2. Постановка проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне

2. Постановка проблемы, включая анализ причин
ее возникновения, обоснование ее связи с национальными
приоритетами социально-экономического развития
и целесообразности программного решения
проблемы на федеральном уровне

Отдаленность Калининградской области от экономического, политического и социокультурного пространства основной территории Российской Федерации территориями иностранных государств создает для региона множество проблем и тормозит его развитие.

Основными проблемами, сдерживающими социально-экономическое развитие Калининградской области, являются:

сформировавшийся тип промышленного производства с опорой на низкотехнологичные производства и дешевую рабочую силу;

отсутствие конкурентоспособной европейской специализации и ориентация производимой продукции на российский рынок;

низкая обеспеченность элементами социальной и инженерной инфраструктуры и их высокий физический износ;

проблемы развития энергетического комплекса;

ухудшение экологической ситуации и проблемы подтопления территории;

потеря территорий.

Сформировавшийся тип промышленного производства с опорой на низкотехнологичные производства и дешевую рабочую силу. Преимущественная ставка на низкотехнологичные производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы, что резко снижает конкурентоспособность территории Российской Федерации, препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности труда.

Доля инновационных производств в структуре хозяйственной системы Калининградской области несоразмерно мала и составляет меньше 2 процентов всего комплекса предприятий.

Производительность труда занятых на предприятиях Калининградской области в несколько раз ниже, чем в ведущих европейских странах. Объем добавленной стоимости на одного занятого в операциях с недвижимостью, образовании, коммунальных услугах в 2012 году составил около 10 процентов показателя Германии, в сельском хозяйстве, рыболовстве, обрабатывающих производствах, транспорте - около 15 процентов, в государственном управлении, здравоохранении, гостиничном бизнесе - около 20 процентов, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 5 процентов производительности труда по соответствующему виду экономической деятельности в Германии.

Отсутствие конкурентоспособной европейской специализации и ориентация производимой продукции на российский рынок. Традиционные отрасли экономики Калининградской области, обеспечивающие прирост валового регионального продукта в настоящее время, не смогут обеспечить рост экономики в ближайшие десятилетия.

В Калининградской области не сложились конкурентоспособные кластеры, представляющие интерес в масштабе Балтийского региона и Европейского союза. Преобладающая ориентация продукции Калининградской области на российские рынки (рыбная и пищевая промышленность, мебельное производство, сборка автомобилей и бытовой техники) в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и налоговых преференций и, соответственно, условно конкурентоспособна.

К этому добавляются объективные слабости экономической системы, которые унаследованы от предыдущего периода (восстановительного роста) и объективно снижают перспективы эффективной макрорегиональной интеграции.

Низкая обеспеченность элементами социальной и инженерной инфраструктуры и их высокий физический износ.

Значительная часть инженерной и социальной инфраструктуры региона использует либо представляет собой реконструированную инфраструктуру германского периода. Опережающие темпы развития инфраструктуры в сопредельных странах, особенно после их вступления в Европейский союз, приводят к тому, что, несмотря на усиленное развитие инфраструктуры в регионе, ее возможности отстают от соседних стран и тем самым на границе создается "инфраструктурный барьер". Кроме того, практически все внешние коммуникации (транспорт, связь, энергетика) проходят по территории иностранных государств, что создает потенциальные риски безопасности региона как неотъемлемой части Российской Федерации.

В настоящее время в Калининградской области эксплуатируется 847 км тепловых сетей в 2-трубном исчислении. В 23 муниципальных образованиях, городских и сельских поселениях нуждаются в замене 360,9 км трубопроводов, что составляет 42,6 процента общей протяженности тепловых сетей.

Износ коммунальной теплоэнергетики составляет более 60 процентов, перерасход топлива в котельных малой мощности превышает 12,5 процента, имеют место большие потери тепла (от 10,1 процента до 25,9 процента) и утечки теплоносителя.

В эксплуатации находятся 2340,3 км канализационных сетей, из них нуждаются в замене 986,7 км, что составляет 42,2 процента общей протяженности сетей.

Существующие объекты канализации и очистные сооружения довоенной постройки не обеспечивают качества очистки сточных вод до уровня современных международных экологических стандартов. Ряд очистных сооружений (52 процента) работает с гидравлической перегрузкой и не выдерживает проектного режима очистки стоков.

В эксплуатации находятся 5105 км сетей водопровода. В 23 муниципальных образованиях, городских и сельских поселениях нуждаются в замене 2243,6 км трубопроводов, что составляет 44 процента общей протяженности водопроводных сетей.

