2. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА | ПАСПОРТ Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

2. Основные системные проблемы развития угольной промышленности России

2. Основные системные проблемы развития угольной
промышленности России

Перспективы развития угольной промышленности связаны с решением проблем системного характера. К их числу относятся следующие проблемы:

падение внутреннего спроса на энергетический уголь - с момента наивысшего потребления энергетического угля на внутреннем российском рынке (1988 год) этот показатель снизился в 1,6 раза. Объективная необходимость сдерживания роста цен на газ на внутреннем рынке до уровня равнодоходности с экспортом не позволяет угольной продукции конкурировать с газом в сфере электроэнергетики и в жилищно-коммунальном хозяйстве;

неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля. Для дальнейшего освоения Эльгинского каменноугольного месторождения необходимо достроить железнодорожную ветку от станции Эльга до разреза "Эльгинский". Без строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино невозможно вести освоение Улугхемского каменноугольного бассейна, кроме того требуется строительство мостов, электроподстанций, рабочих поселков и т.д.;

отсутствие мотивации у пользователя недр при проведении работ по геологическому изучению и разведке участков недр с низкой степенью геологической изученности;

недостаточное развитие Восточного полигона сети железных дорог (в том числе недостаточная пропускная способность в зоне Байкало-Амурской магистрали), наличие "барьерных мест" железнодорожного участка Междуреченск-Тайшет, железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Юга России;

затянувшийся (в связи с недостаточностью выделяемых бюджетных средств) процесс реструктуризации угольной отрасли, значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других отраслях экономики (пайковый уголь, социальные доплаты к пенсиям и др.), а также наличие проблем шахтерских моногородов в действующих угольных бассейнах. Города Зверево и Гуково (Ростовская область), а также Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск (Кемеровская область) в кризисный период с 2009 по 2010 год были признаны моногородами и включены в перечень нуждающихся в первоочередной помощи. Аналогичная поддержка в части переселения работников угольной отрасли из районов Крайнего Севера необходима не включенному в перечень проблемных моногородов шахтерскому городу Инта (Республика Коми);

неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и усиливающаяся в связи с этим зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования. Доля импортного оборудования в общем количестве используемой основной горнотранспортной техники постоянно растет, только за 2010 - 2012 годы она увеличилась с 37 до 49,6 процента. По итогам 2012 года доля импортных очистных комбайнов достигла 75,1 процента, погрузчиков - 83,8 процента, технологических автомобилей - 87,4 процента;

низкая средняя рентабельность продаж угля, короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, препятствующие привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;

нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров на фоне непрестижности профессии горняка по условиям труда и уровню его оплаты.

В настоящее время уже сделаны первые шаги по решению системных проблем угольной отрасли:

в части ресурсного обеспечения - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена Программа лицензирования угольных месторождений на период до 2015 года. Предусмотрен ежеквартальный контроль реализации указанной Программы и ежегодная ее актуализация;

в части развития производственного потенциала принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", направленный на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Законом предусмотрено обнуление для таких проектов ставки налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет, сроком на 10 налоговых периодов. Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после;

в части развития Восточного полигона сети железных дорог Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации были приняты решения о финансировании расширения Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали до 2018 года в объеме 562 млрд. рублей, из которых 302 млрд. рублей будет привлечено за счет инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а 260 млрд. рублей составят средства из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В результате прирост объемов перевозок угольных и рудных грузов составит суммарно порядка 55 млн. тонн в год;

в части повышения средней рентабельности продаж угольной продукции - Федеральной службой по тарифам с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за предыдущий год принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки на период до 2018 года;

в части создания безопасных условий труда законодательно установлены требования обязательной дегазации в шахтах и повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет; утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", содержащая подпрограмму "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт". В 2012 году создано некоммерческое партнерство "Объединение проектировщиков горного производства";

в части трудового законодательства установлены особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, условно-постоянная часть заработной платы горняков увеличена с 45 до 70 процентов, установлены условия выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, создано объединение работодателей, с 1 апреля 2013 г. вступило в действие Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2013 - 2015 годы;

в части профессиональной подготовки кадров выполняется комплекс мероприятий по реализации в 2012 - 2014 годах Концепции совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной отрасли, формируется система региональных минерально-сырьевых университетов; компаниями созданы корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров, в 2014 году на базе объединения работодателей угольной промышленности будут разработаны первоочередные профессиональные стандарты.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D