Приложение 30 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА | Введение

Приложение N 30
к федеральной целевой программе
от 10 июля 1995 г. N 700

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Введение

Ямало-Ненецкий автономный округ. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ является субъектом Российской Федерации. Территория округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Автономный округ входит в административно-территориальные границы Тюменской области. В состав округа входят:

города окружного подчинения: Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой и Ноябрьск;

районы: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский и Ямальский.

Значение округа определяется его ролью в обеспечении природным газом, газоконденсатом и нефтью Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. В общем объеме добычи газа в стране доля округа составляет 90 процентов. В 1994 году предприятия РАО "Газпром" добыли из недр 537,6 млрд. куб. метров природного газа, нефти и газового конденсата - 37,6 млн. тонн.

Ведутся работы по освоению новых месторождений нефти и газа в западной части округа (Пур-Тазовская группа) и Ямальского полуострова, с вводом которых добыча газа по прогнозам достигнет 600 млрд. куб. метров в год, а нефти и конденсата - 50 млн. тонн.

Потенциальные запасы природного газа составляют около 100 трлн. куб. метров, извлекаемые запасы нефти и газового конденсата 10 - 20 млрд. тонн.

Таким образом, имея крупные запасы нефти и газа в регионе, его удобное географическое положение относительно центра России и развитую инфраструктуру нефтяной и газовой промышленности, можно сделать вывод о возрастании роли округа как топливно-сырьевой базы Российской Федерации в обозримом будущем.

С развитием нефтегазовой промышленности появится возможность освоения твердых полезных ископаемых Полярного Урала, где имеется единственное в России и третье в мире по запасам месторождение хромитовых руд. Прогнозные запасы хрома оцениваются в объеме 500 млн. тонн.

Запасы фосфорных руд оцениваются в 600 млн. тонн. К месторождению проведена грунтовая автомобильная дорога.

Для производства буровых работ в качестве утяжелителя буровых растворов используется барит, который в настоящее время закупается за валюту в Турции. Данный минерал имеется вблизи железной дороги Сейда - Лабытнанги. Большая группа месторождений баритов с поверхностным залеганием руд может в полном объеме удовлетворить потребность буровиков в этом материале на ближайшие 50 лет.

Промышленностью округа за I квартал 1995 г. произведено продукции в действующих ценах на 3041300,6 млн. рублей (рост в сравнении с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза). Однако индекс физического объема производства составил 93,7 процента. Продолжается спад производства. Из 46 промышленных предприятий 26 сократили объем производства.

За I квартал текущего года добыто газа естественного 145,7 млрд. куб. метров, нефти - 7,5 млн. тонн, 1,4 млн. тонн газового конденсата.

К уровню прошлого года добыто меньше: газа естественного - на 0,8 млрд. куб. метров (0,5 процента), нефти - на 0,8 млн. тонн (10,1 процента), газового конденсата - на 0,1 млн. тонн (6,2 процента). Сократился выпуск железобетонных изделий, керамзитового гравия, цемента.

Проблемы округа связаны с моноотраслевой структурой развития промышленного производства, базирующейся на добыче нефти, природного газа и газового конденсата при отсутствии мощностей по их переработке.

Геологические запасы указанных ресурсов не восполняются, поэтому при истощении месторождений встанет вопрос о дальнейшей судьбе крупных городов, построенных газовиками и нефтяниками.

Первыми на очереди по сокращению населения ввиду падающей добычи газа стоят города Надым, Новый Уренгой. Попытка РАО "Газпром" придать городу Надыму статус базового центра для дальнейшего освоения месторождений восточной части округа (Пур-Тазовского нефтегазоносного района) и Ямальского полуострова может на некоторое время отодвинуть проблему, но не решить ее кардинально. Правительство заинтересовано в обеспечении бесперебойных поставок нефти и газа из недр округа для народного хозяйства страны и на экспорт. Вместе с тем, существование "избыточного" населения в округе ложится тяжелым финансовым бременем на местные и окружной бюджеты, вызывая социальную напряженность в регионе.

Значительно снизился жизненный уровень жителей округа, особенно работников в отраслях, не связанных с добычей нефти и газа. Уровень доходов уже не может компенсировать последствий экстремальных природно-климатических условий. Возрастает нагрузка на социальную инфраструктуру, которая характеризуется низким уровнем обеспеченности жителей округа жилой площадью, высокой степенью ее износа и аварийностью коммунальных сетей. Анализ показателей состояния жилого фонда свидетельствует, что износ существующего жилья в Ямальском районе составляет 40 процентов, в Тазовском - 52 процента, в Приуральском и Шурышкарском - 48, в городах Салехард и Лабытнанги - 45 процентов. Процент временного жилья, нормативный срок службы которого составляет 5 - 8 лет, в Тазовском районе достигает 48 процентов, в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе - до 20 и 23 процентов соответственно. Недостаточен уровень развития сферы быта, культуры, образования и торговли.

Строительство более дешевого жилья за пределами округа позволит высвободить часть жилья в округе и поможет решить жилищную проблему относительно быстрее и дешевле.

Программа разработана в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике по разработке региональной программы переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках федеральной целевой для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Состояние занятости в производственно-экономической сфере
Ямало-Ненецкого автономного округа.
Перспективы его развития

Численность населения округа в I квартале 1995 г. составила 482,3 тысячи человек, из них 399,7 тысячи - городское и 82,6 тысячи - сельское население.

Переход к рынку, а также структурная перестройка народного хозяйства вызвали рост безработицы. По состоянию на 1 апреля 1995 года службами занятости населения округа поставлено на учет 7541 человек, не занятых трудовой деятельностью, из них 6583 получили статус безработного. В их числе 5107 (77,6 процента) - женщины, 1476 (22,4 процента) - мужчины.

Численность граждан, зарегистрированных службами занятости, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла в 1,2 раза, а численность безработных увеличилась на 3383 человека (в два раза). Уровень безработицы по округу составляет 2 процента. В структуре безработных 45 процентов составляют граждане рабочих профессий, 30 процентов - служащие, 25 процентов - другие категории. За I квартал текущего года выплачено пособий по безработице в сумме более 2,5 млрд. рублей.

В среднем по округу на одно высвобождающееся рабочее место приходится соответственно незанятых граждан и безработных от 5 до 4 человек.

Серьезной проблемой на рынке труда в округе является рост безработицы из числа уволившихся с предприятий и организаций по собственному желанию. Хронические задержки с выплатой заработной платы привели к тому, что сегодня в составе безработных 41 процент (2650 человек) - уволенные по собственному желанию.

По прогнозной оценке, численность безработных к концу 1995 года может достигнуть 18 тысяч человек.

Изменение численности работающих и прогноз изменения до 2000 года в разрезе городов и районов округа, а также по отраслям материального производства приведены в таблицах 1 и 2.

Снижение численности работающих затронет все отрасли промышленности, за исключением предприятий, непосредственно связанных с добычей газа, газоконденсата и нефти. Наибольший отток трудовых ресурсов наблюдается в строительстве, на транспорте и в геологоразведке. Данная тенденция сохранится и в прогнозируемом периоде.

Численность безработных, уволенных в связи с высвобождением с предприятий и организаций на 1 октября 1994 г., составила 1863 человека, что составляет 25,4 процента от общей численности лиц, зарегистрированных службой занятости, не занятых трудовой деятельностью. Наибольшее количество таких безработных приходится на г. Ноябрьск - 893 человека (47,9 процента) от общего количества, г. Муравленко - 573 человека (30,7 процента). Всего на 1 октября 1994 г. было уволено в связи с сокращением 13087 работников, из них в г. Ноябрьске - 6004 человека (45,9 процента), в г. Муравленко - 4053 человека (31 процент), в Пуровском районе - 1207 человек (9,2 процента). Обобщенные данные изменения численности не занятых трудовой деятельностью приведены в таблице 3.

