4. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА | ПАСПОРТ Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

4. Целевое видение развития угольной промышленности России

4. Целевое видение развития угольной промышленности России

Глобальные проблемы предстоящего периода являются причинами включения в Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа) альтернативных сценариев развития угольной промышленности.

Первой проблемой является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы. В предстоящий период серьезное влияние на развитие мировой экономики будут оказывать проблемы, связанные с преодолением энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии, а также с усилением влияния экологических факторов и факторов изменения климата.

Изменится характер рынка энергоресурсов, его ценовые и объемные характеристики все в большей мере будут определяться не производителем энергоресурсов, а их потребителем, что значительно усилит экологические требования к использованию энергоресурсов.

Второй проблемой является ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы развития экономики, основанной на использовании новейших достижений в области науки и техники.

Третьей проблемой является нарастание новых внутренних ограничений роста, обусловленных недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.

С учетом изложенного проанализированы альтернативные варианты развития угольной промышленности с учетом глубины технологической модернизации, темпов обновления производственных фондов и создания новых продуктов переработки угля. При этом основным направлением развития российской угольной промышленности является создание новых центров угледобычи на востоке страны - в Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском крае и Амурской области с соответствующим наращиванием экспортного потенциала и повышением конкурентоспособности угольных компаний.

Рассмотрены 2 основных варианта объемных показателей развития промышленности.

Первый вариант предусматривает добычу угля в объеме не более 410 млн. тонн и обусловлен низким перспективным соотношением цен на газ и уголь (менее чем 2 к 1) и наличием инфраструктурных ограничений. Однако при этом предполагается реализация мероприятий по управлению рисками, определенными проектом энергетической стратегии России на период до 2035 года.

Второй вариант, оптимистический (технологическая модернизация), предусматривает добычу угля в объеме 480 млн. тонн. Выполнению этого показателя будут способствовать установленные Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" льготные налоговые условия для высокотехнологичных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также высокие темпы модернизации производства, переход внутреннего рынка газа к условиям равнодоходности по отношению к экспортным поставкам, более высокие темпы промышленного освоения технологий переработки угля, в том числе глубокой. Предполагается изменение тарифного и налогового законодательства. Прогнозируется рост цены угля на внешнем рынке в пределах рассматриваемого периода.

Кроме того, при благоприятном сочетании внешних и внутренних условий возможно превышение прогнозных показателей оптимистического варианта. Оно может быть связано с ростом спроса на атлантическом рынке угля, что даст стимул к расширению угледобычи в Печорском и Донецком бассейнах. На востоке страны доля российского угля на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона с сегодняшних 5,9 процента может увеличиться до 13 процентов.

В значительной степени на увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние успешное экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению 3 месторождений, два из которых расположены в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское), где к 2030 году возможно довести добычу угля до 29 и 10 млн. тонн соответственно с одновременным строительством электростанций на угольном топливе для поставки электроэнергии в Китай. Третий перспективный центр угледобычи - это угольные месторождения Чикойской впадины в Забайкальском крае (с добычей 10 - 20 млн. тонн угля к 2030 году). Причем освоение этих проектов не скажется на загрузке внутренних транспортных магистралей, так как месторождения расположены в непосредственной близости от границы с Китаем, а угольная продукция с месторождений Чикойской впадины будет экспортироваться через ближайший погранпереход.

Преимущественное наращивание экспорта угля из восточных регионов страны позволит сохранить конкурентоспособность российского угля на международных рынках за счет снижения транспортных затрат. В старых районах угледобычи получат развитие угольно-технологические (включая глубокую переработку угля), углехимические кластеры (в том числе получение из низкокачественных коксующихся углей кокса, синтетического жидкого топлива и новых химических продуктов) и энергоугольные кластеры, позволяющие комплексно использовать возможности угольных месторождений. В восточных районах страны помимо кластерного подхода получат развитие территориально-производственные комплексы, ориентированные на совместную разработку угля и залегающих рядом металлических руд.

Внедрение единых систем управления промышленной безопасностью позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваний. Использование наиболее современных экологически чистых технологий при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий позволит минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. Ежегодный уровень рекультивации нарушенных земель приблизится к годовому объему нарушений.

Завершится реструктуризация угольной промышленности России. Будут выполнены в полном объеме обязательства государства по обеспечению мер социальной защиты высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охраны территорий от экологических и иных последствий добычи угля. В процессе создания системы планомерного выбытия неэффективных производств начнется формирование ликвидационного фонда (фондов), заработает механизм ликвидации предприятий-банкротов до начала финансирования из ликвидационного фонда с обеспечением всех положенных по закону мер социальной защиты увольняемых трудящихся ликвидируемых угольных предприятий.

Новые профессиональные стандарты позволят подготовить и трудоустроить специалистов необходимых в угольной промышленности профессий в требуемом количестве. Строительство благоустроенных поселков с необходимой социальной инфраструктурой позволит привлечь специалистов к освоению новых угольных месторождений в отдаленных местностях.

Российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией. Потенциал развития российских угольных компаний в рамках отечественного топливно-энергетического комплекса заключается:

в наличии огромных запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 600 лет;

в наличии значительного опыта использования этого энергоресурса, обеспечивающего в том числе устойчивость энергоснабжения, особенно в кризисных ситуациях;

в возможности выхода на мировой рынок;

в наличии существенных резервов повышения эффективности;

в многообразии различных видов угольной продукции;

в возможности адаптации к меняющимся условиям рынка;

в возможности интеграции с приоритетными направлениями инновационного развития экономики;

в обеспечении региональной энергетической безопасности.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D