1. Решение системных проблем социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
1. Решение системных проблем социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального округа
Решение системных проблем социально-экономического развития предполагает значительное улучшение институциональных условий развития на территории Северо-Кавказского федерального округа. Улучшение институциональных условий включает в себя сохранение политической и социальной стабильности в регионе, развитие гражданского общества, преодоление коррупции, повышение прозрачности принятия управленческих решений и расширение практик общественного контроля, прямого участия местных сообществ в социально-экономическом развитии.
Важнейшими направлениями в целях преодоления системных проблем развития экономики являются:
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и постепенного выхода экономики из "тени";
повышение доступности финансовых ресурсов для реализации проектов развития;
реализация системных мер повышения инвестиционной привлекательности за счет создания территорий с преференциальными режимами.
Создание условий для развития малого и среднего
предпринимательства и выхода экономики из "тени"
Малое и среднее предпринимательство (включая "теневой" сегмент экономики) - один из ключевых ресурсов развития Северо-Кавказского федерального округа, обеспечения темпов экономического роста и занятости населения. Необходимым элементом политики в отношении малого и среднего предпринимательства является создание выгодных экономических условий для постепенного выхода предпринимателей из "тени", создание новых предприятий и возможностей для постоянного развития уже работающего бизнеса.
Этот набор мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, должен включать 3 основных направления:
реализация системы мер по снижению доли "теневой" экономики;
реализация "дорожных карт" по наполнению Единого государственного реестра недвижимости;
реализация комплекса мероприятий по увеличению доходной части консолидированных бюджетов.
Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать механизм создания и развития индустриальных промышленных парков - так называемых "белых зон развития", концентрирующих в себе все меры государственной поддержки, в том числе доступные финансовые ресурсы, меры налогового стимулирования, инфраструктуру (такие как "Город обувщиков" в Республике Дагестан и "Индустриально-технологический парк "Пятигорье" в Ставропольском крае).
Отраслевые приоритеты для малого и среднего предпринимательства во всех регионах округа - агропромышленный комплекс, легкая промышленность, производство строительных материалов, туризм и другие виды услуг. В перспективе малый бизнес может сыграть значительную роль в развитии информационно-телекоммуникационного сектора экономики.
Регионы Северо-Кавказского федерального округа могут дополнительно определить отраслевые и территориальные приоритеты для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках сложившихся территориальных отраслевых секторов "теневой" экономики.
Государственная политика по стимулированию постепенного выхода предприятий из "тени" должна включать 3 этапа:
создание условий для снижения издержек ведения бизнеса, растущих при легализации деятельности;
переходный период по обеспечению добровольного выхода из "тени" за счет предоставления государственной поддержки;
обеспечение контрольно-надзорных мероприятий по стимулированию выхода из "тени".
Важным является обеспечение последовательной реализации стадий поддержки.
Среди условий для снижения издержек ведения бизнеса (в том числе при добровольной легализации) могут быть:
развитие системы финансово-кредитной поддержки бизнеса, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства;
расширение финансовой базы гарантийных фондов, расширение и продвижение услуг центров поддержки предпринимательства, региональных экспортных центров;
снижение налоговой нагрузки (в том числе на легализуемые предприятия) в приоритетных секторах экономики в форме снижения ставок налогов и сборов, либо возмещения ранее уплаченных налогов и сборов (в том числе для уже зарегистрированных предприятий при условии легализации занятости и оплаты труда);
инфраструктурная поддержка развития малого и среднего бизнеса через создание промышленных площадок, индустриальных и промышленных парков, в том числе одновременно с созданием преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности;
обеспечение необходимой инфраструктурой инвестиционных проектов, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов;
упрощенный порядок регистрации прав собственности, имущества предприятий приоритетных секторов экономики при условии добровольной легализации;
стимулирование создания специализированных кластеров малого бизнеса и развитие инфраструктуры совместного пользования для них (подобные кластеры могут быть созданы в Карачаево-Черкесской Республике для производителей текстильных изделий, Республике Дагестан для производителей обуви, Республике Северная Осетия - Алания для производителей мебели, Чеченской Республике для производства агропромышленной продукции и т.д.), субсидирование приобретения специализированного оборудования для участников кластеров;
внедрение форм поддержки сбыта и продвижения продукции: содействие созданию интернет-магазинов, субсидирование продвижения через платформы-агрегаторы и маркетплейсы, институциональное содействие реализации товаров местного производства через торговые площадки, выставки и т.д.;
образовательное сопровождение предпринимательской деятельности, создание образовательных программ для обучения предпринимателей практике продвижения продукции, особенно интернет-маркетингу;
содействие предпринимателям в поиске новых поставщиков сырья и оборудования в целях снижения издержек ведения бизнеса;
поддержка взаимодействия малого и среднего бизнеса и образовательных организаций: привлечение малых и средних предприятий - лидеров в своих отраслях (в том числе предприятий, осуществляющих добровольную легализацию деятельности) к организации образовательных программ и образовательному процессу, субсидирование участия малого и среднего предпринимательства в процессе дуального обучения;
разработка типовых (готовых) решений и проектов для потенциальных предпринимателей.