К числу серьезных социальных проблем относится и скрытая безработица (неполный рабочий день, оплата по минимальным ставкам). Расширяется практика предоставления отпусков по инициативе администрации предприятий без сохранения заработной платы. За 9 месяцев 1994 г. в целом по округу пользовались отпусками по инициативе администрации предприятий без сохранения заработной платы 7,5 тыс. человек. Число дней отпуска на одного работника, который им пользовался, составило 36 дней, из них в промышленности - 49, в транспорте - 24, в строительстве - 34, в геологии - 119, в бытовом обслуживании - 20 дней. Использование рабочего времени работников округа приведено в таблице 4.

Согласно данным, приведенным в таблице 5, только 11 процентов из числа потерявших работу имеют возможность без дополнительных временных и финансовых затрат устроиться на новую работу.

Количество и социальный состав граждан, переселяемых
в соответствии с региональной программой. Обеспечение
социальной сбалансированности процесса переселения

Региональная программа переселения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа рассчитывалась для категорий лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 1122 имеют право на получение государственной финансовой поддержки при строительстве для них жилья на территории Российской Федерации.

Характеристика переселяемых в 1995 - 1996 годах по региональной программе граждан приведена в таблице 6, из которой видно, что наибольший удельный вес составляют пенсионеры (33 процента), лица, переселяемые по состоянию здоровья (11 процентов), и лица, отработавшие более 20 лет (17 процентов).

Изменение численности населения региона с прогнозом до 2000 года, приведенное в таблице 7, свидетельствует о "старении" населения. Численность людей в возрасте 55 лет и старше увеличится по прогнозу с 17,4 тысячи человек в 1994 году до 30 тысяч к 2000 году.

В течение 1992 - 1994 годов из округа выехало около 80 тысяч человек, причем государственную поддержку из бюджета округа и местных бюджетов в виде компенсаций (оплата проезда и провоза багажа, предоставление жилья за пределами округа) получили 45 процентов выезжающих. Право на получение такой льготы имели 75 процентов выезжающих с территории округа. Распределение выезжающих в разрезе городов и районов округа показано в таблице 8.

Распределение по экономическим районам вселения на территории Российской Федерации лиц, выезжающих из округа, в разрезе городской и сельской местностей показано в таблицах 9, 10 и 11. Приведенные данные свидетельствуют, что 27,7 процента желают выехать в Западно-Сибирский экономический район. Далее следуют Уральский, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы.

Основные объемные и структурные характеристики
программы строительства жилья для переселенцев

Объемы строительства жилья в районах, благоприятных для проживания на территории Российской Федерации, для граждан, выезжающих из округа, установленные в региональной программе, рассчитываются на основании количества переселяющихся граждан с учетом распределения их на лиц, направляющихся на жительство в города или сельскую местность. Площадь квартир, приходящаяся в сельских (усадебного типа) домах на одного проживающего, на 40 процентов больше по сравнению с показателями, характерными для городской застройки.

В региональной программе в таблицах 12, 13 и 14 рассчитываются следующие показатели:

физические объемы строительства жилья в районах въезда, определяемые с использованием строительных норм и правил;

доли физических объемов строительства в распределении по районам въезда переселяемых.

По объемно-планировочным решениям в структуре строительства жилья предусматривается преобладание многоквартирных домов городского типа. Это обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с домами коттеджной застройки и "жесткой" ограниченностью финансовых средств у застройщиков.

Подбор районов вселения граждан.
Создание опорных зон переселения

Выбор районов строительства жилья для выезжающих граждан определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации региональной программы (администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, администраций городов и районов округа, администраций принимающих территорий и мест вселения, строительных подрядных организаций, выполняющих заказы по программе переселения различных категорий населения). Категории граждан (пенсионеры, лица трудоспособного и нетрудоспособного возраста, социально малозащищенные слои, многодетные семьи) учитываются при подборе объектов строительства жилья.

Объекты строительства жилья для лиц пенсионного возраста подбираются в окраинных "тихих, спокойных" районах урбанизированных городов или поселках городского типа вблизи крупных городов.

На выбор объекта строительства жилья в большей степени влияет развитость социальной инфраструктуры переселения, так как удельный вес затрат на развитие и создание инфраструктуры значительно повышает стоимость строительства объекта.

Для лиц трудоспособного возраста рассматриваются объекты строительства жилья вблизи крупных промышленных предприятий, организаций, учреждений или "спальные" микрорайоны с высокоразвитой транспортной схемой.

Для лиц социально малозащищенных, многодетных семей предлагаются варианты переселения в сельскую местность (районные центры), поселки городского типа вблизи земельных угодий, исходя из следующих факторов: возможность строительства жилья собственными силами, условия для ведения подсобного хозяйства, относительно низкая стоимость строительства данных объектов жилья.

Выбор района вселения с учетом медико-биологического аспекта координируется со сложившимися направлениями миграции жителей округа. В настоящее время основная масса жителей округа смещается в районы переселения по меридиану в направлении, наиболее благоприятном для адаптации организма (Тюменская, Свердловская, Курганская и Омская области).

По соображениям национально-этнического характера из перечня территорий вселения по возможности исключаются страны СНГ вследствие действия группы факторов:

экономические факторы (низкий уровень жизни, низкий уровень социальной защиты и обеспечения, различие в денежных системах);

политические факторы (усиление националистических настроений, разница в системах государственного строительства);

социальные факторы (языковые барьеры).

Опыт переселения граждан г. Надыма в Украину показал, что выезжающие в настоящее время лица не могут адаптироваться в местах вселения, хотя изначально там проживали и имеют родственные связи, и возвращаются обратно в округ, сводя к нулевому эффекту затраты на их переселение.

Меры по трудоустройству и адаптации переселяемых граждан

Сведения о возможности трудоустройства переселяемых граждан представлены в таблицах 15 и 16. Обеспечение занятости переселенцев планируется с учетом доли переселенцев, направляющихся на жительство в города и сельскую местность. Количество желающих выехать в сельскую местность колеблется (в зависимости от районов вселения) от 15 процентов до 26 процентов.

Остро стоит задача обеспечения занятости трудоспособной части переселяемого контингента. Для ее решения предусмотрены следующие меры:

установление горизонтальных связей между центрами занятости округа и районов вселения на договорной основе;

определение потребностей и перечня необходимых специальностей и профессий в районах вселения;

определение профессиональной структуры и квалификационных параметров переселяемых граждан;

выборка лиц из числа переселяемых, имеющих профессии, специальности, необходимые в местах вселения граждан;

обучение и переквалификация граждан, профессии и специальности которых не имеют вакансий в местах переселения граждан;

использование основных средств ликвидируемых предприятий для развития предпринимательства и малого бизнеса в местах вселения;

передислокация производственных мощностей и трудовых ресурсов предприятий, организаций и учреждений, не имеющих объема работ в округе, в места вселения граждан.

Опыт переселения работников АО "Ямалстроймеханизация", включающего в себя две механизированные колонны N N 126 и 144, из временного и аварийного жилья в поселке Уралец (г. Новый Уренгой) в Оренбургскую область (пос. Вязовка) показывает возможность использования их производственных мощностей для строительства коттеджного поселка на 150 жилых домов на месте вселения для работников механизированных колонн в течение 1995 - 1998 годов.

Вышеперечисленные проблемы находят свое решение в разработке комплексных программ по приему северных переселенцев в рамках взаимодействия и сотрудничества с южными районами Тюменской области и администрацией г. Тюмени путем заключения соответствующих договоров и соглашений. Примером может служить опыт работы АО "Пурнефтегаз", строящего на юге Тюменской области (в городах Заводоуковске и Ялуторовске) поселки для своих работников, включая линии по переработке мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. Таким образом, выехавшие из районов Крайнего Севера обеспечивают жителей Севера продовольственными товарами. Аналогичную программу реализует АО "Ноябрьскнефтегаз" в Ставропольском крае.

В соответствии с соглашением между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и Российским акционерным обществом (РАО) "Газпром" о взаимном сотрудничестве РАО "Газпром" 18 апреля 1995 г. разработал и утвердил на 1995 год программу строительства жилья на территории России для отселения работников газовой отрасли и обслуживающих отраслей, в том числе проживающих в Ямало-Ненецком округе и отработавших в районах Крайнего Севера 10 и более лет.

Расчет необходимых затрат на организацию
переселения граждан

Расчет финансовых затрат на организацию переселения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа приведен в таблицах 17, 18. В целях укрупнения расчетов показатель удельных капитальных вложений по районам строительства жилья используется как единый для всей территории Российской Федерации в размере 1 миллиона рублей. При заключении конкретных договоров подряда на строительство жилья применяются показатели удельных капитальных вложений в объекты жилищного строительства, разработанные в ценах 1984 года с пересчетом этих показателей в цены 1994 года, в соответствии с переводными индексами, утвержденными бывшим Госстроем России, и повышающими коэффициентами, учитывающими территориальные различия в затратах.

Для снижения цены строительства и оптимизации затрат в округе сформирована база данных по объектам не завершенного строительством жилья на территории Российской Федерации. Отбор объектов производится на конкурсной основе после предоставления соответствующих документов или банковских гарантий, а также залога имеющегося имущества с учетом приоритетных районов вселения граждан. Счет финансирования объектов открывается в уполномоченном администрацией округа банке на территории округа. Финансирование осуществляется по выполненным этапам строительства с 25-процентным авансированием стоимости работ или путем предоставления кредитов, процентная ставка которых варьируется в зависимости от сроков ввода в действие объекта и качества выполненных работ.

В число необходимых работ, требующих дополнительных затрат, включаются также:

приемка в эксплуатацию объектов жилья или жилых комплексов;

организация переезда граждан к новому месту вселения;

затраты на обустройство граждан в районах вселения;

затраты на создание рабочих мест.

Затраты на обустройство граждан в районах вселения исчисляются из норматива обеспеченности: 18 квадратных метров площади квартир на человека в городе и 25 квадратных метров в сельской местности. Удельный вес затрат на жилье в общем объеме затрат на обустройство составляет 0,7.

Финансовое и организационное обеспечение
программы переселения

Поступление финансовых ресурсов для строительства обеспечивается за счет следующих основных источников:

личные средства переселяемых граждан (сбережения, компенсации за оставляемое на территории округа жилье, жилищные кредиты);

средства окружного и местных бюджетов городов и районов округа;

средства предприятий и организаций, расположенных на территории округа;

средства федерального бюджета в виде капитальных вложений в жилищное строительство, ассигнований на поддержку территории, безвозмездных субсидий для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

средства внебюджетных фондов.

В округе с целью использования и аккумуляции различных финансовых средств Постановлением Государственной Думы от 8 сентября 1994 г. и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. N 664 создана государственная некоммерческая организация - специализированный фонд "Жилье" при администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, которой разработаны система привлечения личных средств граждан для переселения с использованием механизма именных жилищных накопительных счетов граждан и механизм получения жилищных кредитов.

Положение об именных жилищных накопительных счетах

Специализированный фонд "Жилье" при администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" и от 10 июня 1994 г. N 1180 "О жилищных кредитах" реализует программу "Именные жилищные накопительные счета" через уполномоченный администрацией округа банк согласно соглашению между банком и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.

Уполномоченный банк (его филиалы и отделения) принимает денежные средства от граждан Российской Федерации на именные жилищные накопительные счета (ИЖНС). Предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности вправе открывать ИЖНС для своих работников.

ИЖНС служит для накопления на нем установленной в договоре между банком и гражданином суммы для приобретения или строительства жилья (квартиры) с дальнейшим получением жилищного кредита для финансирования оставшейся части стоимости приобретаемого или строящегося жилья (квартиры).

Открытие ИЖНС осуществляется банком под объекты, финансируемые за счет государственных капитальных вложений на строительство жилья в соответствии с утвержденным перечнем строек. Финансирование и кредитование строительства объектов жилья смешанного инвестирования производится с соблюдением пропорций расходования средств из различных источников.

Банк несет полную материальную ответственность за сохранность сумм, привлеченных на ИЖНС. Контроль за расходованием средств на ИЖНС осуществляет комитет финансов администрации округа, специализированный фонд "Жилье" при администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. В случае невыполнения банком своих обязательств администрация Ямало-Ненецкого автономного округа по представлению фонда и комитета финансов вправе приостановить действие статуса уполномоченного банка и перевести ИЖНС и причитающиеся проценты по ним в другой банк.

Любые физические или юридические лица в соответствии с действующим законодательством могут внести денежные средства на ИЖНС гражданина. Распорядителем счета будет являться гражданин, на чье имя открыт ИЖНС.

Гражданин обязан вносить на ИЖНС по выбранному им объекту часть рыночной стоимости приобретаемого (строящегося) жилья в соответствии с договором между банком и гражданином. Гражданин вносит денежные средства со следующей периодичностью: ежегодно, ежеквартально, ежемесячно. Стоимость квартиры официально котирует специализированный фонд "Жилье" при администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Размер каждого взноса определяется как часть рыночной стоимости квартиры на каждый момент внесения денежных средств или часть объема выполненных строительных работ согласно графику.

Банк обязуется хранить вложенные гражданином денежные средства, начислять на них проценты за хранение для компенсации роста стоимости жилья и при условии достижения вкладом оговоренного размера предоставить гражданину жилищный кредит для финансирования оставшейся части стоимости строительства (приобретения) жилья (квартиры) под залог. После окончательных расчетов гражданина с банком квартира становится собственностью гражданина.

В случае востребования денежных средств с ИЖНС до наступления сроков, предусмотренных договором между гражданином и банком, либо востребования для целей, не предусмотренных вышеназванным договором, гражданин лишается права получения кредита. В этом случае банк возвращает денежные средства (вклады и проценты по ним) с ИЖНС в течение 30 дней с момента поступления заявления гражданина из расчета 0,5-процентной ставки, обусловленной договором между банком и гражданином.

В случае смерти гражданина его ИЖНС распоряжаются лица, указанные в отдельном заявлении на имя руководящих органов банка либо в завещании, оформленном нотариально.

Положение о жилищных кредитах

Уполномоченный администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа банк предоставляет гражданам округа жилищные кредиты:

земельный кредит на обустройство земли под жилищное строительство;

строительный кредит для финансирования строительных работ;

кредит на приобретение жилья.

Гражданин должен внести на именной жилищный накопительный счет (ИЖНС), открытый в уполномоченном банке, не менее 30 процентов стоимости кредитуемого объекта. После внесения гражданином средств на ИЖНС предприятие, организация или учреждение, в котором он работает, прочие инвесторы могут внести (единовременно или по оговоренной с уполномоченным банком схеме) оставшуюся сумму в размере не менее 40 процентов. При отсутствии средств у инвесторов гражданин накапливает установленную сумму на ИЖНС самостоятельно.

На оставшуюся сумму банк выдает жилищный кредит, процентная ставка которого зависит от срока накопления средств на ИЖНС и определяется договором между гражданином и уполномоченным банком. Предприятие, организация, учреждение имеют право частично компенсировать величину процентной ставки жилищного кредита, выдаваемого гражданину.

Решение о предоставлении кредита принимается уполномоченным банком на основе кредитной заявки гражданина.

К заявке прилагаются документы, подтверждающие права на участок застройки, разрешение на строительство, согласованная в установленном порядке проектно-сметная документация, документы, необходимые для определения платежеспособности гражданина, договор долевого участия в строительстве жилья, договор купли-продажи квартиры или участка и другие документы по требованию банка.

