II. Участники деятельности по аккредитации в сфере государственного оборонного заказа
4. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), указанных в пункте 1 настоящих Правил, и аттестацию экспертов по аккредитации осуществляет орган по аккредитации.
5. Участниками аккредитации в соответствии с настоящими Правилами являются:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
б) государственные заказчики;
в) Федеральная антимонопольная служба;
г) орган по аккредитации, в состав которого входят экспертный совет представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации, общественный совет по аккредитации, комиссия по апелляциям, аттестационная комиссия и технический комитет по разработке правил, требований и процедур аккредитации;
д) заявители и аккредитованные лица;
е) претенденты, эксперты по аккредитации, технические эксперты;
ж) экспертные организации по аккредитации.
6. Орган по аккредитации в соответствии с настоящими Правилами осуществляет следующие функции:
а) создает и поддерживает систему менеджмента в соответствии с требованиями, установленными пунктами 5.2 - 5.9 межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2010 г. N 88-ст, а также обеспечивает ее результативность;
б) регистрирует заявления об аккредитации, о расширении или сокращении области аккредитации, о выдаче дубликата аттестата аккредитации, о прекращении действия аттестата аккредитации, о переоформлении аттестата аккредитации, об аттестации эксперта по аккредитации, а также прилагаемые к ним документы;
в) проверяет полноту и комплектность представленных заявителем, аккредитованным лицом, претендентом или экспертом по аккредитации документов, необходимых для проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица в заявленной им области аккредитации, претендентов или экспертов по аккредитации в заявленной области аттестации;
г) в случаях, установленных настоящими Правилами:
направляет уведомления об устранении выявленного при проведении процедур аккредитации несоответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации;
рассматривает отчеты заявителей, аккредитованных лиц об устранении несоответствия критериям аккредитации и документы, подтверждающие их устранение, в целях принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации;
д) организует и проводит в соответствии с настоящими Правилами:
документарную экспертизу и выездную оценку;
инспекционный контроль, повторную оценку соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;
аттестацию претендентов и переаттестацию экспертов по аккредитации;
мониторинг деятельности аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации и технических экспертов;
е) осуществляет анализ заявлений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
ж) заключает договоры:
с заявителями, аккредитованными лицами - о проведении работ по аккредитации в заявленной области аккредитации, включая проведение инспекционного контроля, выездной оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер по результатам инспекционного контроля, повторной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и расширения области аккредитации;
с претендентами и экспертами по аккредитации - о проведении аттестации и переаттестации;
с экспертными организациями по аккредитации - о выполнении отдельных работ по аккредитации, предусматривающих проведение оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в заявленной области аккредитации;
з) принимает решения:
об аккредитации или об отказе в аккредитации;
об оставлении без рассмотрения заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации и прилагаемых к ним документов;
о проведении документарной экспертизы;
о проведении выездной оценки;
о приостановлении (возобновлении) процедур аккредитации;
о направлении уведомлений заявителю, аккредитованному лицу об устранении несоответствия критериям аккредитации;
о приостановлении (возобновлении) действия аттестата (дубликата аттестата) аккредитации;
о расширении (сокращении) области аккредитации;
о прекращении действия аттестата аккредитации;
о проведении инспекционного контроля;
о проведении выездной оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер;
о проведении повторной оценки аккредитованного лица критериям аккредитации;
об оставлении без рассмотрения заявления об аттестации эксперта по аккредитации и прилагаемых к нему документов;
о проведении квалификационного экзамена претендента;
об аттестации (об отказе в аттестации) эксперта по аккредитации;
о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;
о прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;
о включении (исключении) эксперта по аккредитации в реестр экспертов по аккредитации;
о включении (исключении) технических экспертов в реестр технических экспертов;
о включении (исключении) экспертных организаций по аккредитации в перечень экспертных организаций по аккредитации;
и) формирует в установленном порядке составы экспертных групп для выполнения работ по аккредитации, организует и обеспечивает их работу по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица на соответствие критериям аккредитации по месту (местам) осуществления деятельности в заявленной области аккредитации;
к) выдает аттестаты аккредитации и их дубликаты;
л) рассматривает в установленном порядке апелляции и жалобы;
м) утверждает:
правила, требования, процедуры и руководства по аккредитации, необходимые для выполнения функций органа по аккредитации;
форму плана выездной оценки и требования к его содержанию;
требования к ежегодному отчету о деятельности эксперта по аккредитации;