Конкретные параметры снижения налоговой нагрузки для легализуемых предприятий должны определяться только для приоритетных секторов, определенных субъектом Российской Федерации, с применением прогрессивной системы льгот - постепенным увеличением налоговой нагрузки через определенный период после легализации предприятия.
Упрощенный порядок регистрации прав собственности должен применяться только при условии соблюдения всех требований безопасности и нормативов воздействия на окружающую среду. Процедура должна быть максимально прозрачной, проходить под контролем общественных советов при профильных региональных и муниципальных органах исполнительной власти.
Период получения льгот при добровольной легализации должен быть объявлен заранее и составлять не менее 3 лет. В период добровольной легализации необходимо обеспечить переход на сервисную модель взаимодействия в контрольно-надзорной деятельности в отношении малого и среднего предпринимательства, в том числе переход к программам профилактики нарушений. В этот же период необходимо усилить информационную работу по доведению до предпринимателей нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
После завершения периода добровольной легализации необходимо обеспечить более активную работу контрольно-надзорных органов по стимулированию выхода предприятий из "тени".
Важным аспектом улучшения условий ведения бизнеса является широкое распространение информации о мерах государственной поддержки, предоставляемой институтами развития, органами исполнительной власти, местного самоуправления, центрами поддержки бизнеса, общественными организациями и объединениями предпринимателей, с использованием всех доступных каналов распространения информации (социальные сети, телевидение, печатные средства массовой информации, информационные порталы и другие) с учетом местной специфики.
Кроме указанных мер необходимо продолжить реализацию на территории округа национальных проектов Российской Федерации, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства: "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Производительность труда", "Международная кооперация и экспорт".
Реализация мер по добровольной легализации бизнеса и развитию малого и среднего предпринимательства станет основой достижения национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и целевых показателей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, по снижению уровня бедности во всех субъектах Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Повышение доступности финансирования в целях реализации
проектов развития Северо-Кавказского федерального округа
Среди важнейших источников финансирования в целях реализации проектов развития Северо-Кавказского федерального округа можно выделить:
финансово-кредитные ресурсы для развития бизнеса;
средства национальных проектов и государственных программ;
средства инфраструктурных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета.
Мерами по улучшению доступности финансово-кредитных ресурсов для бизнеса являются:
деятельность федеральных и региональных институтов развития (акционерного общества "КАВКАЗ.РФ", государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Фонда развития промышленности, акционерного общества "Корпорация Туризм.РФ" и других) по предоставлению заемного финансирования для реализации инвестиционных проектов, а также проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
создание условий для расширения филиальной сети банков в регионах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, развитие интернет-сервисов банков;
расширение практики открытия проектных офисов ведущих финансово-кредитных организаций для повышения качества проработки проектов;
субсидирование процентных ставок по кредитам для приоритетных отраслей, организаций малого и среднего предпринимательства;
нормативное закрепление в правилах предоставления субсидий финансово-кредитным организациям доли кредитов по льготным ставкам, выдаваемых субъектам предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим фактическую деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
развитие кредитных кооперативов;
докапитализация региональных микрофинансовых организаций;
развитие новых форм предоставления финансовых ресурсов для реализации проектов, аналогичных "исламскому банкингу".
Одной из мер по обеспечению устойчивости инвестиционного климата и привлечения дополнительных ресурсов на реализацию крупных проектов выступает механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Среди важных инструментов - повышение эффективности деятельности федеральных и региональных институтов развития на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе через создание в институтах развития систем управления рисками, направленных на достижение поставленных перед институтами стратегических целей, формирование планов на средне- и долгосрочную перспективу по развитию инвестиционного направления деятельности созданных региональных корпораций развития, улучшению кадрового обеспечения региональных институтов развития через дополнительные профессиональные программы, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Реализация системных мер повышения
инвестиционной привлекательности за счет создания
территорий с преференциальными режимами
Развитие действующих и создание новых преференциальных режимов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, относятся к общесистемным мерам повышения инвестиционной привлекательности. Благодаря этому инструменту повышается прогнозируемость условий, снижаются издержки ведения бизнеса.
Основные усилия необходимо направить на повышение эффективности функционирования и развитие уже действующих территорий с преференциальными режимами, а именно особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Грозный", особых экономических зон туристско-рекреационного типа "Архыз", "Ведучи", "Эльбрус", "Матлас", "Армхи", "Цори", "Мамисон", территорий опережающего развития в монопрофильных городах Невинномысск, Каспийск, Дагестанские Огни. Также целесообразно дополнительно определить территории с особым режимом экономической деятельности.