Основными документами, определяющими взаимоотношения банка и гражданина при предоставлении кредита, являются кредитный договор, договор о залоге (ипотеке), договор гарантии (поручительства).

В кредитном договоре между банком и гражданином определяются: цель получения кредита, срок и размеры, порядок выдачи и погашения, процентная ставка, условия и периодичность ее изменения, обеспечение кредитного обязательства гражданина, условия страхования кредита, способ и формы проверки обеспеченности и целевого использования кредита, санкции за нецелевое использование и несвоевременный возврат кредита, размеры и порядок уплаты штрафов, порядок расторжения договора и другие условия, определенные договором.

Заложенное имущество подлежит страхованию гражданином (залогодателем) от риска утраты и повреждения.

В зависимости от вида кредита в договоре о залоге определяются форма, размер и порядок залогового обеспечения кредита (движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и др.).

В качестве гарантии (поручительства) погашения жилищных кредитов гражданами предоставляются гарантийные обязательства юридических лиц: банков, страховых компаний, предприятий, учреждений, организаций.

В случае невозможности возврата кредита производится обращение взыскания и реализация заложенного имущества для покрытия убытков банка в установленном законодательством порядке.

При выявлении нецелевого использования средств жилищных кредитов банк имеет право досрочно взыскать выданные средства.

При формировании окружного и местных бюджетов на соответствующие периоды предусматриваются лимиты средств, предназначенных конкретной категории граждан, пользующихся льготами согласно действующему законодательству при предоставлении жилья, пропорционально потребностям в этих средствах. Перечень льготных категорий и характер льгот определяются постановлениями администрации округа.

При выделении субсидий и компенсаций из федерального бюджета соответствующим категориям граждан, выезжающих из округа, появляется возможность адресного перечисления средств на их именной жилищный накопительный счет.

Учитывая опыт работы по организации переселения граждан в Ямало-Ненецком автономном округе, целесообразны фиксирование долей бюджетных средств из федерального бюджета и передача их округу по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.

Кроме того, предлагается оставлять в распоряжении уполномоченного администрацией банка денежные средства, которые поступают в банк на именные жилищные накопительные счета граждан, а не направлять их в качестве обязательного резервирования средств в Центральный банк Российской Федерации.

Расчет экономической эффективности программы

Расчет экономической эффективности программы приведен в таблице 19. Эффект достигается за счет:

экономии затрат на строительство жилья и объектов социально-бытовой инфраструктуры;

снижения потерь от сокращения стихийной миграции;

снижения потерь от уменьшения заболеваемости;

экономии на разнице в прожиточном минимуме на территории округа и в районах вселения;

экономии капитальных вложений на создание нового жилья и объектов социально-бытовой инфраструктуры на территории округа;

экономии затрат на эксплуатацию жилья и объектов социально-бытовой инфраструктуры на территории округа.

Полученный в результате экономический эффект сравнивается с затратами на организацию переселения. Таким образом, рассчитывается в процентах абсолютная экономическая эффективность программы переселения, которая равняется 29,9 процента.

Таблица 1

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТАЮЩИХ В РЕГИОНЕ
В РАЗРЕЗЕ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ ОКРУГА НА 1 ОКТЯБРЯ 1994 Г.

                                                                (человек)
┌─────────────────┬──────────────────────────┬────────────────┬─────────┐
│                 │  Численность работающих  │   Требуется    │Высвобож-│
│                 │                          │                │ дается  │
│                 ├────────┬────────┬────────┼───────┬────────┼─────────┤
│                 │1990 год│1994 год│2000 год│рабочих│служащих│ всего   │
├─────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────┼────────┼─────────┤
│    Города:      │        │        │        │       │        │         │
│Салехард         │ 14772  │ 13195  │  10025 │   51  │   22   │    341  │
│Лабытнанги       │ 18852  │ 15577  │  15759 │   26  │    4   │    202  │
│Новый Уренгой    │ 69196  │ 71603  │  69232 │  195  │   14   │    254  │
│Надым            │ 47370  │ 53648  │  49100 │   78  │   23   │    348  │
│Ноябрьск         │ 79665  │ 60232  │  60664 │  493  │   20   │   6004  │
│Муравленко       │   -    │ 18187  │  15734 │  226  │    3   │   4053  │
│                 │        │        │        │       │        │         │
│    Районы:      │        │        │        │       │        │         │
│Красноселькупский│  4853  │  3510  │   3497 │    2  │    -   │    261  │
│Приуральский     │  2714  │  2152  │   2034 │   10  │   21   │     60  │
│Пуровский        │ 41786  │ 39099  │  33564 │   56  │    3   │   1207  │
│Тазовский        │  9906  │  6772  │   6223 │   57  │   21   │    120  │
│Шурышкарский     │  3914  │  3724  │   3437 │    -  │    -   │     13  │
│Ямальский        │  8259  │  6801  │   4974 │    9  │    7   │    222  │
│                 │        │        │        │       │        │         │
│Итого            │301287  │294500  │ 274203 │ 1203  │  138   │  13087  │
└─────────────────┴────────┴────────┴────────┴───────┴────────┴─────────┘

Таблица 2

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТАЮЩИХ В РЕГИОНЕ В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ

                                                         (человек)
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│                                │     Численность работающих    │
│           Отрасли              ├──────────┬──────────┬─────────┤
│                                │ 1990 год │ 1993 год │ 2000 год│
├────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼─────────┤
│Занято в народном хозяйстве,    │          │          │         │
│   всего                        │  301287  │ 301600   │ 274203  │
│ из них в материальном          │          │          │         │
│ производстве                   │  266956  │ 235500   │ 204200  │
│   в том числе:                 │          │          │         │
│   в промышленности             │   31733  │  43800   │  41400  │
│                                │          │          │         │
│                 из них:        │          │          │         │
│                                │          │          │         │
│"Уренгойгазпром"                │    8332  │  11120   │  18000  │
│"Ямбурггаздобыча"               │    2592  │   6811   │  12000  │
│"Северные электросети"          │     574  │    529   │    600  │
│Уренгойская ГРЭС                │     230  │    514   │    500  │
│"Севергазавтоматика"            │     -    │    247   │    250  │
│"Тюменьбургаз"                  │    4617  │   5244   │   7200  │
│"Уренгойтрубопроводстрой"       │    1823  │    735   │    800  │
│"Северотюменьтранспуть"         │     -    │   1930   │   1300  │
│"Уренгойдорстрой"               │    1245  │    800   │   1000  │
│"Уренгойстройгаз"               │     984  │    922   │    900  │
│"Надымгазпром"                  │    4934  │  10186   │  10186  │
│"Северогазстрой"                │    1246  │   1703   │   1500  │
│"Арктикнефтегазстрой"           │    4583  │   1939   │   1700  │
│"Ямалгазпромстрой"              │    1239  │    958   │    900  │
│"Надымнефтегазжилстрой"         │    1246  │    763   │    -    │
│"Надымдорстрой"                 │     825  │   1112   │   1100  │
│"Севертрубопроводстрой"         │    1838  │   1439   │   1200  │
│"Арктиктрансгазстрой"           │    4533  │   1415   │   1000  │
│                                │          │          │         │
│сельское хозяйство              │    6548  │   6400   │   6800  │
│транспорт и связь               │   55407  │  45700   │  37500  │
│строительство                   │  116858  │  91000   │  71000  │
│торговля, общепит, снабжение    │   38600  │  32300   │  33500  │
│информационное обслуживание     │     210  │    300   │   1000  │
│геология и геологоразведка      │   15500  │  14000   │   7000  │
│прочие виды материального       │          │          │         │
│производства                    │    2100  │   2000   │   6000  │
│                                │          │          │         │
│из них в нематериальном         │          │          │         │
│производстве                    │   66769  │  66100   │  70003  │
│                                │          │          │         │
│   в том числе:                 │          │          │         │
│жилищно-коммунальное хозяйство  │          │          │         │
│и бытовое обслуживание          │   14700  │  15300   │  15000  │
│здравоохранение и социальное    │          │          │         │
│обеспечение                     │   11585  │  12300   │  13500  │
│образование, культура, наука    │   33244  │  27700   │  24300  │
│кредитование                    │    2015  │   2000   │   3000  │
│управление                      │    2025  │   5100   │   5200  │
│прочие отрасли непроизводст-    │          │          │         │
│венной сферы                    │    3200  │   3700   │   9003  │
└────────────────────────────────┴──────────┴──────────┴─────────┘

Таблица 3

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН,
НЕ ЗАНЯТЫХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, В РАЗРЕЗЕ ГОРОДОВ
И РАЙОНОВ ОКРУГА НА 1 ОКТЯБРЯ 1994 Г.

