Приложение 6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ" НА 2008 - 2015 ГОДЫ

Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Развитие электронной компонентной
базы и радиоэлектроники"
на 2008 - 2015 годы

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ
КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ"
НА 2008 - 2015 ГОДЫ

Для создания настоящей методики в качестве основы была взята методика оценки социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.

Указанная методика была использована при проведении технико-экономического обоснования и оценки эффективности федеральных целевых программ "Оптика России" (проект), "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Техническое перевооружение системы учета и контроля производства оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов" ("Антитеррор", 2004 - 2008 годы) (проект), а также ряда крупных инвестиционных проектов организаций оборонного комплекса, что позволяет в полной мере применить ее для оценки социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы (далее - Программа).

Оценка эффективности реализации Программы включает в себя:

оценку эффективности реализации Программы в целом на основе определения показателей коммерческой эффективности путем сопоставления чистой прибыли и амортизационных отчислений, остающихся в распоряжении организаций, с суммарными затратами на реализацию Программы из всех источников финансирования (бюджетными и внебюджетными ассигнованиями);

оценку эффективности участия в Программе государства на основе определения показателей бюджетной эффективности путем сопоставления расхода средств федерального бюджета с доходами, поступающими в бюджеты всех уровней в виде налогов.

Расчеты выполнены в ценах каждого года (с учетом инфляции) с последующим дисконтированием затрат и результатов к началу расчетного (программного) периода (2008 - 2015 годы), т.е. к 2007 году.

В расчетах применялись налоги и ставки налогообложения, действующие на момент проведения расчета.

Показатели коммерческой эффективности

Чистый дисконтированный доход является одним из основных показателей эффективности и характеризует интегральный эффект от реализации Программы. Определяется как сальдо суммарного денежного потока от операционной и инвестиционной деятельности организаций с учетом дисконтирования за расчетный период по следующей формуле:

                           м
                    ЧДД = SUM фи  x альфа ,
                          m=1   m        m

    где:
    фи   -  сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и
      m
операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;
    m - порядковый номер шага расчета (от 1 до М);
    альфа   -  коэффициент дисконтирования на m-ом шаге расчетного
         m
периода.

Чистый дисконтированный доход характеризуется превышением суммарных денежных притоков от инвестиционной и операционной деятельности организаций над суммарными денежными оттоками за расчетный период с учетом дисконтирования.

Эффективность реализации Программы оценивается в течение расчетного периода, продолжительность которого определяется началом реализации Программы вплоть до ее завершения.

    За  начальный  год  расчетного периода (t ) принимается первый
                                             н
год  осуществления  затрат  (2008  год),  конечный  год расчетного
периода  (t )  определяется  годом завершения реализации Программы
           к
(2015 год).
    В  качестве  расчетного  года  (t )  принимается фиксированный
                                     р
момент   времени  -  начальный  год  расчетного  периода  или  год
проведения  расчета.  Для  данного  расчета  принят год приведения
расчета (2007 год).

Расчетный период (2008 - 2015 годы) измеряется количеством шагов расчета.

В качестве шага расчета принимается минимальный интервал времени, принятый разработчиком для расчета (год, полугодие, квартал, месяц). Номер шага обозначается числами - 1, 2, 3 и так далее. За начальный шаг принимается первый шаг. Для данного технико-экономического обоснования в качестве шага принят один год.

Соизмерение разновременных затрат и результатов (учет фактора времени) производится путем их приведения (дисконтирования) к расчетному шагу.

    Приведение   будущих     денежных      ресурсов   (инвестиций,
производственных  издержек, прибыли и так далее) к расчетному году
расчетного   периода  производится   путем   умножения   затрат  и
результатов  на  коэффициент   дисконтирования, величина  которого
(альфа ) определяется по классической формуле сложных процентов:
      m

                                   1
                       альфа  = --------,
                            m          m
                                (1 + E)

где:

E - годовая норма дисконтирования, принятая в размере 0,15;

m - порядковый номер шага расчетного периода от 1 до m-го шага, а именно:

1 - базовый (начальный) шаг (год);

2 - первый шаг, следующий за базовым шагом;

3 - второй шаг, следующий за первым шагом, и так далее.

Под нормой дисконтирования (E) понимается минимально допустимая для инвестора величина дохода в расчете на единицу капитала, вложенного в реализацию Программы, с учетом уровня инфляции.

При отсутствии утвержденных норм дисконта и обоснованных требований инвесторов в качестве нормы дисконтирования рекомендуется принимать процентную ставку за банковский кредит, т.е. ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующую на момент проведения расчета (8 процентов), с учетом фактора риска в размере 2 процентов, т.е. E = 10 процентов.

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 08.09.2011 N 763.

В свою очередь, сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности на m-ом шаге расчетного периода равно:

                               и      о
                     фи  = (фи   + фи  ),
                       m      m      m

    где:
       и
    фи      - сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной
      m
деятельности на m-м шаге расчетного периода;
       о
    фи      -  сальдо  суммарного денежного потока от операционной
      m
деятельности на m-м шаге расчетного периода.
    Сальдо   суммарного   денежного   потока   от   инвестиционной
                                                   и
деятельности на  m-ом  шаге расчетного периода (фи  ) определяется
                                                  m
как  разность  между  затратами  на  реализацию  Программы из всех
источников  финансирования (отток) и реализацией активов (приток),
которые в данном случае равны 0.
    Сальдо    суммарного    денежного   потока   от   операционной
                                                о
деятельности на m-м шаге расчетного периода (фи  )    определяется
                                               m
как  разность  между объемом продаж (приток)  и  суммой   издержек
производства    реализуемой    продукции    (без   амортизационных
отчислений),  налога  на  имущество и налога на прибыль (отток). В
итоге   образуется   сумма   чистой   прибыли   и  амортизационных
отчислений, остающаяся у организаций (чистый доход организаций).