Специфика функционирования территорий с особыми режимами экономической деятельности на Северном Кавказе заключается не только в значительном потенциале создания новых предприятий, но и в добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.
Для регионов Северо-Кавказского федерального округа необходимо определить мягкие условия преференциальных режимов в зависимости от потребностей приоритетных отраслей экономики.
Среди общих необходимых льгот могут быть:
снижение налоговой нагрузки по федеральным и региональным налогам;
создание промышленных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой.
В зависимости от условий отдельных регионов могут быть также предоставлены таможенные льготы, особые порядки разрешительных процедур, субсидии на приобретение оборудования, субсидии на разработку проектно-сметной документации и т.д.
Повышение эффективности государственного
и муниципального управления на территории Северо-Кавказского
федерального округа
Политика по повышению эффективности государственного и муниципального управления на территории Северо-Кавказского федерального округа проводится в рамках реализации Основных направлений государственной политики на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Среди важнейших мер по реализации данного приоритетного направления:
организация обучения управленческих команд органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, естественных монополий на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе на базе ведущих образовательных организаций высшего образования на территории Северо-Кавказского федерального округа;
ускоренная цифровизация государственного и муниципального управления для целей усиления контроля качества и ускорения принятия решений;
обеспечение возможности для предоставления всех государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также использования физическими лицами и индивидуальными предпринимателями усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создается и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
расширение практики общественного контроля за реализацией управленческих решений;
реализация мероприятий в рамках политики Российской Федерации по противодействию коррупции.
Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона
Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды
Для обеспечения комплексного долгосрочного социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды необходима реализация следующих мероприятий по сохранению природных лечебных ресурсов:
актуализация действующих границ и режимов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения;
развитие систем экологического мониторинга и мониторинга состояния природных лечебных ресурсов;
снижение бактериологического и иного загрязнения источников минеральных вод, в том числе посредством развития и модернизации систем сбора и очистки поверхностных стоков (ливневой канализации), систем водоотведения (бытовой канализации);
снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории городов-курортов особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды, в том числе посредством развития сети общественного транспорта, включая пригородный железнодорожный транспорт, и инфраструктуры для транспортных средств на экологически чистых видах топлива, гибридного и электротранспорта;
обустройство дополнительных мощностей по водоотведению неиспользованных вод самоизливающихся источников в ливневую и бытовую канализацию;
разработка нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
меры по сохранению лечебных свойств природной лечебной грязи озера Тамбукан, в том числе создание особо охраняемой природной территории федерального значения на базе государственных природных заказников регионального значения "Озеро Тамбукан" (Ставропольский край) и "Тамбуканский" (Кабардино-Балкарская Республика).
Для развития санаторно-курортного комплекса особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды необходима реализация следующих мероприятий:
стимулирование привлечения частных инвестиций и создание комфортных условий для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов, в том числе путем создания на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды особых экономических зон туристско-рекреационного типа;
создание дополнительных мощностей энерго-, тепло-, водоснабжения для обеспечения условий реализации инвестиционных проектов;
реализация программ профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) кадров для организаций санаторно-курортного и туристского комплекса на базе учебных заведений среднего и высшего профессионального образования на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды, в том числе в рамках целевого набора.
Для развития градостроительной деятельности на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды требуется реализация следующих мероприятий:
внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования городов-курортов особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды в соответствии с федеральными и региональными документами стратегического планирования;
развитие курортных зон в городах-курортах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды;
разработка и реализация программ повышения качества городской среды.
Для комплексного развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды необходима реализация следующих отраслевых мероприятий:
формирование промышленных и сельскохозяйственных кластеров для стимулирования инвестиционных проектов по развитию промышленного, перерабатывающего и сельскохозяйственного производства;
поддержка строительства современных складских и транспортно-логистических центров.
Реализация указанных мероприятий обеспечит к 2030 году:
снижение негативного влияния на природные лечебные ресурсы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды, в том числе за счет сокращения негативного воздействия на окружающую среду, увеличения мощности очистных сооружений и канализационных сетей, увеличения мощности очистных сооружений ливневой канализации, сокращения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, ликвидации свалок, загрязняющих почву и водные объекты, принятия мер по сокращению объема размещения отходов производства и потребления (включая складирование побочных продуктов производства), увеличения уровня их утилизации;
увеличение туристского потока не менее чем на 70 процентов, в том числе за счет увеличения числа лиц, получивших санаторно-курортное лечение и прошедших медицинскую реабилитацию;
увеличение коечной емкости мест размещения санаторно-курортного и туристского комплексов на 70 процентов;
повышение качества городской среды муниципальных образований на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды;
рост количества реализованных проектов по возведению и восстановлению туристских объектов в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды.