II. Отбор проблем для программной разработки

II. Отбор проблем для программной разработки

3. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.

Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств - участников Содружества Независимых Государств.

4. Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

значимость проблемы;

невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

необходимость координации межведомственных и межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

5. Предложение о программной разработке проблемы и проект концепции целевой программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти:

в Министерство экономического развития Российской Федерации;

в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации - при программной разработке проблемы в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - при программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства (далее - прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ);

в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики - при проработке вопросов, связанных с социально-экономическим развитием регионов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 24.06.2020 N 917;

в Министерство энергетики Российской Федерации - при проработке вопросов, связанных с газификацией субъектов Российской Федерации.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации;

обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере;

возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе в соответствии с требованиями, указанными в подпункте "б" пункта 10.1 настоящего порядка;

предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе;

предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;

предложения по государственным заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы;

предложения по направлениям, срокам и этапам реализации целевой программы на вариантной основе;

предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;

предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы;

предложения о разработке раздела по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области (далее - приоритетные территории), содержащего информацию о мероприятиях, реализуемых на приоритетных территориях, а также целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход их выполнения (далее - раздел по опережающему развитию приоритетных территорий), либо основания для отказа от разработки такого раздела в отношении целевых программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях.

Раздел по опережающему развитию приоритетных территорий формируется исходя из необходимости:

достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации;

достижения приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в том числе в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития макрорегиона;

предупреждения потенциальных рисков и угроз экономической безопасности и качеству жизни граждан на приоритетных территориях.

В проект концепции целевой программы, разрабатываемой в качестве продолжения действовавшей целевой программы, должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов реализации указанной целевой программы.

С проектом концепции целевой программы представляются пояснительная записка и приложение к ней, содержащее обоснование необходимости принятия целевой программы (далее - приложение к пояснительной записке), подписанные руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, который предполагается определить государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.

Приложение к пояснительной записке должно содержать следующие разделы:

раздел I "Предварительный перечень проектов, предлагаемых к включению в состав целевой программы";

раздел II "Предполагаемый перечень мероприятий (укрупненных мероприятий), предлагаемых к включению в состав целевой программы";

раздел III "Предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению "капитальные вложения".

В разделе I приложения к пояснительной записке указывается предварительный перечень проектов, представляющих собой комплексы взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач.

В указанном разделе приводятся обоснования необходимости и достаточности состава проектов, предполагаемых к реализации в рамках целевой программы, для достижения целей и решения задач целевой программы и их возможный вклад в динамику целевых индикаторов и показателей целевой программы.

В разделе II приложения к пояснительной записке представляются предполагаемый перечень мероприятий (укрупненных мероприятий), предлагаемых к включению в состав целевой программы, информация об их принадлежности к проектам целевой программы и обоснование целесообразности их реализации. По мероприятиям, предлагаемым к включению в целевую программу, приводятся сведения о сроках и результатах их реализации, расчетном (ориентировочном) объеме бюджетных ассигнований, а также обоснование роли и места мероприятия (в том числе объекта) в конкретном проекте.

Предполагаемые государственные заказчики целевой программы в случае привязки показателей объектов капитального строительства либо объектов недвижимого имущества к целевым индикаторам и показателям целевой программы по годам реализации могут объединять взаимосвязанные инвестиционные проекты по отдельным объектам капитального строительства и (или) объектам недвижимого имущества в укрупненный инвестиционный проект, включающий однотипные объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества либо объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества, увязанные в рамках укрупненного инвестиционного проекта, с приведением оценочных сведений о мощности, сроках его реализации и расходах на его реализацию с распределением по источникам финансового обеспечения.

По каждому объекту капитального строительства либо объекту недвижимого имущества представляются оценочные сведения, содержащие в том числе информацию о мощностях, сроках реализации и об объемах финансирования работ, по форме, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

В качестве подтверждения целесообразности реализации мероприятий целевой программы в приложении к пояснительной записке указываются реквизиты соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других необходимых документов.

В разделе III приложения к пояснительной записке представляется предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению "капитальные вложения".

Предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению "капитальные вложения" проводится предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы в соответствии с порядком проведения указанной оценки, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части мероприятий в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

Предварительная оценка общей эффективности реализации целевой программы и расходования бюджетных средств осуществляется предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы и предлагается в разделе, касающемся предварительной оценки ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы проекта концепции целевой программы.

Итоговая оценка эффективности реализации мероприятий и расходования бюджетных средств по направлению "капитальные вложения" осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

К приложению к пояснительной записке прилагаются документы, подписанные руководителем или заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или организации, подтверждающие готовность субъектов Российской Федерации или организаций обеспечить финансирование целевой программы, с указанием объемов, сроков реализации мероприятий и назначения финансовых ресурсов.

Проект концепции целевой программы согласовывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), Министерством энергетики Российской Федерации (в части вопросов, связанных с газификацией субъектов Российской Федерации), коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации).

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 596.

В случае необходимости проект концепции целевой программы дорабатывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.

Согласованный проект концепции целевой программы с пояснительной запиской предполагаемый государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

В случае положительной оценки проекта концепции целевой программы Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности согласованный проект концепции целевой программы вносится Министерством экономического развития Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для принятия решения.

6. Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений Министерства экономического развития Российской Федерации своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств Российской Федерации и определяет государственного заказчика целевой программы.

Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика целевой программы, определяется государственный заказчик-координатор целевой программы. Государственный заказчик-координатор целевой программы может быть одновременно определен в качестве ее государственного заказчика.

7. Государственный заказчик целевой программы в пределах своих полномочий:

а) подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации целевой программы, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;

б) подготавливает исходное задание на формирование целевой программы и координирует действия разработчиков;

в) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения целевой программы;

г) подготавливает доклады о ходе реализации целевой программы;

д) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

е) подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий целевой программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям целевой программы, а также механизм ее реализации;

ж) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий целевой программы;

з) заключает до утверждения целевой программы соглашения о намерениях с основными участниками целевой программы с указанием возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников ресурсного обеспечения. После утверждения целевой программы, в случае если это предусмотрено правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, установленными в целевой программе, государственный заказчик целевой программы заключает соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на объекты и мероприятия, расходы на которые включены в целевую программу;

и) организует в установленных случаях проведение экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами осуществляет его доработку;

и(1)) обеспечивает предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике, на которые в обязательном порядке приглашаются представители общественных организаций предпринимателей, к сфере деятельности которых относится разрабатываемая целевая программа, а также члены Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации;

к) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

л) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;

м) организует размещение на официальном сайте государственного заказчика целевой программы в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов по целевой программе, а также о порядке участия в ней инвесторов.

7.1. Государственный заказчик-координатор целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков целевой программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий участниками целевой программы, обеспечивающих достижение установленных показателей целевой программы, а также анализ использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. Государственный заказчик-координатор целевой программы обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой на условиях заключенных соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Государственный заказчик-координатор целевой программы несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом, в том числе за подготовку проектов решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации целевой программы, их согласование и представление в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации, а также за подготовку доклада о ходе реализации целевой программы.

Государственные заказчики целевой программы представляют государственному заказчику-координатору целевой программы:

отчеты о ходе реализации целевой программы;

запрашиваемую информацию и документацию в устанавливаемые государственным заказчиком-координатором целевой программы сроки;

запрашиваемые копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение которых закончено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства, а также по договорам о приобретении объектов недвижимого имущества.