V. Национальная нанотехнологическая сеть

V. Национальная нанотехнологическая сеть

Инфраструктурная база российского сектора наноиндустрии создается в виде национальной нанотехнологической сети (ННС) как совокупности организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих процессы коммерциализации технологий, а также ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий.

ННС является одним из важнейших организационных инструментов, обеспечивающих координацию работ по созданию и развитию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, а также объединение усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в Российской Федерации. Деятельность ННС координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.

Участники ННС:

головная научная организация Программы по координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - головная научная организация) - федеральное государственное учреждение Российский научный центр "Курчатовский институт";

головные организации отраслей из числа крупных отраслевых специализированных научно-технологических комплексов, осуществляющие исследования и разработки в сфере нанотехнологий, выпуск нанопродукции, организацию деятельности по нефинансовому стимулированию развития наноиндустрии;

образовательные учреждения высшего профессионального образования, ведущие научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии;

научные, образовательные, проектные и промышленные центры, лаборатории, технопарки в сфере высоких технологий, созданные на базе вузов, организаций государственных академий наук, другие научные организации и центры трансфера технологий, выполняющие исследования и осуществляющие процессы коммерциализации наноматериалов и нанотехнологий, в том числе осуществляющие деятельность по сбору и обработке научно-технической информации в области наноиндустрии;

предприятия и учреждения различных форм собственности, осуществляющие разработку и выпуск продукции наноиндустрии;

организации, осуществляющие финансирование проектов развития наноиндустрии, включая государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" <1>, инвестиционный фонд Российской Федерации <2>, ОАО "Российская венчурная компания" <3>, иные инструменты инновационного развития экономики России.

--------------------------------

<1> Деятельность Корпорации определяется президентской инициативой "Стратегия развития наноиндустрии" от 24.01.2007 N Пр-688; Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О российской корпорации нанотехнологий"; рекомендациями Правительственного совета по нанотехнологиям; решениями наблюдательного совета ГК "Роснанотех"; другими директивными и распорядительными документами.

<2> Создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694.

<3> Создан Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 516.

Целью формирования ННС является обеспечение достижения и поддержание паритета с экономически развитыми странами в сфере нанотехнологий и наноматериалов за счет межотраслевой и межрегиональной координации в национальном масштабе, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, активизации инновационных и инвестиционных процессов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, формирования инфраструктуры научно-технической и предпринимательской деятельности в Российской Федерации, повышения эффективности работ в указанной области и создания благоприятных условий для ускоренного введения в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности, полученных в сфере нанотехнологий и наноматериалов.

Деятельность ННС направлена на развитие и реализацию потенциала отечественной науки, промышленности и образования в области нанотехнологий и наноматериалов в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики, перевода ее на инновационный путь развития, обеспечения технологической независимости и национальной безопасности, социального развития общества, охраны окружающей среды, развития интеллектуального потенциала нации, а также формирования сбалансированной и гибкой передовой инфраструктуры наноиндустрии.

Участники ННС самостоятельно реализуют исследовательские, образовательные, инфраструктурные или производственные проекты в области наноиндустрии, а также согласовывают механизм обмена информацией о своей деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. При этом участники ННС должны содействовать:

масштабному развитию фундаментальных и прикладных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в сфере наноматериалов, нанотехнологий и наносистемной техники, достижение мирового уровня выполняемых исследований и разработок, активное участие России в международной научно-технической кооперации;

развитию высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов;

интеграции и наращиванию научных и экономических потенциалов регионов России в целях их гармоничного развития, повышения инновационного потенциала, роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности их экономик на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечению экономически значимого присутствия России на мировом рынке продукции наноиндустрии;

подготовке, повышению квалификации и закреплению кадров (прежде всего молодых специалистов) в области нанотехнологий для их использования в научной и промышленной сферах;

обеспечению снижения уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники и нанотехнологий;

совершенствованию вооружения, военной и специальной техники на основе новых решений в сфере нанотехнологий и наноматериалов;

повышению качества профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека путем внедрения в практическое здравоохранение средств и методов диагностики, лекарственных средств нового поколения и лечебной аппаратуры на основе достижений нанотехнологий, наносистемной техники и наноматериалов;

повышению уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения наносистемной техники и нанотехнологий для мониторинга и защиты окружающей среды;

обеспечению эффективного использования интеллектуальных, информационных, финансовых, материальных и иных видов ресурсов в сфере наноиндустрии.

