ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N 471
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2000 г. N 471
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц по использованию радиоактивных материалов (ядерных материалов и радиоактивных веществ) при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытания, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
2. Лицензирование деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях по перечню согласно приложению осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее именуется - лицензирующий орган).
3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по использованию радиоактивных материалов при эксплуатации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации.
4. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
5. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
6. Осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях без лицензии не допускается.
7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения, наименования банка и номера расчетного счета;
лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться.
Заявление должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится юридическое лицо;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
д) документы, подтверждающие возможность соискателя лицензии обеспечить выполнение требований и условий, установленных настоящим Положением (далее именуются - лицензионные требования и условия);
е) документы, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении лицензируемой деятельности, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации;
ж) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии нормативно-методических документов по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными материалами, документов, устанавливающих порядок подготовки, аттестации и допуска персонала к работе с радиоактивными материалами, а также наличие сил и средств, готовых к действиям в аварийных ситуациях и к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
з) копия лицензии, выдача которой предусмотрена статьей 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (для организаций, деятельность которых связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну);
и) заключение государственной экологической экспертизы (для проектируемых и реконструируемых объектов);
к) документы о финансовом обеспечении гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, которые могут быть причинены радиационным воздействием.
Если копии документов не заверены нотариусом, вместе с копиями предъявляются оригиналы.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о приеме документов направляется или вручается соискателю лицензии.
8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины направляется или вручается соискателю лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется или вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.
10. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 749.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.
Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения.
В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель может представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против участия данного лица в экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.
14. Комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет проверку соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.
При принятии комиссией решения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии соискателю. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы на проведение независимой экспертизы относятся за счет лицензирующего органа.
15. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и местонахождение лицензиата;
в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, срок, в течение которого он будет осуществляться;
г) условия осуществления указанного вида деятельности;
д) идентификационный номер налогоплательщика;
е) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
ж) дата выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии.
Документ подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью.
16. Бланки документа, подтверждающего наличие лицензии, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.
17. При осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат обязан соблюдать:
а) законодательство Российской Федерации;
б) нормы и правила по ядерной, радиационной и промышленной безопасности;
в) нормы и правила по физической защите радиоактивных материалов и по сохранению государственной тайны;
г) нормы и правила учета и контроля радиоактивных материалов;
д) экологические, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила;
е) настоящее Положение.
18. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции.
19. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
20. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении в пределах своей компетенции нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить о них в лицензирующий орган.
21. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.
22. В случае преобразования лицензиата - юридического лица, изменения его наименования или местонахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.
23. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления с необходимыми документами.
24. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан незамедлительно подать заявление о его переоформлении.
25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии или аннулировать ее.
26. Основанием для приостановления действия лицензии является:
а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой возникновение аварий, нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства;
б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего устранить выявленные нарушения.
27. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 N 50.
28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
29. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия решения.
30. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
31. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 30-дневный срок со дня получения соответствующего подтверждения обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3 дней уведомить о своем решении лицензиата.
32. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не снимает с юридического лица обязанности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности объектов использования радиоактивных материалов при использовании атомной энергии в оборонных целях в соответствии с действующими нормами и правилами.
33. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий.
34. В реестре лицензий должны быть указаны:
а) сведения о лицензиате;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, на осуществление которого выдана лицензия;
г) дата выдачи и номер лицензии;
д) срок действия лицензии;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре, основание и дата приостановления и возобновления действия лицензии;
ж) основание и дата аннулирования лицензии;
з) другие необходимые сведения.
35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для юридических лиц. Указанные лица вправе за плату получить выписку из реестра лицензий.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Срок предоставления выписок из реестра лицензий не должен превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления.
36. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 N 50.
37. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Приложение
к Положению о лицензировании
деятельности по использованию
радиоактивных материалов
при проведении работ
по использованию атомной
энергии в оборонных целях
ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ ПОДЛЕЖАЩЕЙ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Разработка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
2. Изготовление ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
3. Испытания ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
4. Хранение ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
5. Транспортирование ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
6. Разборка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и утилизация их составных частей (компонентов).
7. Разработка устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
8. Изготовление устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
9. Испытания устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
10. Ремонт и модернизация устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
11. Разработка, изготовление и эксплуатация устройств и технических средств хранения и эксплуатации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
12. Проектирование зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
13. Строительство зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
14. Эксплуатация зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
15. Проектирование исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
16. Изготовление исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
17. Испытания исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
18. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
19. Проектирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
20. Изготовление ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
21. Испытания ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
22. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения и их наземных стендов - прототипов.
23. Транспортирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
24. Ремонт ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
25. Утилизация ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
26. Работы с радиоактивными материалами (включая отработавшие радиоактивные материалы), используемыми в оборонных целях, при их хранении и транспортировании, а также при их переработке (на объектах использования этих материалов в указанных целях).
27. Разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация устройств и технических средств обращения с радиоактивными материалами, используемыми в оборонных целях, а также эксплуатация изделий с радиоактивными материалами при их использовании в оборонных целях.
28. Переработка радиоактивных отходов, образующихся при использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (на объектах использования этих материалов в указанных целях).
29. Проектирование комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
30. Строительство комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
31. Эксплуатация комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов - прототипов и составных частей.
32. Проведение экспертизы документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.