Износ сетей водоснабжения составляет более 70 процентов. Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения достигают в среднем по региону 27,7 процента (24,5 млн. куб. м/год). Проблема обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и утилизации бытовых канализационных стоков на территории Калининградской области относится к числу наиболее социально значимых, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья населения, определяет степень экологической и эпидемической безопасности.

Таким образом, все виды инженерной и социальной инфраструктуры Калининградской области характеризуются высоким уровнем износа, пространственной и качественной неоднородностью, неполной обеспеченностью всеми необходимыми ее элементами.

Проблемы развития энергетического комплекса.

Основными проблемами энергетического комплекса региона являются:

потери в электрических сетях, которые находятся на недопустимо высоком уровне и составляют около 17,92 процента;

массовое старение и износ оборудования, которые опережают существующие темпы реконструкции и техперевооружения.

Газоснабжение Калининградской области осуществляется природным газом и сжиженным газом. Природный газ поступает в область по магистральному газопроводу Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград. В 2010 году завершена реконструкция газопровода для обеспечения подачи газа в объеме 2,5 млрд. куб. м. В настоящее время потребители Калининградской области испытывают дефицит в лимитах природного газа.

Существует системный риск в газоснабжении региона в связи с транзитом природного газа по территориям иностранных государств. Являясь тупиковым потребителем, Калининградская область испытывает перебои с подачей газа в пиковые периоды потребления.

В настоящее время уровень газификации населения области природным газом составляет 55,5 процента, при этом из 22 муниципальных образований частично газифицированы только 18, полностью отсутствует газоснабжение в Черняховском, Балтийском, Озерском и Нестеровском районах.

Ухудшение экологической ситуации и проблема подтопления территории.

Экологическая ситуация на территории Калининградской области свидетельствует о том, что, несмотря на осуществление за последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, положение в области охраны окружающей среды остается напряженным.

По природно-климатическим условиям жизнедеятельность проживающего населения и сельскохозяйственное производство на территории Калининградской области невозможны без проведения комплекса мелиоративных мероприятий.

Общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий в Калининградской области составляет 726,6 тыс. га, из которых 669,2 тыс. га осушаются закрытым дренажем, 98 тыс. га - механическим водоподъемом (польдерные системы), составляющие 70 процентов польдеров Российской Федерации. В зоне возможного затопления проживают около 80 тыс. человек.

Наиболее ответственные гидротехнические сооружения (водозащитные дамбы, насосные станции, отрегулированные водоприемники, магистральные каналы) находятся в федеральной собственности на балансе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (переданы в оперативное управление федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Калининградмелиоводхоз").

Износ мелиоративных систем федеральной собственности составляет около 75 процентов, что связано с длительным (в течение последних 20 лет) невыполнением работ по реконструкции, ремонту, техническому содержанию мелиоративной сети. Выполнение мелиоративных работ механизированным способом в настоящее время невозможно.

Мелиоративная сеть, расположенная в полосе инженерных сооружений на российско-польском участке государственной границы Российской Федерации и на землях государственного лесного фонда, является бесхозной (16,53 тыс. км). Такая осушительная сеть находится в крайне неудовлетворительном состоянии, так как не имеет балансодержателя, финансовые средства на ее реконструкцию, ремонт и содержание не выделяются.

Площадь лесокультурного фонда Калининградской области составляет 3044 га, в затопленном и переувлажненном состоянии - 1302,1 га (более 42 процентов), площадь затопленных лесных участков - 332,2 га (около 11 процентов).

Гидромелиоративные системы в лесах неразрывно связаны с сельскохозяйственными осушительными системами.

Большая часть отрегулированных водоприемников, магистральных каналов пропустила несколько межремонтных сроков, при этом от их работы зависит своевременность отвода поверхностных, грунтовых вод с сельскохозяйственных угодий, эффективность использования мелиорированных земель, недопущение подтопления сельских населенных пунктов на самотечных системах, безаварийный пропуск паводковых вод на одамбованных водотоках.

Около 30 процентов сельскохозяйственных угодий (167,9 тыс. га) находится в неудовлетворительном мелиоративном состоянии и непригодны к сельскохозяйственному производству.

Большинство существующих очистных сооружений в Калининградской области довоенной постройки. Ряд очистных сооружений (около 52 процентов) работает с гидравлической перегрузкой и не выдерживает проектный режим очистки стоков.

Большинство сельских поселений Калининградской области не имеют централизованной сети канализации. Население использует надворные туалеты, стоки от которых собираются в отстойники или сбрасываются на рельеф, что также способствует загрязнению почвы и влияет на общую экологическую обстановку.

