ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2023 г. N 453
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАВШИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТОЯНИЮ
НА ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ УКАЗАННЫХ РЕСПУБЛИК
И ОБЛАСТЕЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВЫХ СУБЪЕКТОВ (30 СЕНТЯБРЯ 2022 Г.), ПОСТОЯННО ПРОЖИВАВШИХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С 11 МАЯ 2014 Г. ПО 29 СЕНТЯБРЯ 2022 Г.,
НА ТЕРРИТОРИЯХ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ
С 24 ФЕВРАЛЯ 2022 Г. ПО 29 СЕНТЯБРЯ 2022 Г. И ВЫЕХАВШИХ
В ЭТИ ПЕРИОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ УКАЗАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКУЮ
ФЕДЕРАЦИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИИ ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ,
ИЛИ ПОСТОЯННО ПРОЖИВАВШИХ НА 1 МАРТА 2023 Г. НА ТЕРРИТОРИЯХ
УКАЗАННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В ПЕРИОД С 1 МАРТА 2023 Г. ДО 1 ЯНВАРЯ 2026 Г. В ФЕДЕРАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
особенности осуществления медико-социальной экспертизы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 г.), постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля 2022 г. по 29 сентября 2022 г. и выехавших в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, или постоянно проживавших на 1 марта 2023 г. на территориях указанных субъектов Российской Федерации;
особенности осуществления медико-социальной экспертизы в период с 1 марта 2023 г. до 1 января 2026 г. в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 г., и действует до 1 января 2026 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 марта 2023 г. N 453
ОСОБЕННОСТИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАВШИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТОЯНИЮ
НА ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ УКАЗАННЫХ РЕСПУБЛИК
И ОБЛАСТЕЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВЫХ СУБЪЕКТОВ (30 СЕНТЯБРЯ 2022 Г.), ПОСТОЯННО ПРОЖИВАВШИХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С 11 МАЯ 2014 Г. ПО 29 СЕНТЯБРЯ 2022 Г.,
НА ТЕРРИТОРИЯХ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ
С 24 ФЕВРАЛЯ 2022 Г. ПО 29 СЕНТЯБРЯ 2022 Г. И ВЫЕХАВШИХ
В ЭТИ ПЕРИОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ УКАЗАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКУЮ
ФЕДЕРАЦИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИИ ТРЕТЬИХ ГОСУДАРСТВ,
ИЛИ ПОСТОЯННО ПРОЖИВАВШИХ НА 1 МАРТА 2023 Г. НА ТЕРРИТОРИЯХ
УКАЗАННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий документ устанавливает особенности медико-социальной экспертизы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 г.), постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля 2022 г. по 29 сентября 2022 г. и выехавших в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, или постоянно проживавших на 1 марта 2023 г. на территориях указанных субъектов Российской Федерации и признанных инвалидами до 1 марта 2023 г. уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также законодательством Украины и законодательством Союза ССР (далее - граждане).
2. Медико-социальная экспертиза граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования, либо категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет, наступающего после 1 января 2026 г., осуществляется до 1 января 2026 г.
3. Медико-социальная экспертиза граждан проводится в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 12 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правила), с учетом особенностей, установленных настоящим документом.
4. В рамках проведения медико-социальной экспертизы гражданина освидетельствование считается повторным при:
проведении переосвидетельствования в установленный срок либо ранее установленного срока переосвидетельствования при изменении состояния здоровья;
заблаговременном переосвидетельствовании, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности;
переосвидетельствовании гражданина, которому установлена группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, либо категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет, наступающего после 1 января 2026 г., в период до 1 января 2026 г.;
пропуске гражданином срока переосвидетельствования по уважительной причине, установленной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
5. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина рассматриваются все вопросы, связанные с установлением инвалидности, причин инвалидности, сроков, времени наступления инвалидности, потребности гражданина в различных видах социальной защиты, а также разрабатывается новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида). В этом случае абзацы четвертый - девятый пункта 41 Правил не применяются.
6. Исчисление сроков, предусмотренных пунктом 13 Правил, для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет осуществляется со дня установления гражданам группы инвалидности, категории "ребенок-инвалид" уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также с законодательством Украины и законодательством Союза ССР.
7. При установлении причин инвалидности применяются тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 марта 2023 г., а также законодательством Украины или законодательством Союза ССР, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и правила его применения, устанавливаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". При этом пункты 15 и 16 Правил не применяются.
8. При повышении группы инвалидности вследствие вновь возникших увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний формулировка причины инвалидности, гарантирующая гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты (поддержки), сохраняется.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 марта 2023 г. N 453
ОСОБЕННОСТИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПЕРИОД
С 1 МАРТА 2023 Г. ДО 1 ЯНВАРЯ 2026 Г. В ФЕДЕРАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящий документ устанавливает особенности проведения медико-социальной экспертизы в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период с 1 марта 2023 г. до 1 января 2026 г.
2. Медико-социальная экспертиза в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - учреждения медико-социальной экспертизы) в период с 1 марта 2023 г. до 1 января 2026 г. проводится в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правила), с учетом особенностей, установленных настоящим документом.
3. Направление документов и сведений в ходе формирования направления на медико-социальную экспертизу, протокола решения врачебной комиссии медицинскими организациями, а также при проведении медико-социальной экспертизы, предусмотренных Правилами, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) осуществляется при наличии технической возможности, в том числе технической готовности единого портала, медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы к приему и передаче таких документов и сведений.
4. Документы и сведения, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, поступающие из медицинских организаций в соответствии с Правилами в рамках межведомственного электронного взаимодействия, предоставляются медицинскими организациями в учреждения медико-социальной экспертизы на бумажном носителе до 1 января 2026 г. или до технической готовности медицинских организаций передавать указанные документы в электронном виде.
5. До 1 января 2026 г. допускается проведение медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, установленных перечнем медицинских обследований, предусмотренным абзацем третьим пункта 17 Правил, с учетом имеющихся возможностей медицинской организации.
При отсутствии в поступившем из медицинской организации направлении на медико-социальную экспертизу достаточных данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и позволяющих установить структуру и степень ограничений жизнедеятельности, реабилитационный потенциал, составляется программа дополнительного обследования. Возврат такого направления на медико-социальную экспертизу в медицинскую организацию в виде уведомления о причинах возврата, предусмотренного пунктом 27 Правил, учреждениями медико-социальной экспертизы не осуществляется.
Программа дополнительного обследования, предусмотренная пунктом 39 Правил, составляется исходя из возможностей системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется медико-социальная экспертиза гражданина, и реализуется в медицинских организациях, в том числе в учреждениях медико-социальной экспертизы, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом имеющихся возможностей медицинской организации.
Дополнительное обследование в учреждениях медико-социальной экспертизы в период с 1 марта 2023 г. до 1 января 2026 г. осуществляется исходя из возможностей учреждений медико-социальной экспертизы.
В случае отсутствия возможности реализовать программу дополнительного обследования в медицинских организациях и учреждениях медико-социальной экспертизы решение о признании гражданина инвалидом либо решение об отказе в признании его инвалидом принимается учреждением медико-социальной экспертизы на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
6. Информационно-технологическое взаимодействие федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" и федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" в рамках проведения медико-социальной экспертизы осуществляется при наличии технической возможности, в том числе технической готовности указанных информационных систем к приему и передаче документов и информации, предусмотренных Правилами.
При отсутствии технической возможности сведения о признании гражданина инвалидом передаются учреждениями медико-социальной экспертизы в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или иные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.