┌──────────────┬──────────┬───────────┬────────────┬───────────┐
│              │Количество│           │            │ Процент   │
│              │не занятых│ Количество│   Число    │безработных│
│              │ трудовой │безработных│безработных │ в общем   │
│              │ деятель- │ (человек) │в расчете на│количестве │
│              │  ностью  │           │1 свободное │работающих │
│              │ (человек)│           │   место    │           │
├──────────────┼──────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│   Города:    │          │           │            │           │
│Салехард      │    468   │    176    │    2,4     │   1,33    │
│Лабытнанги    │    224   │    211    │    7,0     │   1,35    │
│Новый Уренгой │    266   │    244    │    0,9     │   0,34    │
│Надым         │    612   │    165    │    1,63    │   0,31    │
│Ноябрьск      │   3040   │   2367    │    4,6     │   3,93    │
│Муравленко    │   1203   │   1107    │    4,83    │   6,09    │
│              │          │           │            │           │
│   Районы:    │          │           │            │           │
│Красносель-   │          │           │            │           │
│купский       │     88   │     72    │    36,0    │   2,05    │
│Приуральский  │    307   │    275    │    8,9     │  12,78    │
│Пуровский     │    649   │    360    │    6,1     │   0,92    │
│Тазовский     │    200   │    170    │    2,18    │   2,51    │
│Шурышкарский  │    161   │    155    │    155,0   │   4,16    │
│Ямальский     │    107   │    109    │    6,8     │   1,60    │
│              │          │           │            │           │
│   ИТОГО      │   7325   │   5411    │    3,99    │   1,84    │
└──────────────┴──────────┴───────────┴────────────┴───────────┘

Таблица 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮЩИХ В РЕГИОНЕ
НА 1 ОКТЯБРЯ 1994 Г.

┌──────────────┬────────────────┬─────────┬────────────┬─────────┐
│              │   Численность  │  Число  │Потери рабо-│  Общие  │
│              │   работников,  │ дней от-│чего времени│ потери  │
│              │    которые     │ пусков в│ в связи с  │рабочего │
│              │  пользовались  │ среднем │ отпусками, │времени  │
│              │  отпусками по  │на одного│ предостав- │ не по   │
│              │инициативе адми-│работни- │ ленными по │  вине   │
│              │нистрации пред- │ка, кото-│ инициативе │работника│
│              │приятия без сох-│ рый ими │администра- │(челове- │
│              │ранения зарплаты│ пользо- │ции (челове-│ко-дней) │
│              ├───────┬────────┤  вался  │  ко-дней)  │         │
│              │человек│проценты│         │            │         │
├──────────────┼───────┼────────┼─────────┼────────────┼─────────┤
│  Города:     │       │        │         │            │         │
│Салехард      │  247  │   1,9  │   32    │     7904   │   7904  │
│Лабытнанги    │  278  │   1,8  │   13    │     3614   │   3614  │
│Новый Уренгой │  538  │   1,3  │   77    │    41426   │  41426  │
│Надым         │  696  │   2,3  │   30    │    20880   │  20880  │
│Ноябрьск      │ 1171  │   1,9  │   27    │    31617   │  31617  │
│Муравленко    │   39  │   0,2  │  120    │     4680   │   4680  │
│              │       │        │         │            │         │
│  Районы:     │       │        │         │            │         │
│Красноселькуп-│       │        │         │            │         │
│ский          │   65  │   1,8  │    8    │      520   │    520  │
│Приуральский  │  105  │   4,9  │   64    │     6720   │   6720  │
│Пуровский     │ 2938  │   7,5  │   32    │    94016   │  94016  │
│Тазовский     │  734  │  10,8  │   21    │    15414   │  15414  │
│Шурышкарский  │  378  │  10,1  │   89    │    33642   │  33642  │
│Надымский     │  314  │   1,3  │   38    │    11932   │  11932  │
│              │       │        │         │            │         │
│ИТОГО         │ 7503  │   2,8  │   36    │   272365   │ 272365  │
└──────────────┴───────┴────────┴─────────┴────────────┴─────────┘

Таблица 5

ПОТРЕБНОСТЬ В РАБОТНИКАХ ИЗ ЧИСЛА ВЫСВОБОЖДАЮЩИХСЯ
В ОКРУГЕ НА 1 ОКТЯБРЯ 1994 Г.

                                                        (человек)
┌───────────────────┬────────────────┬──────────────────────────┐
│                   │   Потребность  │ Количество привлекаемых  │
│                   │  в работниках  │ из числа освобождающихся │
├───────────────────┼────────────────┼──────────────────────────┤
│  Города:          │                │                          │
│Салехард           │       73       │            24            │
│Лабытнанги         │       30       │            10            │
│Новый Уренгой      │      209       │            25            │
│Надым              │      101       │             1            │
│Ноябрьск           │      513       │            50            │
│Муравленко         │      229       │             4            │
│                   │                │                          │
│  Районы:          │                │                          │
│Красноселькупский  │        2       │             5            │
│Приуральский       │       31       │             7            │
│Пуровский          │       59       │            10            │
│Тазовский          │       78       │             8            │
│Шурышкарский       │        -       │             -            │
│Ямальский          │       16       │             5            │
│                   │                │                          │
│ИТОГО              │     1341       │           149            │
└───────────────────┴────────────────┴──────────────────────────┘

Таблица 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕСЕЛЯЕМЫХ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГРАЖДАН

                                                                                   (человек)
┌────────────────────┬──────┬──────┬─────────┬───────────┬─────────────────────────────────┐
│                    │      │      │         │ Другие ка-│  Лица в трудоспособном возрасте │
│                    │      │      │ Пересе- │тегории пе-├────────────────┬────────────────┤
│                    │      │Пенси-│ляемые по│реселенцев,│  отработавшие  │  отработавшие  │
│                    │ Всего│онеры │состоянию│  нуждаю-  │   10 - 20 лет  │  более 20 лет  │
│                    │      │      │ здоровья│щихся в со-├────────┬───────┼────────┬───────┤
│                    │      │      │         │ циальной  │работаю-│нерабо-│работаю-│нерабо-│
│                    │      │      │         │  защите   │ щие    │тающие │  щие   │тающие │
├────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼───────────┼────────┼───────┼────────┼───────┤
│Салехард            │      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │  3735│ 2014 │    672  │    449    │   360  │   90  │   120  │   30  │
│% в общем количестве│   100│   54 │     18  │     12    │    10  │    2  │     3  │    1  │
│с членами семьи     │ 11210│ 5300 │   1290  │   1135    │  1656  │  414  │   552  │  138  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │  3646│  465 │    586  │    915    │  1420  │   15  │   240  │    5  │
│                    │      │      │         │           │        │       │        │       │
│Лабытнанги          │      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │  1081│   55 │     15  │     11    │   530  │  120  │   343  │    7  │
│% в общем количестве│   100│    5 │      1  │      1    │    49  │   11  │    32  │    1  │
│с членами семьи     │  3785│   97 │     29  │     24    │  1950  │  465  │  1206  │   14  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │  2975│    7 │     20  │     18    │  1580  │  380  │   960  │   10  │
│                    │      │      │         │           │        │       │        │       │
│Новый Уренгой       │      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │ 16904│ 6000 │   1500  │   1541    │  4717  │  787  │  1415  │  944  │
│% в общем количестве│   100│   35 │      9  │      9    │    28  │    5  │     8  │    6  │
│с членами семьи     │ 34074│10000 │   4805  │   6164    │  7862  │ 1312  │  2358  │ 1573  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │ 14940│ 1000 │   3203  │   2000    │  5241  │  874  │  1572  │ 1049  │
│                    │      │      │         │           │        │       │        │       │
│Надым               │      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │  4970│ 2300 │    400  │     70    │  1000  │  315  │   570  │  315  │
│% в общем количестве│   100│   46 │      9  │      2    │    20  │    7  │    11  │    7  │
│с членами семьи     │ 17395│ 4800 │   1900  │    245    │  4500  │ 1417  │  2565  │ 1968  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │  5600│   -  │    529  │     -     │  2739  │  999  │  1333  │   -   │
│                    │      │      │         │           │        │       │        │       │
│Ноябрьск            │      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │  8300│ 2000 │    700  │    600    │  2400  │  600  │  1400  │  600  │
│% в общем количестве│   100│   24 │      8  │      6    │    29  │    1  │     3  │   -   │
│с членами семьи     │ 25800│ 4800 │   2700  │   2500    │  8120  │ 2300  │  4100  │ 1280  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │ 10200│ 1600 │   1200  │   1700    │  3600  │ 1000  │  1100  │   -   │
│                    │      │      │         │           │        │       │        │       │
│Остальные территории│      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │  8513│ 1899 │   1463  │    374    │  2264  │  633  │  1420  │  460  │
│% в общем количестве│   100│   22 │     17  │      4    │    26  │    7  │    17  │    6  │
│с членами семьи     │ 24573│ 9747 │   4915  │   1282    │  3527  │ 1832  │  3139  │  857  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │ 14047│ 3200 │   3048  │    915    │  3220  │ 1150  │  2400  │  115  │
│                    │      │      │         │           │        │       │        │       │
│ИТОГО по округу     │      │      │         │           │        │       │        │       │
│количество граждан -│      │      │         │           │        │       │        │       │
│заявителей          │ 43503│14268 │   4750  │   3045    │ 11271  │ 2545  │  5268  │ 2356  │
│% в общем количестве│   100│   33 │     11  │      7    │    26  │    6  │    12  │    5  │
│с членами семьи     │116837│34744 │  15639  │  11350    │ 27614  │ 7740  │ 13920  │ 5830  │
│количество трудоспо-│      │      │         │           │        │       │        │       │
│собных членов семьи │ 51408│ 6272 │   8586  │   5548    │  7800  │ 4418  │  7605  │ 1179  │
└────────────────────┴──────┴──────┴─────────┴───────────┴────────┴───────┴────────┴───────┘

Таблица 7

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОКРУГА

┌────────────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│                    │   1994 год   │   1997 год   │   2000 год  │
│     Возрастные     ├───────┬──────┼───────┬──────┼───────┬─────┤
│  группы населения  │ тыс.  │ про- │ тыс.  │ про- │ тыс.  │ про-│
│        (лет)       │человек│центов│человек│центов│человек│центов│
├────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼─────┤
│       0 - 15       │   146 │  30  │   154 │  31  │   161 │  32 │
│      16 - 59       │   310 │  66  │ 318,2 │  64  │ 312,5 │  62 │
│    59 и старше     │  17,4 │   4  │    25 │   5  │    30 │   6 │
│                    │       │      │       │      │       │     │
│ Всего населения    │ 481,4 │ 100  │ 497,2 │ 100  │ 503,5 │ 100 │
└────────────────────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴─────┘

Таблица 8

ЧИСЛО ГРАЖДАН, ВЫЕХАВШИХ ИЗ ОКРУГА В 1993 ГОДУ
(В РАСЧЕТЕ НА 1 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ)

                                                   (человек)
┌────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│                                │          Выбыло          │
│                                │         (человек)        │
├────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│   Города:                      │           52,4           │
│Салехард                        │           52,4           │
│Лабытнанги                      │           80,4           │
│Муравленко                      │           54,5           │
│Надым                           │           70,7           │
│Новый Уренгой                   │           72,2           │
│Ноябрьск                        │           45,3           │
│                                │                          │
│   Районы:                      │                          │
│Красноселькупский               │           82,5           │
│Надымский                       │           55,4           │
│Приуральский                    │           19,4           │
│Пуровский                       │           70,3           │
│Тазовский                       │           84,6           │
│Шурышкарский                    │           35,1           │
│Ямальский                       │           48,9           │
│                                │                          │
│ВСЕГО                           │           61,9           │
└────────────────────────────────┴──────────────────────────┘

Таблица 9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦ, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ ОКРУГА

┌───────────────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┐
│                       │            │            │ В процентах │
│                       │ Количество │В процентах │  от общего  │
│                       │  желающих  │ от общего  │ количества  │
│    Районы вселения    │переселиться│ количества │  переселяю- │
│                       │ (человек)  │переселенцев│щихся в евро-│
│                       │            │            │пейскую часть│
│                       │            │            │   России    │
├───────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┤
│Северо-Западный        │    8620    │    7,3     │    14,3     │
│экономический район    │            │            │             │
│Центральный            │   17106    │   14,6     │    28,5     │
│экономический район    │            │            │             │
│Волго-Вятский          │     161    │    0,1     │     0,3     │
│экономический район    │            │            │             │
│Центрально-Черноземный │   10675    │    9,1     │    17,8     │
│экономический район    │            │            │             │
│Поволжский             │    8331    │    7,2     │    13,9     │
│экономический район    │            │            │             │
│Северо-Кавказский      │   15040    │   12,9     │    25,0     │
│экономический район    │            │            │             │
│Уральский экономический│   22507    │   19,3     │     -       │
│район                  │            │            │             │
│Западно-Сибирский      │   32451    │   27,8     │     -       │
│экономический район    │            │            │             │
│Восточно-Сибирский     │    1771    │    1,6     │     -       │
│экономический район    │            │            │             │
│Калининградская область│     175    │    0,1     │     0,2     │
│                       │            │            │             │
│Всего                  │  116837    │  100,0     │     100     │
└───────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┘

Таблица 10

КОЛИЧЕСТВО ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ
ИЗ ОКРУГА В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ

┌───────────────────────────┬──────────┬────────────┬───────────┐
│                           │Количество│В том числе │В процентах│
│      Районы вселения      │ желающих │желают рабо-│ от общего │
│                           │ пересе-  │тать в сель-│количества │
│                           │ литься   │ском хозяй- │переселяю- │
│                           │(человек) │   стве     │  щихся    │
├───────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────┤
│Северо-Западный            │    8620  │     259    │    0,22   │
│экономический район        │          │            │           │
│Центральный экономический  │   17106  │    1360    │    1,16   │
│район                      │          │            │           │
│Волго-Вятский экономический│     161  │      38    │    0,03   │
│район                      │          │            │           │
│Центрально-Черноземный     │   10675  │    2100    │    1,80   │
│экономический район        │          │            │           │
│Поволжский экономический   │    8331  │     920    │    0,79   │
│район                      │          │            │           │
│Северо-Кавказский          │   15040  │    4822    │    4,13   │
│экономический район        │          │            │           │
│Уральский экономический    │   22507  │    1739    │    1,49   │
│район                      │          │            │           │
│Западно-Сибирский          │   32451  │    3218    │    2,75   │
│экономический район        │          │            │           │
│Восточно-Сибирский         │    1771  │      35    │    0,03   │
│экономический район        │          │            │           │
│Дальневосточный            │      -   │      -     │     -     │
│экономический район        │          │            │           │
│Калининградская область    │     175  │      -     │     -     │
│                           │          │            │           │
│Всего                      │  116837  │   14491    │   12,40   │
└───────────────────────────┴──────────┴────────────┴───────────┘