Основной проблемой в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Калининградской области является отсутствие единой и экологически безопасной системы обращения с отходами, включающей комплекс объектов транспортной и производственной инфраструктуры. В регионе отсутствуют объекты захоронения отходов. Открытые свалки твердых бытовых отходов оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

В рамках действующей Конвенции по защите природной морской среды района Балтийского моря, 1992 г. (Хельсинкская конвенция) Калининградская область объявлена "горячей точкой". Российская Федерация как участник Конвенции обязалась принимать все соответствующие меры в районе Балтийского моря и прибрежных экологических системах по сохранению природных мест обитания, биологического разнообразия, а также по защите экологических процессов в целях обеспечения устойчивого использования природных ресурсов.

Потеря территорий.

Протяженность морской береговой линии Калининградской области составляет 147 км, из них 39 км - абразионный берег (на Самбийском полуострове), 108 км - аккумулятивно-размываемый берег. Материал, теряемый абразионным берегом, в значительной степени идет на формирование Куршской и Вислинской кос.

Интенсивное разрушение береговой линии обусловлено дефицитом песка в береговой зоне, что порождает слабое развитие песчаных пляжей. На дне береговой зоны Балтийского моря широко распространена валунно-глыбовая отмостка, в которой рыхлые осадки отсутствуют. Интенсивность разрушения усиливается из-за гидрогеологического строения побережья, в частности, чередования песчаных и глинистых прослоев в породах и многочисленных выходов грунтовых вод.

Постоянному разрушению подвержено 73,3 км морского берега, среди которых выделяются 8 аварийных участков берега, где имеется непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Под постоянной защитой существующих берегоукрепительных сооружений (стен, опоясок, променадов, искусственных авандюн) находятся 12,1 км берега (около 16,5 процента). Эти сооружения защищают от разрушения коренные берега городов-курортов и приморских населенных пунктов, остальные 61,2 км (или 83,5 процента) остаются незащищенными.

Приоритетные задачи социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе Калининградской области, обозначены в следующих документах стратегического планирования, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года");

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);

государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года").

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одними из главных целей перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны являются создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий с занятием значимого места на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг и становление российской экономики как одного из глобальных центров мирового хозяйства.

Главные стратегические направления развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, обеспечивающие переход к инновационному социально ориентированному развитию экономики, определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Одним из условий такого перехода является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом следующих приоритетов:

сокращение межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации в сферах образования, здравоохранения, культуры, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения регионов с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;

снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;

обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов;

обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка;

обеспечение принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;

совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;

формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах, в том числе образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;

создание благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы, повышение качества жизни населения и развитие человеческого капитала.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" задан вектор развития российской экономики по инновационному пути с выходом на повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан и достижение технологического лидерства Российской Федерации на мировой арене.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определены долгосрочные ориентиры развития инновационной деятельности, в том числе по созданию в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, при этом стимулирование инноваций необходимо осуществлять с учетом особенностей регионов и в соответствии с их потребностями.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности, связанную с социально-экономическим развитием регионов, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней политики:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

предотвращение угрозы национальной безопасности, связанной с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем создания инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов.

Кроме того, социально-экономическая направленность Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года исходит из принципа "безопасность через приоритеты устойчивого развития", то есть путем достижения стратегических национальных приоритетов, в числе которых национальная оборона, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.

Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" включает мероприятия, направленные на превращение Калининградской области в динамично развивающийся регион Российской Федерации за счет модернизации экономики, повышения эффективности системы управления и развития социальной сферы, которые, в свою очередь, формировались исходя из положений, сформулированных в принятых и разрабатываемых государственных программах развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также с учетом положений, закрепленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Также важной задачей общефедерального уровня является обеспечение транспортной безопасности Калининградской области и решение вопроса бесперебойного паромного сообщения с основной территорией Российской Федерации путем реализации инвестиционного проекта по строительству железнодорожного парома проекта CNF19M для эксплуатации на железнодорожной паромной переправе Усть-Луга - Балтийск. Паромное сообщение является единственным видом сообщения между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, не зависящим от политики сопредельных государств, а также инструментом сдерживания роста железнодорожных транзитных тарифов.

Цель инвестиционного проекта соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие Калининградской области, соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

При этом комплексный характер проблем социально-экономического развития Калининградской области наряду с геополитическим значением для Российской Федерации такой территории обусловливают невозможность решения имеющихся проблем только административными мерами в рамках текущего бюджетного финансирования. Сохранение существующих темпов развития без использования программно-целевого инструментария невозможно и не позволит достигнуть заданных в государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" целевых ориентиров. Увеличение объемов финансирования или даже сохранение их на прежнем уровне требует наличия слаженного механизма распределения и освоения финансовых ресурсов на основе программно-целевого метода планирования и управления, наличия прозрачной системы показателей и целевых индикаторов и четкой системы программных мероприятий.