Приложение 8 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 - 2018 ГОДЫ)"
Приложение N 8
к федеральной целевой программе
"Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации
(2011 - 2018 годы)"
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 - 2018 ГОДЫ)"
1. Настоящая методика определяет порядок оценки результативности и социально-экономической эффективности федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - Программа), по результатам которой осуществляется анализ динамики изменения показателей результативности и эффективности Программы.
Оценка результативности Программы проводится ежегодно государственным заказчиком - координатором Программы на основе использования системы целевых индикаторов и показателей.
Степень достижения запланированных результатов предполагается оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей с их плановыми значениями.
2. Оценка результативности Программы по задачам осуществляется по формуле:
,
где:
- результативность отдельной задачи Программы, выраженная n-м показателем, характеризующим решение этой задачи;
- номер показателя, характеризующего решение задачи Программы;
- фактическое значение показателя, характеризующего решение задачи Программы, достигнутое за отчетный год;
- плановое значение n-го показателя, характеризующего решение задачи Программы, утвержденное на соответствующий год.
3. Суммарная оценка результативности Программы по каждой задаче определяется по формуле:
,
где:
- результативность Программы по i-й задаче Программы, выраженная в процентах;
i - номер задачи Программы;
m - количество показателей, характеризующих решение i-й задачи Программы;
- весовой коэффициент m-го показателя результативности, характеризующего решение i-й задачи, в оценке результативности i-й задачи Программы.
Сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна единице.
4. Интегральная оценка результативности всей Программы определяется по формуле:
,
где:
E - результативность Программы в целом, выраженная в процентах;
- результативность Программы по i-й задаче;
- весовой коэффициент i-й задачи в интегральной оценке результативности Программы.
Сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна единице.
5. Значения весовых коэффициентов для каждого целевого индикатора и показателя результативности Программы при оценке результативности соответствующих задач Программы, а также для каждой задачи при интегральной оценке результативности Программы в целом будут определены решением координационного совета Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы производится по количественным и качественным показателям бюджетной, коммерческой и общественной эффективности.
7. В качестве количественных показателей эффективности Программы применяются интегральные эффекты или чистые дисконтированные доходы, рассчитанные как разность между доходами и расходами с учетом дисконтирования. Качественными показателями эффективности Программы являются показатели окупаемости мероприятий Программы с учетом дисконтирования, а также срок окупаемости с учетом дисконтирования.
Расчет интегральных дисконтированных эффектов Программы при оценке бюджетной, экономической и социальной эффективности осуществляется для каждого года реализации Программы и в перспективе до 2030 года.
Срок окупаемости с учетом дисконтирования характеризует минимальный период времени, по истечении которого накопленный дисконтированный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости рассчитывается для бюджетной и коммерческой эффективности.
Приоритет в оценке эффективности мероприятий Программы отдается показателям общественной эффективности, поскольку они позволяют наиболее полно оценить последствия реализации Программы для общества.
8. С учетом большого количества инвестиционных проектов, предполагаемых для включения в Программу, а также предварительного характера проработки большинства из них показатели эффективности Программы определяются на основе оценок сроков окупаемости отдельных проектов с учетом их удельного веса в общих расходах. При этом для целей настоящих расчетов мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики и социальной сфере принимается равным 20 процентам величины эффекта в туристской сфере (минимальный уровень оценки мультипликативного эффекта).
9. Расчет бюджетной эффективности Программы производится на основе оценки ежегодных чистых бюджетных доходов как превышения доходов, которые может получить бюджетная система Российской Федерации (включая внебюджетные фонды) от реализации мероприятий Программы, над расходами бюджетов всех уровней на реализацию Программы.
Для оценки бюджетной эффективности Программы используется прогноз объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от реализации мероприятий Программы по годам реализации и в долгосрочной перспективе. В качестве показателя доходов в бюджеты всех уровней использованы налоговые поступления от результатов реализации мероприятий Программы, то есть получаемые значения будут отражать только прямой и минимальный вклад Программы в бюджетную эффективность. При этом используется оценка прогнозируемого объема налоговых поступлений от дополнительно произведенной продукции (базой для расчета выступает объем дополнительно оказанных услуг относительно базового уровня 2010 года - налоги на добавленную стоимость и прибыль, отчисления от фонда оплаты труда, налог на имущество и др.). Прогноз налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды производится по существующим на начало 2010 года ставкам в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
В качестве показателя бюджетных расходов используется суммарный объем расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию Программы по годам.
10. Расчет дисконтированных годовых бюджетных эффектов (чистые приведенные бюджетные доходы) производится по формуле:
,
где:
- чистый приведенный бюджетный доход в i-м году;
- чистый бюджетный доход в i-м году;
i = 1...t - временной период;
r - ставка дисконтирования, которая для оценки бюджетной эффективности Программы определяется экспертами на уровне 7 процентов с учетом прогнозов темпов инфляции в экономике и возможных альтернатив использования расходуемых бюджетных средств.
11. При расчете бюджетной эффективности Программы чистый бюджетный доход от реализации мероприятий Программы отражает бюджетный эффект в каждом году в виде превышения прогнозируемых доходов бюджетов всех уровней над бюджетными расходами на реализацию Программы. Чистый приведенный доход при этом характеризует приведенный бюджетный эффект для каждого года оценки.
Интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов, а также производится расчет срока окупаемости бюджетных инвестиций.
Срок окупаемости или период возврата средств федерального бюджета устанавливается как период от момента осуществления инвестиций до момента, когда бюджетный эффект становится неотрицательным. С учетом предполагаемого Программой инвестирования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в основном в объекты капитального строительства с длительным сроком окупаемости период возврата бюджетных средств менее 12 лет можно считать приемлемым для оценки бюджетной эффективности Программы.
Рассчитываемый показатель бюджетной эффективности Программы характеризует степень финансового участия государства в реализации Программы - долю бюджетных ассигнований (коэффициент участия государства). Доля бюджетных ассигнований рассчитывается как отношение величины средств бюджетов всех уровней, выделяемых на реализацию Программы за расчетный период, к величине суммарных затрат из всех источников финансирования за тот же период с приведением результата к году начала реализации Программы.
Предполагается, что на 1 рубль бюджетных средств при реализации Программы будет привлечено как минимум 2,2 рубля внебюджетных инвестиций. Это соотношение задает целевое значение коэффициента участия государства - не более 0,31. В случае если значение коэффициента участия государства в целом по Программе меньше или равно 0,31, заявленное соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций в Программу можно считать достигнутым.
12. При оценке коммерческой эффективности Программы в качестве чистого операционного дохода, отражающего темп роста объема платных туристских услуг и услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению, используется разница между суммарными доходами от операционной деятельности по реализации проектов, включенных в Программу, и суммарными инвестиционными расходами и расходами на операционную деятельность при реализации мероприятий Программы в каждом году расчетного периода.
13. После определения чистого операционного дохода в каждом году расчетного периода производится расчет дисконтированных годовых коммерческих эффектов (чистые приведенные операционные доходы) по формуле:
,
где:
- чистый приведенный операционный доход в i-м году;
- чистый операционный доход в i-м году;
i = 1...t - временной период;
r - ставка дисконтирования, которая в данном случае отражает среднюю рыночную ставку доходности инвестиций и оценивается на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 7,75 процента годовых.
14. Основным показателем коммерческой эффективности Программы станет интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы за период ее реализации и в долгосрочной перспективе, приведенный к году начала реализации Программы и рассчитанный как сумма дисконтированных годовых коммерческих эффектов.
При оценке коммерческой эффективности Программы также рассчитывается индекс прибыльности (индекс доходности инвестиций) как отношение дисконтированных доходов от операционной деятельности к суммарным инвестициям за счет внебюджетных источников финансирования Программы. Если индекс доходности инвестиций больше единицы, Программа является эффективной, если меньше - неэффективной. При значении чистого дисконтированного дохода, равном нулю, индекс прибыльности считается равным единице.
Для оценки коммерческой эффективности Программы устанавливается срок окупаемости - временной интервал, в течение которого сумма чистых коммерческих доходов, дисконтированных на начало Программы, равна суммарным частным инвестициям в реализацию мероприятий Программы. С учетом долгосрочного характера инвестиций в туристские объекты период окупаемости частных инвестиций до 15 лет включительно можно считать приемлемым для оценки коммерческой эффективности Программы.
15. При расчете общественной эффективности Программы производится экспертная и статистическая оценка суммарных общественных доходов - денежных потоков, отражающих увеличение валового внутреннего продукта страны за счет реализации проектов создания и модернизации туристских комплексов.
При оценке общественной эффективности Программы в качестве чистого общественного дохода, отражающего вклад туристской отрасли в валовой внутренний продукт страны за счет создания современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Российской Федерации, используется сумма интегрального коммерческого и интегрального бюджетного эффектов за период реализации Программы и в долгосрочной перспективе, приведенных к году начала реализации Программы.
Основным показателем общественной эффективности Программы станет интегральный приведенный общественный эффект от реализации мероприятий Программы, рассчитанный как сумма дисконтированных годовых общественных эффектов с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики и социальной сфере.