I ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития имеют первостепенное значение для социальной стабильности общества, информационной безопасности государства, экономической активности и духовного развития населения, что нашло отражение в решении о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".

Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав государственного оператора связи, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы) на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание сетей цифрового эфирного телерадиовещания для эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов, вещание которых осуществляется такими телерадиовещательными организациями, как федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытое акционерное общество "Первый канал", открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург", акционерное общество "Телекомпания НТВ", закрытое акционерное общество "Карусель", автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России", акционерное общество "ТВ Центр" и общество с ограниченной ответственностью "Национальный спортивный канал" (далее - первый мультиплекс).

В Российской Федерации имеются существенные различия в доступности эфирных аналоговых телевизионных каналов в различных населенных пунктах страны. На начало 2009 года около 1,6 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов, не были охвачены аналоговым телевизионным вещанием, а более 3 млн. человек имели возможность принимать лишь одну аналоговую телевизионную программу.

Доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие - невозможным.

Если основу информационного обеспечения населения страны составляет созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного эфирного телерадиовещания, то задачи обновления инфраструктуры наземного вещания и перехода на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов носят неотложный характер и имеют первостепенное значение в соответствии с приоритетами развития Российской Федерации. Существенным фактором, определившим сроки такого перехода, стало принятое в 2006 году на региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы и ратифицированное администрациями связи государств - участников Международного союза электросвязи, в том числе Российской Федерации, соглашение, в соответствии с которым был определен срок окончания перехода на цифровое эфирное телерадиовещание - 17 июня 2015 г. Согласно указанному соглашению аналоговые станции телевизионного вещания, работающие в приграничных районах, после 17 июня 2015 г. могут продолжать работу на вторичной основе, то есть не создавая неприемлемых помех и не требуя защиты от помех радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с указанным соглашением.

Решение указанных проблем невозможно без участия государства и использования программно-целевого метода, так как инфраструктура бесплатного эфирного телевизионного вещания и радиочастотный ресурс находятся в федеральной собственности, реализация в установленные сроки мероприятий по развитию телерадиовещания требует межрегиональной и межотраслевой координации и внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Анализ различных вариантов решения проблемы развития телерадиовещания и перехода на цифровые технологии, а также оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения этой проблемы, показали следующее.

В случае развития телерадиовещания на коммерческой основе без применения мер государственной поддержки на цифровое эфирное телерадиовещание в первую очередь будут переведены крупные города в силу необходимости окупаемости инвестиционных вложений, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. По этой же причине произойдет снижение объема (в некоторых регионах - ликвидация) бесплатно оказываемых услуг телерадиовещания населению. В результате в целях исключения диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием и снижения социальной напряженности сохранится на неопределенный срок необходимость содержания существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет средств федерального бюджета. Помимо этого, возникает опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому эфирному телерадиовещанию до 2015 года в критически важных приграничных регионах.

Такой риск полностью устраняет социально ориентированный вариант, основанный на применении мер государственной поддержки развития телерадиовещания. Это подразумевает, в частности, первоочередное выделение радиочастотного ресурса для целей цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов, создание и развертывание во всех регионах Российской Федерации в плановом порядке за счет средств федерального бюджета цифровых наземных сетей государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов, а также бюджетное субсидирование цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов. Существующий порядок предоставления услуг телерадиовещания населению на бесплатной основе сохранится, что обеспечит создание единого информационного и культурного пространства, приемлемый баланс между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, а также равномерность развития субъектов Российской Федерации по уровню доступности услуг телерадиовещания.

В связи с этим в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р и с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р, была разработана и утверждена федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы".

Абзацы двенадцатый - тринадцатый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1559.

Однако в процессе реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" была выявлена объективная необходимость продления срока реализации ряда программных мероприятий до 2018 года.

Развитие новых технологий и их продвижение в условиях рыночной экономики диктуется исключительно потребительским спросом на те или иные услуги и готовностью рынка эти потребности удовлетворить.

Сохранение многоукладности вещания (эфирное аналоговое и цифровое, кабельное, спутниковое, IPTV), развитие мультисервисных сетей и мобильных платформ, телевидения высокой четкости способно обеспечить плавный переход к новым технологиям, при этом решение о целесообразности использования (прекращении использования) тех или иных технологий доставки (получения) контента должно регулироваться законом рынка, а именно потребительским спросом и предложением поставщиков услуг.

Аналоговое вещание при параллельном цифровом эфирном телерадиовещании сохраняется до конца 2018 года. Осуществляемое в соответствии со статьей 32.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" субсидирование из федерального бюджета расходов лиц, осуществляющих в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, будет прекращено после 2018 года.

При сохранении аналогового вещания до 2018 года существенно возрастает в 2016 - 2018 годах финансовая нагрузка как на федеральный бюджет, так и на вещателей второго мультиплекса (вещателей телеканалов, получивших в установленном порядке право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиции во втором мультиплексе на территории Российской Федерации) в силу необходимости оплаты услуг цифрового эфирного телерадиовещания при параллельном поддержании аналогового вещания, что повышает риски невыполнения принятых ими финансовых обязательств.

Для оптимизации расходов федерального бюджета и вещателей первого мультиплекса был принят ряд решений, которые повлекли изменение сроков и подходов к реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы".

В частности, для сокращения объема субсидирования затрат на эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных телерадиоканалов предложено перенести с 2015 на 2016 год сроки строительства и ввода в эксплуатацию части объектов первого мультиплекса с сокращением бюджетных ассигнований в 2015 году в объеме 1798 млн. рублей и последующим восстановлением в 2016 году в объеме 1924 млн. рублей (с учетом индексов-дефляторов).

Для сокращения расходов вещателей второго мультиплекса предусмотрено продление до 2018 года сроков строительства объектов второго мультиплекса и обеспечение в 2014 - 2015 годах запуска трансляции только в городах с населением более 50 тыс. человек.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 523 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" установлена норма предоставления до конца 2018 года субсидий на возмещение части затрат, связанных с осуществлением цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах Российской Федерации, не вещателям первого мультиплекса, а государственному оператору связи, ввиду того, что такая субсидия обеспечивает компенсацию его расходов, связанных с осуществлением эфирной цифровой наземной трансляции, и не включает в себя амортизационные отчисления, нормативную прибыль и затраты по организации трансляции региональных версий первого мультиплекса, что позволяет оптимизировать расходы федерального бюджета.

В связи с изложенным подготовлена новая редакция федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" со сроком реализации мероприятий до 2018 года.

При этом федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" (далее - Программа) реализация мероприятий по развитию цифрового телерадиовещания на территории Республики Крым и г. Севастополя предусмотрена начиная с 2016 года, в рамках 5-й очереди создания сетей цифрового эфирного телерадиовещания.

Абзацы двадцать пятый - двадцать шестой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 N 1589.