3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода, возможные
варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы

Особенностью российской государственной статистики является то, что основные результаты деятельности Федеральной службы государственной статистики базируются на ежегодном сборе и обработке более 12 млрд. статистических показателей. Для этих целей готовится и доводится до отчитывающихся хозяйствующих субъектов порядка 100 млн. листов статистического инструментария, включающего в себя более 250 форм федерального государственного статистического наблюдения и порядков их заполнения. Итогом работы является ежегодно создаваемый государственный статистический информационный ресурс, который используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей к статистической информации. Перечень информационных ресурсов, формируемых Федеральной службой государственной статистики, включает более 400 наименований.

В рамках межотраслевой координации Федеральной службой государственной статистики совместно с федеральными органами исполнительной власти и организациями формируется перечень (план) статистических работ.

Проводится работа по пересмотру форм федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка которых осуществляются в системе различных федеральных органов исполнительной власти, с учетом изменений законодательства Российской Федерации.

Возможно рассматривать два варианта решения проблемы развития государственной статистики - непрограммный и программный.

Непрограммный вариант не может обеспечить комплексное решение организационных, методологических, программно-технологических и технических вопросов создания единой системы обеспечения информационных потребностей государства в официальной статистической информации.

Риски, связанные с решением задач непрограммным методом, определяются возможностью слабой координации действий различных субъектов официальной статистической деятельности (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы управления), что приведет к неоправданному расходованию бюджетных средств на формирование идентичных показателей.

Одновременно усилятся риски разобщенности государственных статистических информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, а также статистической методологии и формирования статистической информации, что не позволит обеспечить целостную характеристику процессов социально-экономического развития в России, значительно затруднит проведение сопоставлений экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях и может привести к снижению достоверности статистической информации.

Развитие государственной статистики без использования программно-целевого метода не позволит изменить принципы реализации государственной политики в области статистики, сделает невозможным выполнение задач, в том числе создание единого интегрированного информационного ресурса, модернизацию системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики и других.

Программный вариант существенно сокращает степень указанных рисков, о чем свидетельствует опыт реализации предыдущих программ реформирования российской государственной статистики. Преимущество программного варианта обеспечивается путем создания эффективного инструмента информационного обеспечения управления экономикой государства на основе системно-целевого принципа построения, в соответствии с которым структура Программы (перечень разделов) определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями развития государства.

Разработка Программы на основе указанного принципа существенно отличает ее от действующих ранее программ, построенных на основе функционально-отраслевого подхода, и нацелена на дальнейшее развитие российской государственной статистики и более тесное информационное взаимодействие Федеральной службы государственной статистики с другими федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем к числу потенциальных рисков в решении проблем статистики при программном варианте их решения относятся возможные изменения порядка бюджетного финансирования сбора и обработки информации для нужд государственной статистики, изменения полномочий федеральных органов исполнительной власти, реализующих политику в области государственной статистики, и недостаточная квалификация специалистов, работающих в организациях, привлекаемых на конкурсной основе для полномасштабного внедрения информационной технологии сбора, формирования, хранения и распространения данных в рамках предлагаемого проекта.

Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.