I ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного комплекса
Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 1991 по 2008 год сократился более чем в 2 раза (с 6,93 до 3,3 млн. тонн). Сокращение уловов обусловило уменьшение производства товарной пищевой рыбной продукции до 6 млн. тонн. Выпуск непищевой продукции сократился более чем в 15 раз.
В последние годы основой производства являются рыба и морепродукты живые, охлажденные и мороженые, составляя более двух третьих всего производства товарной пищевой рыбной продукции.
В увеличении валового регионального продукта отдельных субъектов Российской Федерации рыбохозяйственная деятельность является определяющей. Так, вклад рыбохозяйственного комплекса (без рыбопереработки) в увеличение валового регионального продукта Камчатского края составил 20 процентов, Приморского края, Мурманской и Сахалинской областей - по 7 - 8 процентов, Чукотского автономного округа - более 4 процентов и Калининградской области - более 2 процентов.
С 1990 по 2008 год в результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась почти на 40 процентов, в том числе численность плавсостава - более чем на половину.
Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.
Поставки рыбной продукции за пределы Российской Федерации в последние годы стабилизировались на уровне 1,4 млн. тонн. Более 90 процентов экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки (рыба свежая, охлажденная, мороженая), что уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.
Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции (пищевой и непищевой), составив в 2008 году 1112,5 тыс. тонн, что в 2 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс. тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2008 году 38,3 процента (в 2000 году - 24,4 процента).
Рост импортозамещения привел к резкому росту цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 2096 долларов США за 1 тонну продукции в 2008 году, или в 4,4 раза.
Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное и составляет от 7,5 килограмма в Чеченской Республике до 31,4 килограмма в Приморском крае (в Центральном федеральном округе - 21 килограмм, Северо-Западном федеральном округе - 20,5 килограмма, Южном федеральном округе - 18 килограммов, Приволжском федеральном округе - 18,1 килограмма, Уральском федеральном округе - 20 килограмм, Сибирском федеральном округе - 18,6 килограмма, Дальневосточном федеральном округе - 25,9 килограмма).
С 1990 по 2008 год резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня.
Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.
Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
Низкая экономическая эффективность работы флота не позволяет изъять более 1 млн. тонн нерентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
С 1990 по 2008 год изменилась структура сырьевой базы отрасли. В 2008 году вылов водных биологических ресурсов составил 66,4 процента общих допустимых уловов, при этом в исключительной экономической зоне Российской Федерации - 61,7 процента, в исключительных экономических зонах иностранных государств - 84,6 процента, во внутренних водоемах - 58,8 процента.
Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 95 процентов, на долю внутренних водоемов приходилось не многим более 5 процентов.
Уменьшение объемов добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2008 год произошло во всех зонах океанического рыболовства.
Передислокация основной части флота в исключительную экономическую зону Российской Федерации привела к значительному снижению запасов основных популяций традиционных объектов лова.
Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 9 млрд. штук в год.
В системе Федерального агентства по рыболовству 85 рыбоводных заводов занимаются получением молоди осетровых, лососевых, сиговых, частиковых и других видов рыб. Большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, особенно в бассейне р. Амур.
Производственные мощности по выпуску пищевой рыбной продукции (включая консервы) в 2008 году составили 4,6 млн. тонн, из которых 3,5 млн. тонн (77 процентов) находятся на рыбопромысловых судах и 1,1 млн. тонн (23 процента) - на береговых предприятиях. Наиболее значительной рыбообрабатывающей базой располагают Дальневосточный, Северный и Западный рыбохозяйственные бассейны.
Основные проблемы развития рыбохозяйственного комплекса
Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью.
В числе общих проблем, которые присущи рыбохозяйственному комплексу, достаточно остро обозначилась проблема незаконного промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации с поставкой их в Японию, Китай, Корею, Норвегию и другие страны. Наблюдается хищнический промысел высокорентабельных объектов промысла - крабов, морских ежей, трески и других видов водных биологических ресурсов. Сложная ситуация сложилась с охраной осетровых видов рыб в бассейне Каспийского и Азовского морей, а также с сохранением осетровых видов рыб в бассейне р. Амур, находящихся под угрозой исчезновения.