Внутренняя норма доходности представляет собой норму дисконтирования, при которой величина чистого дисконтированного дохода равна 0.

Внутренняя норма доходности характеризует предельную (граничную) норму дисконтирования, разделяющую эффективные варианты реализации Программы от неэффективных, а также степень устойчивости Программы. Внутренняя норма доходности сравнивается с нормой дисконтирования, принятой для расчета, и чем больше внутренняя норма доходности, тем выше эффективность реализации Программы. Показатель внутренней нормы доходности определяется исходя из условия, что значение ЧДД = 0, и решения уравнения относительно внутренней нормы доходности:

                       м             1
                ЧДД = SUM фи  x ---------- = 0,
                      m=1   m            m
                                (1 + ВНД)

    где:
    фи   -  сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и
      m
операционной деятельности на m-м шаге расчетного периода;

m - порядковый номер шага расчета (от 1 до М).

Для определения показателя внутренней нормы доходности (ВНД) используется финансовая функция "ВНДОХ", встроенная в программу "Excel".

    Срок  окупаемости  инвестиций  или период возврата (СО ) - это
                                                          и
период  времени  от начального момента времени, в течение которого
чистый дисконтированный доход становится неотрицательным.

Другое определение срока окупаемости - продолжительность периода, в конце которого суммарная величина дисконтированных инвестиций полностью возмещается суммарными дисконтированными доходами (суммой чистой прибыли и амортизационных отчислений) вследствие реализации Программы.

В зависимости от начального момента времени, принятого для определения срока окупаемости (периода возврата инвестиций), существует несколько его модификаций.

Как правило, за начальный момент времени принимается начало инвестиционной деятельности в календарном исчислении, т.е. календарное начало первого шага расчетного периода m1 (в данном случае 2008 год, принятый для расчета).

Срок окупаемости определяется по данным расчета "Сальдо накопленного суммарного потока от операционной и инвестиционной деятельности с учетом дисконтирования".

Целая часть величины срока окупаемости определяется количеством шагов, имеющих отрицательное значение сальдо. Дробная часть периода возврата, добавляемая к целой части, определяется методом интерполяции.

Программа может быть принята к рассмотрению при условии, если срок окупаемости меньше расчетного периода, принятого для технико-экономического обоснования Программы, равного 8 годам (2008 - 2015 годы).

Индекс доходности инвестиций определяется как отношение дисконтированной величины сальдо от операционной деятельности, т.е. чистого дохода организаций (чистой прибыли плюс амортизационные отчисления) за расчетный период, к дисконтированной величине затрат из всех источников финансирования за тот же период.

Если индекс доходности инвестиций больше 1, Программа является эффективной, если меньше 1 - неэффективной. При значении чистого дисконтированного дохода, равном 0, индекс доходности равен 1.

Показатели бюджетной эффективности

Бюджетный эффект представляет собой превышение доходной части бюджета над его расходной частью в результате реализации Программы.

Бюджетный эффект за расчетный период определяется по следующей формуле:

                         м
                   БЭ = SUM Дельта  x альфа ,
                        m=1       m        m

    где:
    дельта   - превышение доходной части бюджета над его расходной
          m
частью на m-м шаге расчетного периода;
    альфа   -  коэффициент  дисконтирования на m-м шаге расчетного
         m
периода;

m - порядковый номер шага расчета (от 1 до M).

В состав расходов бюджета включаются средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования Программы.

В состав доходов бюджета и приравненных к ним поступлений во внебюджетные фонды включаются:

налог на имущество организаций в размере, не превышающем 2,2 процента среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов по остаточной стоимости;

налог на прибыль организаций в размере 20 процентов налогооблагаемой прибыли (прибыли от реализации за вычетом налога на имущество организаций);

налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов объема реализованной продукции;

налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов фонда оплаты труда;

страховые взносы в размере 30 процентов фонда оплаты труда.

Доходная часть бюджета корректируется в зависимости от коэффициента участия государства в Программе.

Доля бюджетных ассигнований (коэффициент участия государства) является важным показателем бюджетной эффективности и определяется как отношение дисконтированной величины средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы, за расчетный период к дисконтированной величине суммарных затрат из всех источников финансирования за тот же период.

Этот показатель характеризует степень финансового участия государства в реализации Программы и учитывается при оценке бюджетного эффекта. Предпочтение следует отдавать вариантам программ, имеющим наименьшую величину показателя, т.е. требующим относительно меньше бюджетных ассигнований.

Срок окупаемости или период возврата средств федерального бюджета - это период времени от начального шага, в течение которого бюджетный эффект становится неотрицательным.

Другое определение срока окупаемости средств федерального бюджета - продолжительность периода, в конце которого суммарная величина дисконтированных средств федерального бюджета полностью возмещается суммарными дисконтированными доходами бюджета (налоговыми поступлениями) вследствие реализации Программы.

Определение срока окупаемости (периода возврата) средств федерального бюджета производится аналогично определению срока окупаемости затрат из всех источников финансирования.

Индекс доходности средств федерального бюджета определяется как отношение дисконтированной величины доходов бюджета от реализации Программы за расчетный период к дисконтированной величине расходов бюджета за тот же период.