Таблица 11

ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПЕРЕСЕЛЯЕМОГО ИЗ ОКРУГА

┌─────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│                 │           Количество переселенцев          │
│                 ├───────────┬─────────┬───────────┬──────────┤
│                 │  1 этап - │ процент │  2 этап - │ процент  │
│                 │1995 - 2000│ семей с │2001 - 2005│ семей с  │
│                 │   годы    │ лицами, │   годы    │ лицами,  │
│                 │ (человек) │ отрабо- │ (человек) │ отрабо-  │
│                 │           │ тавшими │           │ тавшими  │
│                 │           │ установ-│           │ установ- │
│                 │           │  ленный │           │  ленный  │
│                 │           │   срок  │           │   срок   │
├─────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│   Города:       │           │         │           │          │
│Салехард         │    6726   │   70    │    4484   │    50    │
│Лабытнанги       │    2271   │   65    │    1514   │    45    │
│Новый Уренгой    │   20444   │   71    │   13630   │    53    │
│Надым            │   10437   │   69    │    6958   │    65    │
│Ноябрьск         │   15480   │   64    │   10320   │    43    │
│Муравленко       │     230   │   15    │     154   │    15    │
│                 │           │         │           │          │
│   Районы:       │           │         │           │          │
│Красноселькупский│     910   │   35    │     607   │    27    │
│Приуральский     │     115   │   25    │      76   │    19    │
│Пуровский        │    7768   │   63    │    5179   │    52    │
│Тазовский        │    5232   │   52    │    3488   │    37    │
│Шурышкарский     │     310   │   40    │     216   │    35    │
│Ямальский        │     179   │   42    │     119   │    36    │
│                 │           │         │           │          │
│Всего            │   70102   │         │   46735   │          │
└─────────────────┴───────────┴─────────┴───────────┴──────────┘

Таблица 12

РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЯЕМЫХ СЕВЕРЯН ПО РАЙОНАМ ВСЕЛЕНИЯ

┌───────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────┐
│                           │                       │  Площадь квартиры в │                      │
│                           │Количество переселенцев│расчете на 1 человека│ Объемы строительства │
│                           │       (человек)       │     (кв. метров)    │   (тыс. кв. метров)  │
│      Районы вселения      ├──────┬────────────────┼─────────────────────┼──────┬───────────────┤
│                           │      │   в том числе  │     в том числе     │      │  в том числе  │
│                           │всего ├───────┬────────┼───────────┬─────────┤ всего├────────┬──────┤
│                           │      │ в село│в город │  в городе │  в селе │      │в городе│в селе│
├───────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼───────────┼─────────┼──────┼────────┼──────┤
│Северо-Западный            │  8620│   259 │   8361 │     18    │   25    │ 157,0│  150,5 │   6,5│
│экономический район        │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Центральный экономический  │ 17106│  1360 │  15746 │     18    │   25    │ 317,4│  283,4 │  34,0│
│район                      │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Волго-Вятский экономический│   161│    38 │    123 │     18    │   25    │   3,2│    2,3 │   0,9│
│район                      │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Центрально-Черноземный     │ 10675│  2100 │   8575 │     18    │   25    │ 206,8│  154,3 │  52,5│
│экономический район        │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Поволжский экономический   │  8331│   920 │   7411 │     18    │   25    │ 156,4│  133,4 │  23,0│
│район                      │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Северо-Кавказский          │ 15040│  4822 │  10218 │     18    │   25    │ 304,4│  183,9 │ 120,5│
│экономический район        │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Уральский экономический    │ 22507│  1739 │  20768 │     18    │   25    │ 417,3│  373,8 │  43,5│
│район                      │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Западно-Сибирский          │ 32451│  3218 │  29233 │     18    │   25    │ 606,7│  526,2 │  80,5│
│экономический район        │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Восточно-Сибирский         │  1771│    35 │   1736 │     18    │   25    │  32,2│   31,3 │   0,7│
│экономический район        │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Калининградская область    │   175│    -  │    175 │     18    │   25    │   3,1│    3,1 │   -  │
│                           │      │       │        │           │         │      │        │      │
│Всего                      │116837│ 14491 │ 102346 │           │         │2204,5│ 1842,2 │ 362,3│
└───────────────────────────┴──────┴───────┴────────┴───────────┴─────────┴──────┴────────┴──────┘

Таблица 13

СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ СЕВЕРНЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, ВЫЕЗЖАЮЩИХ В ГОРОДА И СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ

┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│                   │Объемы строительства (тыс. кв. м/процентов)│
│                   ├─────────────┬─────────────────────────────┤
│Северные территории│             │        в том числе          │
│                   │    всего    ├──────────────┬──────────────┤
│                   │             │   в городе   │    в селе    │
├───────────────────┼─────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Ямало-Ненецкий     │   2204,5    │    1842,2    │     362,3    │
│автономный округ   │   ______    │   _______    │    _______   │
│                   │    100      │      83,6    │      16,4    │
└───────────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┘

Таблица 14

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
ДЛЯ ВЫЕЗЖАЮЩИХ СЕВЕРНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ПО ГОДАМ

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│                 │      Объемы строительства жилья      │
│                 │      (тыс. кв. м общей площади)      │
│                 ├──────┬───────────┬───────────────────┤
│                 │      │           │    в том числе    │
│                 │      │в процентах├──────┬────────────┤
│                 │всего │ от общего │      │ в процентах│
│                 │      │  объема   │в селе│от объема за│
│                 │      │           │      │     год    │
├─────────────────┼──────┼───────────┼──────┼────────────┤
│    1995         │ 220,4│   16,7    │ 36,2 │    16,4    │
│    1996         │ 220,4│   16,7    │ 36,2 │    16,4    │
│    1997         │ 220,4│   16,7    │ 36,2 │    16,4    │
│    1998         │ 220,4│   16,7    │ 36,2 │    16,4    │
│    1999         │ 220,4│   16,6    │ 36,2 │    16,4    │
│    2000         │ 220,7│   16,6    │ 36,2 │    16,4    │
│Итого по I этапу │1322,7│  100,0    │217,4 │            │
│                 │      │           │      │            │
│    2001         │ 176,4│   20,0    │ 29,0 │    16,4    │
│    2002         │ 176,4│   20,0    │ 29,0 │    16,4    │
│    2003         │ 176,4│   20,0    │ 29,0 │    16,4    │
│    2004         │ 176,3│   20,0    │ 29,0 │    16,4    │
│    2005         │ 176,3│   20,0    │ 28,9 │    16,4    │
│Итого по II этапу│ 881,8│           │144,9 │            │
│                 │      │           │      │            │
│Всего            │2204,5│           │362,3 │            │
└─────────────────┴──────┴───────────┴──────┴────────────┘

Таблица 15

СВЕДЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ВЫЕЗЖАЮЩИХ СЕВЕРНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

