союза.

Первый этап реализации подпрограммы будет характеризоваться принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, реализация которых обеспечит снижение количества промышленных аварий и производственного травматизма на предприятиях угольной промышленности до уровня стран Европейского союза.

Для снижения аварийности и сохранения жизни и здоровья работников угольной промышленности по поручению Правительства Российской Федерации Министерство энергетики Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями разрабатывают и реализуют с 2009 года программу по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей. Мероприятия указанной программы пересматриваются участниками каждые 2 года и предусматривают выполнение мероприятий по наиболее актуальным проблемам нормативно-правового обеспечения безопасности в промышленности.

В целях исполнения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и выполнения Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 1762-р) разрабатывается ведомственная программа по стандартизации "Развитие угольной промышленности", которая охватывает разработку национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, а также других нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, безопасности ведения горных работ, охраны труда, в том числе их регулярный пересмотр для актуализации содержащихся в них требований и гармонизации с законодательством стран Европейского союза и нормативными требованиями Таможенного союза.

Разрабатываются:

единая система управления промышленной безопасностью и охраной труда;

механизмы совершенствования образовательных технологий для повышения профессиональной компетентности персонала в вопросах промышленной безопасности и охраны труда;

порядок создания и организации вспомогательных горноспасательных команд на объектах угольной промышленности;

организационные основы сокращения числа проверок угольных компаний контрольными (надзорными) органами за счет проведения Федеральной службой по экономическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместных проверок организаций угольной промышленности;

механизмы совершенствования процедур допуска оборудования для эксплуатации на опасных производственных объектах.

Второй этап реализации подпрограммы предусматривает осуществление инновационных проектов на базе российских разработок по добыче и утилизации шахтного метана, внедрению безлюдных технологических процессов и роботизированной горнодобывающей техники.

Предполагается продолжение работ по совершенствованию нормативных требований в области безопасности производственных процессов для приведения их в соответствие с направлениями модернизации в угольном производстве, усиление роли вспомогательных горноспасательных команд при горноспасательном обслуживании.

Третий этап реализации подпрограммы предусматривает достижение мирового уровня в области промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности, а также промышленное использование шахтного метана и попутных полезных ископаемых.

Поскольку меры по обеспечению промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности предусмотрены на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, направления, связанные с выбором участков месторождений с благоприятными условиями залегания и газоносностью, разработкой технологии горных работ и горнодобывающей техники с учетом требований по повышению безопасности их применения, включены в подпрограммы развития сырьевой базы, производственного потенциала и технологического развития. В подпрограмме сконцентрированы направления, не учтенные в других подпрограммах.

Реализация подпрограммы предусматривает достижение к 2030 году уровня развитых стран в обеспечении промышленной безопасности и охраны труда, отказа от потенциально опасных технологий добычи угля.

Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе и включены в государственные программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Развитие здравоохранения", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.