по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, другими государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой положение об экспертном совете представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации;
экспертное заключение по результатам документарной экспертизы;
заключение об устранении несоответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по результатам документарной экспертизы и выездной оценки;
акт выездной оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер;
правила делопроизводства и документирования информации в органе по аккредитации;
н) формирует и утверждает:
составы общественного совета по аккредитации, аттестационной комиссии органа по аккредитации, комиссии по апелляциям, технического комитета по разработке правил, требований и процедур аккредитации, экспертного совета представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации и обеспечивает их деятельность;
ежегодный план инспекционного контроля и ежегодный план повторной оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации;
о) формирует и ведет:
реестр аккредитованных органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации систем менеджмента качества;
реестр экспертов по аккредитации;
реестр технических экспертов;
реестр сертификатов соответствия продукции, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции;
реестр сертификатов соответствия систем менеджмента качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия систем менеджмента качества;
перечень экспертных организаций по аккредитации;
п) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") следующую общедоступную информацию:
структура органа по аккредитации;
положения об общественном совете по аккредитации, о комиссии по апелляциям, об аттестационной комиссии органа по аккредитации, об экспертном совете представителей промышленности по оценке деятельности по аккредитации, о техническом комитете по разработке правил, требований и процедур аккредитации и их составы;
перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, документов по стандартизации, включая международные документы по стандартизации, документы органа по аккредитации, касающиеся обеспечения его деятельности и осуществления аккредитации в соответствии с настоящими Правилами;
перечень документов, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации;
формы заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, о сокращении области аккредитации, о выдаче дубликата аттестата аккредитации, о переоформлении аттестата аккредитации, об аттестации эксперта по аккредитации, о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче дубликата свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче копии свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о досрочном прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации и требования к их оформлению;
документы, указанные в подпунктах "н" и "о" настоящего пункта;
перечень аккредитованных органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров) и органов по сертификации систем менеджмента качества с указанием наименования таких органов и лабораторий (центров), области аккредитации и номеров аттестатов аккредитации, а также копии аттестатов аккредитации в форме электронного документа;
перечень экспертных организаций по аккредитации;
перечень аттестованных экспертов по аккредитации с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), области аттестации и номера свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;
результаты рассмотрения апелляций и жалоб;
сведения о результатах ежегодной деятельности органа по аккредитации;
р) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и получает от них на безвозмездной основе документы, сведения и (или) информацию, необходимые для осуществления в установленном порядке аккредитации заявителей и аккредитованных лиц;
с) осуществляет взаимодействие:
с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, другими государственными заказчиками, Федеральной антимонопольной службой, государственными корпорациями и национальным органом по аккредитации - в части информационного обмена о случаях несоответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации, а также в целях совершенствования деятельности органа по аккредитации в пределах полномочий, установленных настоящими Правилами;
с международными организациями по аккредитации - по вопросам совершенствования правил и процедур аккредитации заявителей и аккредитованных лиц, аттестации экспертов по аккредитации и подтверждения их компетентности в сфере отношений, регулируемых настоящими Правилами;
т) привлекает экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертные организации по аккредитации для выполнения работ по аккредитации;
у) обеспечивает защиту и неразглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и сведений, полученных органом по аккредитации при выполнении функций, определенных настоящими Правилами, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
ф) определяет номенклатуру документационных дел;
х) осуществляет формирование, ведение и хранение аккредитационных дел в отношении каждого заявителя и аккредитованного лица, а также аттестационных дел в отношении каждого претендента и аттестованного эксперта по аккредитации;
ц) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
7. Орган по аккредитации не вправе передавать экспертной организации по аккредитации выполнение работ по анализу заявления об аккредитации заявителя и аккредитованного лица, а также по принятию решений по результатам проведения процедур аккредитации.
8. Орган по аккредитации привлекает экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ по аккредитации, а в случаях, установленных настоящими Правилами, экспертные организации по аккредитации.
9. Эксперты по аккредитации привлекаются для осуществления:
а) анализа поступивших от заявителей, аккредитованных лиц в орган по аккредитации заявлений об аккредитации и прилагаемых к ним документов (включая заявления об аккредитации на новый срок, о расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации и переоформлении аттестата аккредитации);
б) подготовки плана выездной оценки;
в) документарной экспертизы и выездной оценки;
г) оценки результатов устранения заявителем, аккредитованным лицом несоответствия критериям аккредитации по результатам документарной экспертизы и выездной оценки;
д) оценки результативности принятых и реализованных заявителем, аккредитованным лицом корректирующих мер по устранению несоответствия критериям аккредитации в случаях, установленных настоящими Правилами;
е) инспекционного контроля, повторной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
10. Отбор экспертов по аккредитации и технических экспертов осуществляется в соответствии с методикой формирования экспертной группы для выполнения работ по аккредитации, утверждаемой органом по аккредитации.
11. Эксперты по аккредитации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным пунктом 211 настоящих Правил, а также соблюдать ограничения, установленные настоящими Правилами.
12. К работам по аккредитации привлекаются технические эксперты, включенные в реестр технических экспертов, для консультирования экспертов по аккредитации в случае, когда для оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации необходимы специальные знания.
Технический эксперт не имеет права осуществлять функции эксперта по аккредитации.
13. При отборе технических экспертов учитываются:
а) специализация технического эксперта в соответствии с перечнем областей специализации технических экспертов, утверждаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
б) сфера компетентности технического эксперта;
в) опыт деятельности в оцениваемой области аккредитации.
14. Технические эксперты должны соответствовать установленным требованиям.
15. Эксперты по аккредитации и технические эксперты должны быть независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на решения органа по аккредитации.
16. Эксперт по аккредитации и технический эксперт обязаны:
а) уведомлять орган по аккредитации о существующей или существовавшей ранее связи с заявителем или аккредитованным лицом, для оценки соответствия критериям аккредитации которого они привлечены, а также о возникновении обстоятельств, влияющих на возможность исполнения ими обязанностей, установленных настоящими Правилами;
б) обеспечивать конфиденциальность и неразглашение сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и использовать такие сведения только в целях, для которых они предоставлены.
17. Эксперт по аккредитации и технический эксперт вправе отказаться от проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в случае наличия причин и обстоятельств, установленных подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил.
О наличии указанных причин и обстоятельств эксперт по аккредитации, технический эксперт обязаны уведомить орган по аккредитации не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения указанных причин или со дня получения экспертом по аккредитации, техническим экспертом информации о прохождении отбора или предложения о включении в состав экспертной группы.
18. Орган по аккредитации принимает решение о назначении нового эксперта по аккредитации или технического эксперта для проведения работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в случае:
а) наличия фактов нарушения экспертом по аккредитации, техническим экспертом требований настоящих Правил, исключающих их участие в проведении документарной экспертизы и (или) выездной оценки соответственно, которые стали известными органу по аккредитации после их включения в состав экспертной группы для проведения документарной экспертизы или выездной оценки;
б) отказа эксперта по аккредитации от проведения документарной экспертизы и (или) отказа эксперта по аккредитации, технического эксперта от проведения выездной оценки;
в) наступления обстоятельств, исключающих возможность проведения экспертом по аккредитации, техническим экспертом оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица, и иных уважительных причин (смерть члена семьи эксперта по аккредитации или близкого его родственника, направление в командировку, временная нетрудоспособность, чрезвычайная ситуация в местах выполнения работ в области аккредитации, исполнение государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами и т.п.);
г) смерти эксперта по аккредитации.
19. Выполнение работ по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации возобновляется со дня назначения органом по аккредитации нового эксперта по аккредитации. В этом случае срок принятия решения об аккредитации органом по аккредитации продлевается на срок, прошедший со дня утверждения первоначального состава экспертной группы до дня включения нового эксперта по аккредитации в состав экспертной группы.