                                                       (человек)
┌────────────────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│                    │    Нуждаются в    │      Возможное      │
│   Специальности,   │  переподготовке   │ количество обучаемых│
│     профессии      ├─────┬─────────────┼───────┬─────────────┤
│                    │     │ в том числе │       │ в том числе │
│                    │всего├──────┬──────┤ всего ├──────┬──────┤
│                    │     │мужчин│женщин│       │мужчин│женщин│
├────────────────────┼─────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│Бухгалтер           │ 144 │  -   │ 144  │    6  │  -   │   6  │
│Воспитатель         │ 124 │  -   │ 124  │    2  │  -   │   2  │
│Секретарь-машинистка│  71 │  -   │  71  │   -   │  -   │   -  │
│Продавец            │ 108 │  -   │ 108  │   -   │  -   │   -  │
│Кассир              │  69 │  -   │  69  │   -   │  -   │   -  │
│Медсестра           │  40 │  -   │  40  │   -   │  -   │   -  │
│Водитель            │ 166 │ 166  │  -   │   97  │  97  │   -  │
│Сварщик             │  27 │  27  │  -   │  117  │ 117  │   -  │
│Каменщик            │   9 │   9  │  -   │   58  │  58  │   -  │
│Монтажник           │  35 │  35  │  -   │   83  │  83  │   -  │
│Слесарь-сантехник   │  14 │  14  │  -   │   46  │  46  │   -  │
│Бурильщик           │  11 │  11  │  -   │   27  │  27  │   -  │
│Штукатур-маляр      │  56 │  -   │  56  │   64  │  -   │  64  │
│                    │     │      │      │       │      │      │
│ИТОГО               │ 874 │ 262  │ 612  │  500  │ 428  │  72  │
└────────────────────┴─────┴──────┴──────┴───────┴──────┴──────┘

Таблица 16

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ
РАБОТНИКОВ, ПЕРЕСЕЛЯЕМЫХ С СЕВЕРА

                                                        (человек)
┌─────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│                                         │ На 1 октября 1994 г.│
│       Наименование мероприятий          ├───────┬─────────────┤
│                                         │ всего │ в том числе │
│                                         │       │   рабочих   │
├─────────────────────────────────────────┼───────┼─────────────┤
│Проведение информационной работы с       │       │             │
│переселенцами                            │ 6670  │             │
│Профконсультирование                     │  780  │             │
│Профотбор по специальностям              │   -   │             │
│Подбор учебных мест                      │ 4800  │     3600    │
│Целевая подготовка в учебных заведениях  │  345  │      293    │
│Вечернее обучение                        │  345  │      293    │
│Профобучение на производстве             │    8  │        8    │
│Подготовка                               │  170  │      165    │
│Переподготовка                           │   18  │       18    │
│Обучение второй профессии                │   79  │       79    │
│Повышение квалификации                   │   13  │       13    │
└─────────────────────────────────────────┴───────┴─────────────┘

Таблица 17

РАСЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ СЕВЕРНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

┌─────────────────────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────┐
│                             │            │            │             │  Стоимость  │  Стоимость  │          │
│                             │            │            │ Объем строи-│строительства│строительства│Суммарная │
│                             │ Количество │Объем строи-│  тельства в │ (базовая) в │ (базовая) в │ базовая  │
│      Районы вселения        │переселенцев│ тельства в │  сельской   │   городах   │   сельской  │ стоимость│
│                             │  (человек) │  городах   │   местности │   (млрд.    │  местности  │  (млрд.  │
│                             │            │(тыс. кв. м)│ (тыс. кв. м)│   рублей)   │   (млрд.    │  рублей) │
│                             │            │            │             │             │   рублей)   │          │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────┤
│Северо-Западный экономический│     8620   │    150,5   │      6,5    │    150,5    │      6,5    │   157,0  │
│район                        │            │            │             │             │             │          │
│Центральный экономический    │    17106   │    283,4   │     34,0    │    283,4    │     34,0    │   317,4  │
│район                        │            │            │             │             │             │          │
│Волго-Вятский экономический  │      161   │      2,3   │      0,9    │      2,3    │      0,9    │     3,2  │
│район                        │            │            │             │             │             │          │
│Центрально-Черноземный       │    10675   │    154,3   │     52,5    │    154,3    │     52,5    │   206,8  │
│экономический район          │            │            │             │             │             │          │
│Поволжский экономический     │     8331   │    133,4   │     23,0    │    133,4    │     23,0    │   156,4  │
│район                        │            │            │             │             │             │          │
│Северо-Кавказский            │    15040   │    183,9   │    120,5    │    183,9    │    120,5    │   304,4  │
│экономический район          │            │            │             │             │             │          │
│Уральский экономический район│    22507   │    373,8   │     43,5    │    373,8    │     43,5    │   417,3  │
│Западно-Сибирский            │    32451   │    526,2   │     80,5    │    526,2    │     80,5    │   606,7  │
│экономический район          │            │            │             │             │             │          │
│Восточно-Сибирский           │     1771   │     31,3   │      0,9    │     31,3    │      0,9    │    32,2  │
│экономический район          │            │            │             │             │             │          │
│Калининградская область      │      175   │      3,1   │       -     │      3,1    │       -     │     3,1  │
│                             │            │            │             │             │             │          │
│Всего                        │   116837   │   1842,2   │    362,3    │   1842,2    │    362,3    │  2204,5  │
└─────────────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────┘

Таблица 18

РАСЧЕТ ЗАТРАТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│                              │    Стоимость (млрд. рублей)    │
│           Затраты            ├──────────┬───────────┬─────────┤
│                              │  I этап  │  II этап  │  всего  │
├──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼─────────┤
│ Предпроектная подготовка и   │    78,7  │     52,4  │  131,1  │
│ проектирование объектов      │          │           │         │
│ строительства                │          │           │         │
│                              │          │           │         │
│ Ресурсное обеспечение, подбор│   207,1  │    138,0  │  345,1  │
│ исполнителей строительства   │          │           │         │
│                              │          │           │         │
│ Строительство и приемка в    │  1322,7  │    881,8  │ 2204,5  │
│ эксплуатацию объектов        │          │           │         │
│                              │          │           │         │
│ Организация переезда северных│          │           │         │
│ переселенцев                 │          │           │         │
│ в том числе:                 │          │           │         │
│                              │          │           │         │
│      транспортные издержки   │   116,3  │     77,5  │  193,8  │
│      затраты на обустройство │    64,5  │     43,0  │  107,5  │
│                              │          │           │         │
│Затраты на частичное замещение│   100,4  │     66,9  │  167,3  │
│выбывающей из районов         │          │           │         │
│Крайнего Севера рабочей силы  │          │           │         │
│                              │          │           │         │
│Всего                         │  1889,7  │   1259,6  │ 3149,3  │
└──────────────────────────────┴──────────┴───────────┴─────────┘

Таблица 19

ЭКОНОМИЯ ЗАТРАТ И СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ
ПРИ ПЕРЕСЕЛЕНИИ ГРАЖДАН, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО
СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ

                                                  (млрд. рублей)
┌───────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│                               │         Экономия затрат      │
│          Показатели           ├─────────┬──────────┬─────────┤
│                               │  I этап │  II этап │  всего  │
├───────────────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│Экономия затрат на создание    │ 1053,5  │   702,4  │ 1755,9  │
│социальной инфраструктуры      │         │          │         │
│                               │         │          │         │
│Экономия затрат на содержание  │  263,0  │   175,5  │  438,5  │
│социальной инфраструктуры      │         │          │         │
│                               │         │          │         │
│Экономия затрат на содержание  │  540,8  │   287,3  │  828,1  │
│жилого фонда                   │         │          │         │
│                               │         │          │         │
│Разница в стоимости строитель- │  175,5  │   117,0  │  292,5  │
│ства жилья на территории округа│         │          │         │
│и за его пределами             │         │          │         │
│                               │         │          │         │
│Снижение потерь от сокращения  │  146,0  │    97,5  │  243,5  │
│заболеваемости                 │         │          │         │
│                               │         │          │         │
│Экономия на разнице в прожиточ-│  321,5  │   214,1  │  535,6  │
│ном минимуме переселенцев      │         │          │         │
│                               │         │          │         │
│Итого                          │ 2500,3  │  1593,8  │ 4094,1  │
└───────────────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┘

    Эффективность реализации программы =

       экономия затрат и сокращение потерь
    = -------------------------------------- x 100%
       затраты, необходимые для организации
       переселения

                                         4094,1
    Эффективность реализации программы = ------ x 100% = 130,0%
                                         3149,3