Приложение 7 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ"
Приложение N 7
к федеральной целевой программе
"Развитие фармацевтической
и медицинской промышленности
Российской Федерации
на период до 2020 года
и дальнейшую перспективу"
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ"
1. Настоящая методика определяет порядок расчета социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Программа), который основывается на базовых принципах экономического анализа, в том числе на дефлировании стоимостных показателей в инфляционной экономике и дисконтировании денежных потоков.
2. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы осуществляется исходя из системы показателей и индикаторов, которые позволяют осуществлять постоянный анализ ее результативности на основе распространенного в современной практике индикативного подхода.
3. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы включает в себя:
оценку эффективности реализации Программы в целом на основе определения показателей коммерческой эффективности путем сопоставления чистой прибыли и амортизационных отчислений, остающихся в распоряжении организаций, с суммарными затратами на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования;
оценку эффективности участия в Программе государства на основе определения показателей бюджетной эффективности путем сопоставления расходов средств федерального бюджета с доходами, поступающими в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в виде налогов и иных обязательных платежей.
4. Расчеты выполнены в ценах каждого года (с учетом инфляции) с последующим дисконтированием затрат и результатов к показателям начала расчетного (программного) периода (2011 - 2020 годы), то есть к показателям 2010 года.
В расчетах учитывались налоги и ставки налогообложения.
Индекс доходности средств федерального бюджета определяется как отношение дисконтированной величины доходов бюджета от реализации Программы за расчетный период к дисконтированной величине расходов бюджета за тот же период.
Поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации определяются как налоговые поступления от выполнения мероприятий Программы и от продажи продукции гражданского назначения, полученной за счет реализации мероприятий Программы, а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Все налоги исчисляются по существующим ставкам. Налоги на доходы физических лиц и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды рассчитываются исходя из прогнозируемого размера фонда оплаты труда, а налог на прибыль организаций - из прогнозируемой налогооблагаемой прибыли.
Значения индексов-дефляторов для приведения планируемых финансовых потоков к расчетному году, а также прогнозируемые объемы валового внутреннего продукта и отгруженной продукции определены Министерством экономического развития Российской Федерации.
При расчете роста вклада фармацевтической и медицинской отраслей промышленности в валовый внутренний продукт страны вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной инновационной продукции (в процентах) используется отношение объема производства и реализации новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции (в том числе экспортные поставки), а также объема привлекаемых для реализации Программы внебюджетных средств к объему валового внутреннего продукта. Годовые приросты полученного соотношения отражают минимальный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта.
Увеличение вклада отраслей в объем произведенной промышленной продукции страны за счет реализации мероприятий Программы (в процентах) определяется путем деления объемов произведенной промышленной продукции фармацевтической и медицинской отраслей с учетом реализации мероприятий Программы на объемы произведенной в стране промышленной продукции (без учета Программы). Прирост этого показателя отражает минимальный вклад Программы в увеличение объемов промышленной продукции, произведенной в стране.
5. Темпы увеличения экспорта лекарственных средств и медицинских изделий () рассчитываются по следующей формуле:
,
где и - объемы экспорта лекарственных средств и медицинских изделий в i-м и i-1-м годах соответственно.
6. Чистый дисконтированный доход, являющийся одним из основных показателей коммерческой эффективности и характеризующий интегральный эффект от реализации Программы, определяется как сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности организаций с учетом дисконтирования за расчетный период по следующей формуле:
,
где:
- сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;
m - порядковый номер шага расчета (от 1 до M);
- коэффициент дисконтирования на m-м шаге расчетного периода.
7. Чистый дисконтированный доход характеризуется превышением суммарных денежных притоков от инвестиционной и операционной деятельности организаций над суммарными денежными оттоками за расчетный период с учетом дисконтирования.
8. Эффективность реализации Программы оценивается в течение расчетного периода, продолжительность которого определяется сроком реализации Программы.
За начальный год расчетного периода () принимается первый год осуществления затрат - 2011 год, конечный год расчетного периода () - 2020 год.
В качестве расчетного года () принимается фиксированный момент времени - начальный год расчетного периода или год проведения расчета. Для данного расчета годом проведения расчета принят 2010 год.
Так как осуществляемые затраты и получаемые результаты в течение всего срока реализации Программы неравноценны, то при расчетах осуществляется приведение к единому расчетному году, которым является 2010 год.
Расчетный период (2011 - 2020 годы) измеряется количеством шагов расчета.
В качестве шага расчета принимается минимальный интервал времени, принятый для расчета (год, полугодие, квартал, месяц). Каждый шаг имеет номер - 1, 2, 3 и т.д. За начальный шаг принимается первый шаг. Для данного технико-экономического обоснования в качестве шага принят 1 год.
Соизмерение разновременных затрат и результатов (учет фактора времени) производится путем их дисконтирования к расчетному шагу.
9. Дисконтирование, то есть приведение всех денежных потоков (инвестиций, производственных издержек, прибыли и т.д.) к единому моменту времени, осуществляется путем умножения затрат и результатов на коэффициент дисконтирования, величина которого определяется по формуле сложных процентов:
,
где:
E - годовая норма дисконтирования в размере 0,15;
m - порядковый номер шага расчетного периода (от 1 до m-го);
1 - базовый (начальный) шаг (год).
10. Сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода определяется по следующей формуле:
,
где:
- сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;
- сальдо суммарного денежного потока от операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода.
Сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной деятельности на m-м шаге расчетного периода определяется как разность между затратами на реализацию Программы из всех источников финансирования (отток) и реализацией активов (приток), которые в данном случае равны 0.
Сальдо суммарного денежного потока от операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода определяется как разность между объемом продаж (приток) и суммой издержек производства реализуемой продукции (без амортизационных отчислений), налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций (отток).
В итоге образуется сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, остающаяся у организаций (чистый доход организаций).
11. Для определения показателя внутренней нормы доходности (ВНД) используется финансовая функция, отражающая итог расчета данных финансово-хозяйственной деятельности объекта, а также расходов, связанных с инвестированием средств. ВНД представляет собой норму дисконтирования, при которой величина чистого дисконтированного дохода равна 0, и определяется из решения следующего уравнения:
,
где:
- сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;
m - порядковый номер шага расчета (от 1 до M).
12. Срок окупаемости инвестиций, или период возврата, является периодом времени от начального момента деятельности до момента, после которого чистый дисконтированный доход становится неотрицательным.
За начальный момент деятельности принимается начало инвестиционной деятельности в календарном исчислении, то есть календарное начало первого шага расчетного периода m = 1 (в данном случае - 2011 год, принятый для расчета).
Срок окупаемости инвестиций определяется по результату расчета сальдо суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности с учетом дисконтирования.
Целая часть величины срока окупаемости определяется количеством шагов, имеющих отрицательное значение сальдо. Дробная часть периода возврата, добавляемая к целой части, определяется методом интерполяции.
Индекс доходности инвестиций определяется как отношение дисконтированной величины сальдо от операционной деятельности, то есть чистого дохода организаций (чистой прибыли плюс амортизационные отчисления) за расчетный период, к дисконтированной величине затрат из всех источников финансирования за тот же период.
Если индекс доходности инвестиций больше 1, Программа является эффективной, если меньше 1 - неэффективной. При значении чистого дисконтированного дохода, равном 0, индекс доходности равен 1.
13. Бюджетная эффективность характеризуется такими основными показателями, как бюджетный эффект, доля бюджетных ассигнований, срок окупаемости и индекс доходности средств федерального бюджета.
Бюджетный эффект представляет собой превышение доходной части бюджета над его расходной частью в результате реализации Программы.
14. Бюджетный эффект за расчетный период определяется по следующей формуле:
,
где:
- превышение доходной части бюджета над его расходной частью на m-м шаге расчетного периода;
- коэффициент дисконтирования на m-м шаге расчетного периода;
m - порядковый номер шага расчета (от 1 до M).
15. В состав расходов бюджета включаются средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования Программы.
В состав доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации включаются:
налог на имущество организаций в размере 2 процентов среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов по остаточной стоимости;
налог на прибыль организаций в размере 24 процентов налогооблагаемой прибыли (прибыли от реализации за вычетом налога на имущество организаций);
налог на добавленную стоимость в размере 10 процентов объема реализованной продукции;
налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов фонда оплаты труда;
страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 34 процентов фонда оплаты труда.
16. Доходная часть бюджета корректируется в зависимости от коэффициента участия государства в Программе.
Доля бюджетных ассигнований (коэффициент участия государства) является важным показателем бюджетной эффективности и определяется как отношение дисконтированной величины средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы за расчетный период, к дисконтированной величине суммарных затрат из всех источников финансирования за тот же период.
Этот показатель характеризует степень финансового участия государства в реализации Программы и учитывается при оценке бюджетного эффекта.
Расчет бюджетной эффективности Программы состоит в сопоставлении расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы с доходами, которые может получить федеральный бюджет от их реализации. При этом стоимость денежных потоков, выраженная в ценах текущих лет, приводится к единому году (таким годом будет считаться год, предшествующий началу реализации Программы, - 2010 год).
17. Приведение будущих денежных потоков к году начала реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
V0 - стоимость денежных потоков, приведенная к 2010 году;
Vi - стоимость денежных потоков в i-м году;
i = 1..... t - временной период;
r - ставка дисконтирования.
18. В качестве показателя доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации использованы налоговые и иные поступления от реализации мероприятий Программы, то есть получаемые значения будут отражать только прямой и минимальный вклад Программы в бюджетную эффективность.
19. При оценке бюджетной эффективности Программы используются следующие базовые источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Программы:
налоговые и иные поступления от дополнительно произведенной продукции (базой для расчета является объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации передовых технологий, созданных в фармацевтической и медицинской отраслях);
налоговые и иные поступления в рамках затрат на реализацию Программы.
Поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации рассчитываются с учетом дисконтирования.
20. Коэффициент бюджетной эффективности Программы рассчитывается в процентах или долях. В числителе этого показателя находится дисконтированная сумма налоговых и иных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в знаменателе - дисконтированное бюджетное финансирование Программы.
Определение срока окупаемости (периода возврата) средств федерального бюджета производится аналогично определению срока окупаемости затрат из всех источников финансирования.