20. Экспертные организации по аккредитации привлекаются по решению органа по аккредитации в случаях, установленных пунктом 26 настоящих Правил, для выполнения следующих работ по аккредитации:
а) проведение документарной экспертизы;
б) проведение выездной оценки;
в) проведение оценки результативности принятых и реализованных аккредитованным лицом корректирующих мер по устранению несоответствия критериям аккредитации в случаях, установленных настоящими Правилами;
г) участие в проведении инспекционного контроля, повторной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
21. Экспертные организации по аккредитации включаются в перечень экспертных организаций по аккредитации при условии их соответствия установленным требованиям.
22. Перечень экспертных организаций по аккредитации формируется по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, другими государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой.
23. В перечень экспертных организаций по аккредитации включаются следующие сведения:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования экспертной организации по аккредитации, ее организационно-правовая форма, адрес (местонахождение), номер контактного телефона, адрес электронной почты и официального сайта в сети "Интернет";
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) адреса мест осуществления деятельности;
г) перечень экспертов по аккредитации и технических экспертов, привлекаемых к проведению работ по аккредитации.
24. Формирование и ведение перечня экспертных организаций по аккредитации и предоставление сведений, указанных в этом перечне, осуществляется органом по аккредитации.
25. Орган по аккредитации при отборе экспертной организации по аккредитации для выполнения работ по аккредитации, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, учитывает компетентность указанной организации в соответствующей области аккредитации, а также место (места) осуществления деятельности.
26. Экспертная организация по аккредитации привлекается к работам по аккредитации, когда количество одновременно полученных заявлений об аккредитации не позволяет органу по аккредитации в установленный пунктом 49 настоящих Правил срок принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.
27. Аккредитованные лица обязаны:
а) соответствовать критериям аккредитации при осуществлении своей деятельности в определенной органом по аккредитации области аккредитации;
б) вести учет:
выданных сертификатов соответствия продукции - для органов по сертификации, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции;
выданных протоколов испытаний и измерений - для испытательных лабораторий (центров);
выданных сертификатов соответствия систем менеджмента качества - для органов по сертификации, выполняющих работы по сертификации систем менеджмента качества;
в) безвозмездно представлять в орган по аккредитации:
сведения о руководителе (в случае его замены), об изменении идентификационного номера налогоплательщика, организационно-правовой формы, адреса (местонахождения), об адресе места (мест) осуществления деятельности в соответствии с определенной органом по аккредитации областью аккредитации, о специалистах, участвующих в выполнении работ по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции и (или) сертификации систем менеджмента качества, в том числе об их компетентности и квалификации;
сведения о прекращении пользования помещениями, которые находятся на праве собственности и (или) на ином законном основании, которые необходимы для выполнения работ по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции и (или) сертификации систем менеджмента качества, а также сведения об изменении технической оснащенности (для испытательной лаборатории (центра);
сведения о результатах деятельности;
копии сертификатов соответствия продукции, копии сертификатов соответствия систем менеджмента качества в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя аккредитованного лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, для формирования и ведения реестра сертификатов соответствия продукции, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции, и реестра сертификатов соответствия систем менеджмента качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации, выполняющими работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении систем менеджмента качества;
г) передать безвозмездно подлинники сертификационных дел, содержащих результаты проведения сертификации продукции или сертификации систем менеджмента качества, другому аккредитованному лицу в случае принятия органом по аккредитации решения о сокращении области аккредитации либо о прекращении действия аттестата аккредитации в порядке, предусмотренном пунктами 193 и 201 настоящих Правил;
д) уведомлять головных исполнителей, исполнителей, с которыми заключены договоры на выполнение работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции и (или) сертификации систем менеджмента качества, о приостановлении действия аттестата аккредитации, либо о сокращении области аккредитации, либо о прекращении деятельности в качестве аккредитованных лиц любым доступным способом в течение 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
28. Аккредитованные лица имеют право в установленном порядке применять знак аккредитации.
29. Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за несоблюдение критериев аккредитации, а также за невыполнение требований правил сертификации продукции, правил сертификации систем менеджмента качества, недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений соответственно.