Основными принципами, положенными в основу формирования ННС, являются:

экономическая привлекательность для вхождения организаций в ННС и участия в ее деятельности, связанная с получением следующих дополнительных преимуществ:

- доступность информации о результатах интеллектуальной деятельности в сфере наноиндустрии, полученных в ходе выполнения государственных контрактов, в том числе рекомендуемых для коммерциализации, а также других информационных ресурсов ННС;

- доступность услуг, предоставляемых участниками ННС, в первую очередь - головной научной организацией и головными организациями отраслей, функционирующими в том числе в режиме центров коллективного пользования;

- возможность минимизации рисков, связанных с разработкой и производством инновационной продукции, и организационной поддержки в зависимости от конъюнктурных условий наукоемкого рынка;

- возможность целевого бюджетного финансирования развития приборно-инструментальной базы участников ННС, содействие в кадровом, информационно-коммуникационном, правовом и организационном обеспечении деятельности участников ННС;

- доступность консалтинговых, маркетинговых и других видов услуг;

системный подход к формированию ННС, включающий:

- согласование целей и приоритетов развития ННС, координацию и контроль реализации этапов работ по выполнению проектов, связанных с формированием и развитием ННС;

- проведение согласованной макроэкономической политики в сфере наноиндустрии;

- коллегиальность принятия решений, связанных с реализацией целей и задач Программы, а также широкое использование независимой и межведомственной экспертизы в этих целях;

- формирование ННС с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции организаций в ННС;

- многоканальное финансирование решения приоритетных задач формирования и развития ННС из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных источников.

К инновационным институтам развития наноиндустрии относятся: Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", особые экономические зоны (технико-внедренческие и промышленно-производственные), технопарки, промышленные парки, центры трансфера технологий и др.

Деятельность ННС осуществляется на базе научного прогнозирования (Форсайта), определения стратегических направлений, формирования "дорожных карт" и приоритетов инновационного развития в области нанотехнологий, соответствующей организации инвестиционного управления инновационными процессами.

ННС имеет многоуровневую, многомерную структуру и состоит из организационно самостоятельных подсетей по приоритетным направлениям развития наноиндустрии в Российской Федерации, которые определены федеральными органами исполнительной власти и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498 "О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".

По каждому из приоритетных направлений определяется головная организация (участник ННС второго уровня), которая разрабатывает концепцию и формирует соответствующую подсеть ННС, структурируя ее по участникам ННС третьего и четвертого уровней с учетом вышеперечисленных основ деятельности ННС.

На базе организаций, входящих в состав ННС, по тематическим направлениям деятельности ННС формируются исследовательско-технологическая, научно-образовательная и кадровая, информационно-коммуникационная, организационно-производственная и правовая основы.

5.1. Исследовательско-технологическая основа формируется с учетом как тематической (по приоритетным направлениям исследований, разработок и внедрения технологий), так и региональной специфики за счет закупок имеющегося на рынке российского и зарубежного оборудования и за счет разработки и создания нового не имеющего аналогов научно-исследовательского, опытно-технологического и метрологического оборудования и включает: научно-исследовательское оборудование и приборно-инструментальные средства; опытно-технологическое и метрологическое оборудование. Исследовательско-технологическая основа должна обеспечить проведение исследований и разработок по всему спектру фундаментальных и прикладных проблем нанотехнологий, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в этой сфере, а также создание системы метрологического обеспечения в наноиндустрии, стандартизации и оценки соответствия наноматериалов и нанотехнологий. Система доступа к оборудованию в виде центров коллективного пользования должна обеспечить оптимальные условия для достижения кумулятивного эффекта от межотраслевого обмена результатами и их трансфера.

5.2. Научно-образовательная и кадровая основа предусматривает деятельность по развитию кадрового обеспечения развития инфраструктуры наноиндустрии, которая включает:

создание научно-образовательных центров, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов на основе широкой интеграции образовательного процесса, научных исследований и разработок в области нанотехнологий, развивающих учебно-исследовательскую и опытно-технологическую базу, в том числе специализированную учебную технику и оборудование;

оснащение вузов, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, предприятий высокотехнологичных секторов экономики в области нанотехнологий (в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса и атомной отрасли), современным специальным научно-технологическим оборудованием;

формирование системы научно-методического и организационно-методического обеспечения непрерывного образовательного цикла в области нанотехнологий;

создание комплекса новых образовательных технологий и инструментальных средств (современные библиотечные комплексы, информационные образовательные технологии, электронные учебники, системы удаленного доступа для дистанционного образования, специализированное учебное оборудование и т.д.);

развитие социальной инфраструктуры (общежития для студентов и аспирантов, гостиницы для временного проживания приглашенных и стажирующихся ученых и специалистов, жилье для молодых ученых и специалистов, реализация инвестиционных проектов по строительству гостевых научных домов для компактного временного проживания приглашенных молодых перспективных ученых, включая семейных, осуществляющих научно-образовательную деятельность в ведущих научно-образовательных центрах);

осуществление академических обменов с зарубежными научными и образовательными учреждениями, включая совместную аспирантуру, обеспечение международных обменов и стажировок студентов, научно-педагогических кадров, ученых и специалистов в области нанотехнологий;

развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов разных областей деятельности;

выполнение работ для целей адаптации ученых, специалистов и преподавателей вузов, проводящих научные исследования, опытно-конструкторские разработки на вновь закупаемом наукоемком оборудовании в области наноиндустрии с учетом специфических особенностей их деятельности.

При формировании научно-образовательной и кадровой основы учитывается как тематическая, так и региональная специфика.

5.3. Информационно-коммуникационная основа включает:

систему структурированных и специализированных баз данных в области наноиндустрии;

национальный сегмент глобальной информационно-коммуникационной системы с распределенной вычислительной сетью, включающий специализированную систему удаленного доступа для проведения экспериментов на уникальных установках, телеконференций и т.д.;

систему оперативного мониторинга научно-технического, производственного и рыночного потенциала Российской Федерации и других стран в сфере наноиндустрии;

информационную систему популяризации и глобального диалога по достижениям, относящимся к сфере наноиндустрии, для широких кругов общественности.

Информационно-коммуникационная основа должна обеспечивать: научную и методическую координацию исследований и разработок в рамках ННС; научную и методическую координацию проектов международного научно-технического сотрудничества; взаимодействие головной научной организации и ГК "Роснанотех" с головными организациями отраслей, научно-образовательными центрами, предприятиями наноиндустрии, осуществляющими исследования и разработки в сфере нанотехнологий и выпуск наноматериалов, федеральными органами исполнительной власти, предпринимательскими структурами и финансовыми институтами, общественными организациями и средствами массовой информации по вопросам научных исследований, коммерциализации технологий, организации серийного производства, подготовки и повышения квалификации кадров, информирования общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с применением нанотехнологий.

Информационно-коммуникационная основа должна строиться с учетом максимального использования ресурсов Государственной системы научно-технической информации.

5.4. Организационно-производственная основа включает:

систему ускоренного вовлечения в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере нанотехнологий и экспорта продукции наноиндустрии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

систему институтов частно-государственного партнерства, в том числе: систему анализа и стимулирования спроса на продукцию наноиндустрии, специализированные государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в сфере нанотехнологий, механизмы финансирования на основе разделенных рисков, гарантийные фонды;

систему поддержки экспорта продукции наноиндустрии;

систему отработки и тиражирования новых экономических и управленческих механизмов для использования в наноиндустрии.

При формировании организационно-производственной основы учитывается как тематическая, так и региональная специфика. Организационно-производственная основа должна обеспечивать формирование и эффективное функционирование системы коммерциализации результатов разработок в сфере нанотехнологий.

5.5. Правовая основа включает:

систему управления интеллектуальной собственностью;

национальную систему обеспечения единства измерений, систему стандартизации и оценки соответствия в области нанотехнологий и наноматериалов, гармонизированную с международными стандартами;

систему технических регламентов и других нормативных документов организационно-правового обеспечения безопасности и страхования рисков в области нанотехнологий.

Правовая основа должна обеспечивать правовую базу развития инновационных процессов в сфере формирования российской наноиндустрии, проведения патентных исследований по определению технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной частоты и конкурентоспособности.