5.1. Основные направления структурной и инвестиционной политики

5.1. Основные направления структурной и инвестиционной политики

Современная ситуация в российской экономике и задачи возобновления экономического роста на новом этапе реформ настоятельно диктуют необходимость активизации структурной перестройки экономики. Правительство Российской Федерации намерено использовать для этого прежде всего инструменты инвестиционной политики, федеральные целевые программы, государственные закупки и т.п. с учетом ограничений, налагаемых требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно - ресурсного потенциала и окружающей среды в регионах.

Структурная перестройка уже началась. И в этом процессе все большую роль играют рыночные механизмы. Динамику развития отраслей все в большей степени определяет платежеспособный потребительский и инвестиционный спрос.

Вместе с тем процесс формирования новых относительных цен не завершен, не работают механизмы внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения капитала.

В структуре валового внутреннего продукта при росте доли чистого экспорта и потребления населения происходит значительное снижение удельного веса реальных инвестиций и государственных расходов. Объем капитальных вложений снизился в 1992 году по сравнению с предшествующим годом на 40 процентов, в 1993 - на 12 процентов, в 1994 - на 26 процентов. Сокращение объема валового внутреннего продукта обусловлено в значительной мере свертыванием инвестиционной деятельности. В 1995 году ожидается сокращение всех видов инвестиций еще на 12 - 14 процентов, в том числе государственных инвестиций за счет федерального бюджета - на треть.

В то же время потребности структурной перестройки российской экономики, повышение ее эффективности требуют увеличения инвестиций. Одна из особенностей сложившейся экономической ситуации заключается в том, что в составе издержек производства растет доля материальных затрат прежде всего вследствие роста цен на энергетические ресурсы, которые еще отстают от уровня мировых цен. Повышается доля условно - постоянных затрат, что является одним из факторов роста цен.

Для снижения издержек, в том числе за счет энергосбережения, а также для приспособления производства к меняющемуся спросу, для обновления и повышения конкурентоспособности продукции нужны крупные инвестиции в основной капитал. Наращивания оборотных средств и улучшения использования имеющихся мощностей в большинстве случаев, особенно в обрабатывающих отраслях, недостаточно из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Эта проблема не может быть решена путем увеличения государственных инвестиций в силу ограниченности средств федерального бюджета и необходимости их использования в первую очередь для удовлетворения федеральных нужд. В условиях спада экономики эффективность инвестиций неизбежно оказывается невысокой, в то время как повышение их эффективности является условием преодоления этого спада. В нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, обеспечивающие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и федерального бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиления инфляции.

Отсюда следует, что задача повышения инвестиционной активности не может быть решена посредством усиления прямого вмешательства государства. Речь должна идти о формировании благоприятного климата для частных инвесторов, что должно способствовать росту реальных сбережений и ускорению эффективной трансформации накоплений в инвестиции.

В силу изложенных причин роль государства в стимулировании инвестиционного процесса в условиях средней фазы перехода к рынку возрастает.

Для этого необходимо:

подавить инфляцию, так как увеличение государственных инвестиций за счет инфляционной накачки не только не повысит инвестиционную активность, но и приведет к прямо противоположным результатам;

снизить инвестиционные риски, которые еще весьма велики в Российской Федерации (на это направлены институциональные преобразования, охарактеризованные выше);

прямо стимулировать сбережения и их перевод в частные инвестиции, в том числе методами долевого участия государства, предоставления государственных гарантий и в иных формах.

Особенность ситуации состоит в том, что в своей инвестиционной политике Правительство Российской Федерации обязано решать одновременно ряд следующих задач:

поддержка основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы;

развитие инфраструктуры, вложения в которую непривлекательны для частных инвесторов, хотя инфраструктура и необходима для повышения предпринимательской и инвестиционной активности;

обеспечение поддержки производств, которые имеют перспективы для завоевания позиций на внутреннем и внешнем рынках и могут участвовать в формировании новой прогрессивной структуры российской экономики, но неспособны в короткие сроки добиться успеха самостоятельно;

стимулирование высокоэффективных частных инвестиций.

Работа, проводимая непосредственно с рыночными агентами, будет способствовать выявлению и поддержке "точек роста", развитию конкурентоспособного рыночного сектора, определяющего облик российской экономики. Государственная поддержка частных инвесторов будет сопровождаться жестким контролем за использованием выделяемых средств.

Параллельно из хозяйственного оборота будут выводиться неэффективные, не имеющие перспектив развития предприятия и производства. При этом будут учитываться возможности сохранения старых или создания новых рабочих мест, условия поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Наряду с этим в меру возможностей федерального бюджета, а также с привлечением средств международных финансовых организаций Правительство Российской Федерации намерено осуществлять инвестиции в развитие систем жизнеобеспечения и социальной сферы, а также инфраструктуры, в перспективные отрасли и предприятия, располагающие заделами на уровне или выше мировых технических достижений или имеющие перспективы значительного расширения спроса.

Основным инструментом осуществления этих инвестиций останутся федеральные целевые программы и система конкурсов. В целях концентрации финансовых ресурсов и достижения эффекта в кратчайшие сроки количество одновременно реализуемых программ будет сокращаться, а отбор исполнителей предусмотренных программами мероприятий будет производиться на конкурсной (аукционной) основе с привлечением в качестве операторов банков и трастовых компаний.

Государственные закупки будут сохранять свое значение как фактор формирования платежеспособного спроса на товары и услуги, необходимые для выполнения функций государства.

Основными сферами прямого применения государственных закупок являются:

национальная оборона и безопасность;

создание государственных резервов;

федеральные системы инфраструктуры;

геологоразведка;

фундаментальная наука;

природоохранная деятельность;

социальная сфера и некоторые другие.

Государственные закупки в указанных сферах по цепочкам хозяйственных связей будут осуществляться в той или иной степени практически во всех отраслях российской экономики.

В размещении государственных заказов будет расширяться применение конкурсов и тендеров.

С целью упорядочения взаимоотношений по поводу исполнения государственных заказов с 1996 года будет введено обязательное страхование контрактов между государственными заказчиками и поставщиками продукции и услуг, обеспечивающее гарантированное равномерное финансирование работ.