Материально-техническая база береговых рыбоперерабатывающих организаций остается на низком уровне. В эксплуатации находятся преимущественно малоэффективные и морально устаревшие основные производственные фонды со средним уровнем физического износа около 60 процентов, что в значительной степени сказывается на конкурентоспособности российской товарной рыбной продукции.
Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают должным образом их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Резкий спад производства также обусловлен недостаточной степенью загрузки рыбоперерабатывающих организаций, отсутствием доступных кредитов на пополнение оборотных средств, инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение материально-технической базы таких организаций.
Требуют реконструкции российские рыбные терминалы морских портов, включая усиление причалов, проведение дноуглубительных работ, строительство защитных гидротехнических и подсобно-вспомогательных сооружений, замену отбойных устройств, оснащение современным подъемно-транспортным и холодильным оборудованием, строительство подъездных путей и модернизацию производственной инфраструктуры портов.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Необходимость преодоления сложившихся проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса отражена в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, в поручениях и указаниях Президента Российской Федерации и поручениях Правительства Российской Федерации, а также в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Принципиальные положения стратегического развития отрасли сформулированы в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.
Необходимость принятия федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах" (далее - Программа) обусловлена объективной потребностью в актуализации и конкретизации основных положений указанной концепции применительно к среднесрочной перспективе, а также в реализации комплексного и системного подхода к решению накопившихся проблем.
Обоснование целесообразности преодоления проблем
программно-целевым методом
В ретроспективе развитие рыбохозяйственного комплекса осуществлялось в рамках подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", которая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 1952-р была завершена.
В ходе реализации указанной подпрограммы часть мероприятий осталась нереализованной.
Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабность и государственная значимость проблемы;
ресурсоемкость отрасли;
наличие актуальных социально-экономических задач, которые относятся к компетенции органов государственной власти федерального уровня и решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов и участие Российской Федерации в мировой торговле);
нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;
необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства;
потребность в комплексной координации мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса;
определенные федеральными органами государственной власти условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования и режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);
режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Российской Федерации;
режим налогообложения и налогового администрирования;
режим регулирования внешнеторговой деятельности;
режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
тарифы на услуги инфраструктурных отраслей, включая портовое хозяйство и железнодорожный транспорт.
Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.
Отказ от решения проблем рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом приведет к инерционному сценарию развития отрасли.
Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
В 90-х годах прошлого столетия имело место негативное для организаций рыбохозяйственного комплекса изменение экономических условий его функционирования.
В ходе приватизации организаций рыбохозяйственного комплекса превалировали конъюнктурные мотивы, что привело к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Это негативно сказалось на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыбохозяйственных организаций.
Определяющими факторами стали сокращение государственной бюджетной поддержки и низкие темпы совершенствования нормативной правовой базы.
Значительный урон развитию отрасли нанесло сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.
Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в портах Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост издержек рыбопромысловых организаций. Сокращение внутреннего спроса и формирование дополнительных барьеров доступа на внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт рыбных товаров. В то же время конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках оказались слабыми, что значительно снизило эффективность внешнеторговых операций.
Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы в рамках текущего производственного потребления обусловил рост издержек организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов. Монопольное положение торговых посредников привело к снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.
Вследствие этого средний по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума (в последние годы средний уровень рентабельности товарной рыбной продукции составил не более 4 процентов).
Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации рыбохозяйственного комплекса в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование, предусматривающее расплату выловленной рыбой, превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается выбор поставок продукции российскими производителями. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбной продукции, которые производит и Российская Федерация.
Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками в части материально-технического снабжения и реализации продукции. Стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что сопровождается переориентацией на объекты промысла, которые в новых экономических условиях пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим резко возросла добыча ценных водных биологических ресурсов и образовался значительный объем невостребованных водных биологических ресурсов, промысел которых при сложившихся условиях становится для российских производителей низкорентабельным.
