5.2. Стимулирование частных инвестиций

5.2. Стимулирование частных инвестиций

Ключевые задачи государственной политики в отношении частных инвесторов (включая приватизированные предприятия) состоят в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность:

1) создать необходимую законодательную базу для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств;

2) снизить инвестиционные риски и тем самым ускорить процесс трансформации накоплений в инвестиции в виде долевого участия, гарантий и развития системы страхования;

3) содействовать мобилизации средств мелких вкладчиков институциональными инвесторами - надежными инвестиционными фондами и банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями;

4) расширить финансовую базу инвестиций за счет широкого применения на втором этапе приватизации инвестиционных торгов и привлечения к ним стратегических инвесторов; с 1995 года начать размещение на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов, выделяемых из федерального бюджета по объектам производственного назначения.

По связанным инвестиционным проектам конкурсы будут проводиться для получения государственной поддержки, обеспечивающей либо прирост мощности, либо ввод конкретного объекта. Целью конкурса является минимизация затрат на реализацию проекта путем привлечения средств негосударственных источников финансирования.

По несвязанным (свободным) инвестиционным проектам конкурс будет проводиться государством в целях поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов, реализация которых придаст ускоряющий импульс развитию экономики. Представляемые на этот конкурс проекты должны удовлетворять следующим условиям:

доля собственных и заемных средств, включая иностранные, частного инвестора не может быть менее 80 процентов;

доля собственных средств частного инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов;

срок окупаемости проектов не должен, как правило, превышать двух лет.

Проекты, представляемые на конкурс, должны иметь бизнес - план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Среди коммерческих проектов победителями конкурса становятся те из них, которые при соблюдении изложенных выше условий обеспечивают наивысший экономический эффект.

Инвестор победившего проекта имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении проекта:

предоставление государством валютно - номинированного кредита на срок не более 24 месяцев по ставке "ЛИБОР" плюс 1 - 7 процентов в зависимости от новизны проекта (по проектам, не имеющим аналогов в мировой практике, ставка принимается минимальной);

предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с момента начала получения прибыли от реализации проекта. Выручка от продажи этих акций направляется на дополнительное финансирование высокоэффективных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, сверх средств, выделяемых ежегодно Правительством Российской Федерации на эти цели.

Участие государства в финансировании указанных проектов является важным условием устойчивого роста экономики, после чего оно может переключиться исключительно на поддержку общественно значимых проектов. Исходя из нынешней ситуации это может произойти после 1997 года.

Возможности для финансового обеспечения инвестиционной деятельности расширяются с развитием ипотечного кредитования. Активному формированию рынка недвижимости после завершения чековой приватизации будет способствовать формирование организационно - правового и методического обеспечения оценки недвижимости и оценки стоимости нематериальных активов на принципах, принятых в мировой практике. Предусматривается унификация отечественных методик оценки недвижимости с последующим приведением российских стандартов в соответствие с мировыми.

Значительной поддержкой развития рыночных отношений в инвестиционной сфере явится также широкое распространение практики лизинга дорогостоящих видов техники, позволяющей уменьшить финансовое бремя инвестиционных расходов для инвесторов - заказчиков и стимулировать инвестиционный спрос на соответствующую продукцию отечественных и зарубежных производителей. При развитом лизинге первоначальные вложения, необходимые для организации дела, снижаются примерно в 3 - 4 раза, что способствует развитию промышленности, и прежде всего малых и средних предприятий.

Совершенствование методологии и практики лизинговых операций, присоединение Российской Федерации к Оттавской Конвенции о международном финансовом лизинге создадут более благоприятные возможности для использования мирового опыта.

С помощью лизингового механизма будет обеспечено повышение эффективности конверсии оборонных отраслей промышленности, ускорение технического перевооружения предприятий, укрепление рыночных отношений в сельском хозяйстве и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, привлечение для этих целей капитала коммерческих структур.

При ограниченных возможностях поддержки финансового лизинга за счет средств федерального бюджета решающее значение будет иметь привлечение частного капитала. Стимулирование лизинговых операций будет способствовать развитию предпринимательской деятельности и соответственно увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Возможности для инвестиций в 1995 году и последующие годы расширятся благодаря переоценке основных фондов и индексации амортизационных отчислений, применению ускоренной амортизации.

Для инвестиционной поддержки становления малого бизнеса предусматриваются более широкие возможности ускоренного списания основного капитала, что будет способствовать быстрому возврату вложенного капитала и высвобождению дополнительных средств для последующих инвестиций.

Осуществление новой амортизационной политики создает реальные предпосылки для значительного увеличения объемов амортизационных отчислений в народном хозяйстве в ближайшие годы, доля которых в 1995 году составит 47 - 53 процента, а в 1997 году превысит 55 процентов от общего объема инвестиций, направляемых в экономику России.

Реализация нового амортизационного механизма будет стимулировать развитие высокоэффективных производств.

Однако реальный эффект от гибкой амортизационной политики может быть получен в случае использования названных средств строго на инвестиционные нужды, а не на цели текущей хозяйственной деятельности.

Страхование инвестиций. В целях привлечения капитала негосударственных инвесторов намечается создать механизмы защиты вкладываемых ими средств от некоммерческих рисков.

Страхование отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику призвано снизить риск предпринимателей до уровня, приемлемого для владельцев частного капитала.

Правительство Российской Федерации предполагает, что интересы частных инвесторов, участвующих в реализации проектов, должны быть защищены от следующих некоммерческих (политических) рисков: последствий решений органов государственной власти по ограничению прав собственности и распоряжения созданными активами и произведенной продукцией, изменений правил бухгалтерской отчетности, перевода капитала и дивидендов через границу, арбитражной процедуры. Страховая защита инвестиций будет осуществляться как по отдельным видам названных рисков, так и по различным их сочетаниям.

Наравне с защитой инвестиций в объекты, которые расположены на территории Российской Федерации, система страхования будет использована в интересах российских инвесторов, действующих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

Принципиальным положением является добровольность страхования инвесторов от некоммерческих рисков. Для страхования инвестиций будет создана система страховых учреждений, включающая в себя страховые компании, целевые пулы, Национальную перестраховочную компанию. Распространение на страхование инвестиций практики образования пулов, которые в качестве целевых объединений страховщиков действуют на единых условиях, тарифах, лимитах ответственности, будет дополнительно способствовать объединению и росту уставного капитала страховых компаний. Деятельность Национальной перестраховочной компании будет также служить расширению рынка страхования инвестиций, распределению рисков между субъектами этого рынка, повышению платежеспособности страховщиков.