В этих условиях сформировалась диспропорция между расчетной мощностью (производительностью) отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов водных биологических ресурсов. Неполная загрузка мощностей рыбопромысловых судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов и стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбной продукции.
Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы. Институциональные преобразования последнего времени не привели к формированию эффективного рыночного механизма его функционирования.
Развитие рыбохозяйственного комплекса будет определяться следующими сдерживающими факторами:
слабая инвестиционная привлекательность рыбного хозяйства, низкие темпы обновления основного капитала и, следовательно, незначительные возможности технологической адаптации организаций к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбной продукции, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли предприятий сферы обращения в розничной цене рыбной продукции;
низкие темпы концентрации капитала как в вертикально, так и в горизонтально интегрированных компаниях;
отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, аналогичной той, которая сложилась в иностранных государствах.
Государственная политика в области развития рыбохозяйственного комплекса в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования. Так, приведение объемов выделяемых средств в соответствие с производственными характеристиками флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет более полной загрузки наиболее производительных и эффективных судов. Принятие нормативных правовых актов по вопросам прибрежного рыболовства создаст предпосылки для более рационального использования водных биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур обслуживания судов в морских портах Российской Федерации. Однако без внедрения новых принципов экономической деятельности и механизмов государственной поддержки российского рыбохозяйственного комплекса, включая государственно-частное партнерство, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности даже прогрессивные изменения не смогут изменить негативные тенденции.
Ожидаемое увеличение спроса на рыбную продукцию внутри страны столкнется с ограниченным предложением продукции российского производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта.
Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах модернизации перерабатывающих мощностей, дефиците внутренних финансовых ресурсов, предопределяющих сохранение сложившейся зависимости российских предприятий от иностранных источников кредитов на пополнение оборотных средств, а также низкой конкурентоспособности морских портов в Российской Федерации в части режима обслуживания судов и условий ремонта.
Тенденция к ужесточению контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами в своих исключительных экономических зонах, распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана и недоосвоение водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации создадут ситуацию, провоцирующую рост внешнеэкономического и внешнеполитического давления на Российскую Федерацию со стороны иностранных государств.
Отсутствие государственных мер в отношении полного освоения допустимых уловов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана российскими рыбохозяйственными организациями создаст приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.
Резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказываются на достоверности оценок общих допустимых уловов основных видов водных биологических ресурсов. Всем российским научно-исследовательским судам основного типа в 2012 году исполнится 25 лет. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.
Недоосвоение российским флотом выделенных квот, прекращение научных исследований и сокращение промысла водных биологических ресурсов в ряде районов Мирового океана неминуемо ведут к перераспределению ресурсов в пользу других стран.
Одним из важнейших факторов, влияющих на снижение объемов добычи водных биологических ресурсов, является списание крупнотоннажных рыбопромысловых судов, что невозможно компенсировать за счет приобретения старых судов иностранного производства. К 2018 году из 202 крупнотоннажных добывающих рыбопромысловых судов прогнозируется списание около 81 судна с соответствующим сокращением добычи водных биологических ресурсов как в целом по Российской Федерации, так и в отдаленных районах Мирового океана.
Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о неприемлемости принятия инерционного сценария развития и необходимости комплексного решения задач Программы в целях обеспечения ускоренного выхода российского рыбохозяйственного комплекса из кризиса и существенного роста объемов и эффективности производства.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом
преодоления сложившихся проблем
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками управления Программой;
с неверно выбранными приоритетами развития рыбной отрасли;
с изменениями принципов бюджетного финансирования мероприятий Программы.
Риски, связанные с недостатками управления Программой, в значительной степени определяются координацией действий государственного заказчика - координатора Программы и государственных заказчиков Программы. Недостаточная их координация может привести к недостаточной финансовой поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых средств федерального бюджета.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий, что приведет к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса.