ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2005 г. N 43

О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ,
РЕАЛИЗУЕМЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРИ УЧАСТИИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В целях повышения эффективности сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о работе с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций.

2. Установить, что контроль за подготовкой и реализацией проектов, осуществляемых Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. разработать и утвердить в установленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Постановления.

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 395 "Об утверждении Порядка работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1633).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2005 г. N 43

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С ПРОЕКТАМИ, РЕАЛИЗУЕМЫМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРИ УЧАСТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок отбора, подготовки и реализации проектов, осуществляемых Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, в том числе Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Северного инвестиционного банка и других банков развития (далее - международная финансовая организация).

2. В целях настоящего Положения под термином "проект" понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, соответствующих приоритетам программ социально-экономического развития Российской Федерации, принятых на федеральном уровне, объединенных общими целями, источниками финансирования, исполнителями и сроками реализации.

Требования настоящего Положения распространяются на:

а) проекты, реализуемые за счет заемных средств, привлеченных Российской Федерацией у международных финансовых организаций;

б) проекты, реализуемые за счет средств федерального бюджета без осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации при консультационно-аналитическом содействии со стороны международных финансовых организаций;

в) проекты, реализуемые с привлечением гарантий международных финансовых организаций и Российской Федерации.

II. Отбор проекта

3. Инициирование проекта осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - инициатор проекта) путем представления в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации заявки по утвержденной ими форме и концепции проекта.

4. Концепция проекта, подготавливаемая инициатором проекта совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, включает в себя:

а) наименование проекта;

б) краткое описание проекта;

в) цели и задачи проекта;

г) структуру проекта (с разбивкой по компонентам);

д) тип проекта (инвестиционный, поддержка структурных преобразований и другие);

е) схему финансирования проекта;

ж) объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации проекта (включая средства, запрашиваемые у международных финансовых организаций, с указанием направлений их расходования);

з) срок подготовки проекта и объем средств, направляемых на его подготовку;

и) обоснование необходимости привлечения международных финансовых организаций для реализации проекта;

к) ожидаемый эффект от реализации проекта;

л) предложения по ответственному исполнителю проекта - федеральному органу исполнительной власти (далее - исполнитель проекта) и соисполнителю (соисполнителям) проекта - федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления и (или) организации (далее - соисполнитель проекта).

4.1. Концепция проекта, реализуемого за счет средств федерального бюджета без осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации при консультационно-аналитическом содействии со стороны международной финансовой организации, должна в том числе содержать предложения, касающиеся перечня услуг, запрашиваемых у международной финансовой организации, и условий предоставления таких услуг.

Концепция проекта, реализуемого с привлечением гарантий международной финансовой организации и Российской Федерации, должна содержать предложения, касающиеся схемы предоставления гарантий, перечня покрываемых гарантиями рисков, а также условий исполнения гарантий.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в пределах своих полномочий рассматривают представленную инициатором проекта концепцию проекта, обращая при этом внимание на:

а) соответствие проекта программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, решениям Правительства Российской Федерации по вопросам государственного долга Российской Федерации и по вопросам основных направлений сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями;

б) целесообразность привлечения ресурсов (в том числе заемных средств, гарантий от некоммерческих рисков) международных финансовых организаций для реализации проекта с учетом возможности его финансирования за счет средств федерального бюджета;

в) схему финансирования проекта;

г) ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

6. По итогам рассмотрения концепции проекта Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты ее поступления подготавливают свои заключения по вопросам, предусмотренным в пункте 5 настоящего Положения, и направляют их инициатору проекта.

7. В случае одобрения Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации концепции проекта Министерство финансов Российской Федерации включает проект в установленном порядке в проект федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период.

Исполнитель проекта отвечает за своевременную и качественную подготовку и реализацию проекта и за достижение целей проекта, обеспечивает целевое и эффективное расходование средств, привлекаемых для подготовки и реализации проекта.

III. Подготовка проекта

8. Исполнитель проекта совместно с участвующими в реализации проекта заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями и соответствующей международной финансовой организацией осуществляет разработку основной документации по подготовке и реализации проекта, а также подготовку соглашений с международной финансовой организацией, необходимых для реализации проекта. Указанная документация включает в себя:

а) план подготовки проекта с определением объемов финансирования этой подготовки;

б) план и структуру реализации проекта с детальным описанием компонентов проекта;

в) оценку технических, экономических и финансовых показателей проекта, его рисков (финансовых и некоммерческих), а также влияния проекта на окружающую среду;

г) систему показателей для контроля за ходом реализации проекта;

д) схему управления и схему финансирования проекта, финансовые условия реализации проекта (условия предоставления средств международной финансовой организации получателям, порядок и источники погашения и обслуживания займа);

е) бюджет проекта, в том числе его компонентов, план закупок и техническую документацию по закупкам товаров, работ и услуг на первый год реализации проекта;

ж) другую необходимую документацию, предусмотренную правилами международной финансовой организации и соглашениями, подписываемыми от имени Российской Федерации с международной финансовой организацией.

9. Документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, согласовываются с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке.

10. В случае привлечения исполнителем проекта для финансирования подготовки и реализации проекта безвозмездной финансовой помощи (гранта) Правительство Российской Федерации принимает соответствующее решение, проект которого исполнитель проекта вносит в установленном порядке.

11. Исполнитель проекта совместно с соисполнителем проекта вправе поручить осуществление функций по подготовке проекта группе по подготовке проекта - организации, отобранной ими на конкурсной основе по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Указанная группа осуществляет свою работу на основании договора, заключаемого ею с Министерством финансов Российской Федерации и исполнителем проекта.

По согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации исполнитель проекта для осуществления указанных функций может привлечь консультантов, отобранных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.11.2009 N 971.

IV. Проведение переговоров и подписание соглашения
с международной финансовой организацией от имени
Российской Федерации

13. После завершения подготовки проекта исполнитель проекта по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации извещает международную финансовую организацию о готовности начать переговоры с целью подписания от имени Российской Федерации соответствующего соглашения с международной финансовой организацией (далее - соглашение с международной финансовой организацией).

14. После получения от международной финансовой организации извещения о ее согласии на участие в переговорах Правительство Российской Федерации принимает решение о проведении переговоров с международной финансовой организацией, утверждает состав делегации и директивы на эти переговоры, в которых определяются структура проекта, схема реализации проекта, основные условия участия международной финансовой организации в реализации проекта и другие положения.

15. В ходе переговоров согласовываются условия соглашения с международной финансовой организацией.

16. Отчет о достигнутых в процессе переговоров результатах, согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, представляется исполнителем проекта в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, которое в случае приемлемости этих результатов для Российской Федерации информирует международную финансовую организацию об одобрении этого отчета.

17. После одобрения результатов переговоров и проекта соглашения с международной финансовой организацией Правительство Российской Федерации в установленном порядке принимает решение о подписании соглашения между Российской Федерацией и международной финансовой организацией, в котором определяются органы и организации, ответственные за реализацию проекта, порядок и источники погашения и обслуживания займа и другие необходимые положения.

18. После подписания соглашения с международной финансовой организацией, если это предусмотрено таким соглашением, Министерство юстиции Российской Федерации составляет и направляет в эту международную финансовую организацию юридическое заключение о том, что соглашение с международной финансовой организацией надлежащим образом одобрено и санкционировано Российской Федерацией, а также подлежит исполнению в соответствии с предусмотренными им условиями.

V. Реализация проекта

19. Реализация проекта осуществляется исполнителем проекта в соответствии с соглашением с международной финансовой организацией, решениями Правительства Российской Федерации, а также договорами, заключение которых предусмотрено соглашением с международной финансовой организацией.

20. Исполнитель проекта вправе поручить осуществление функций по реализации проекта группе по реализации проекта или консультантам, отобранным в порядке, установленном пунктом 11 настоящего Положения.

По согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации исполнитель проекта вправе поручить осуществление указанных функций группе по подготовке проекта.

21. План реализации проекта и план закупок товаров, работ и услуг в рамках проекта, а также отчеты об их выполнении утверждаются уполномоченным лицом исполнителя проекта по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Бюджет проекта утверждается уполномоченным лицом исполнителя проекта ежегодно после утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

21.1. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и исполнителем проекта при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период предусматривает в установленном порядке в федеральном бюджете:

а) бюджетные ассигнования на реализацию проектов, финансирование которых обеспечивается за счет средств, предоставляемых международной финансовой организацией;

б) бюджетные ассигнования на реализацию проектов, финансирование которых не обеспечивается за счет средств, предоставляемых международной финансовой организацией, и источником финансирования которых являются средства федерального бюджета (софинансирование проекта, реализуемого за счет средств, привлеченных в результате государственных внешних заимствований Российской Федерации);

в) бюджетные ассигнования на обслуживание и погашение займов;

г) бюджетные ассигнования на исполнение гарантий в рамках проектов, реализуемых с привлечением гарантий международных финансовых организаций и Российской Федерации;

д) бюджетные ассигнования на реализацию проектов, финансирование которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета без осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации при консультационно-аналитическом содействии со стороны международной финансовой организации;

е) бюджетные ассигнования на оплату консультационно-аналитического содействия международной финансовой организации в отношении проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета без осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации при консультационно-аналитическом содействии со стороны международной финансовой организации.

21.2. В состав бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию проекта, включаются расходы на выполнение и завершение проекта в соответствии с процедурами международной финансовой организации, в том числе расходы группы по реализации проекта или консультанта, привлекаемых в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения, а также расходы на подготовку проекта.

VI. Контроль за подготовкой и реализацией проекта,
оценка эффективности реализации проекта

22. Контроль за подготовкой и реализацией проекта осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в порядке, утверждаемом указанными федеральными органами исполнительной власти, с учетом требований законодательства Российской Федерации и условий, определенных в соглашениях с международной финансовой организацией.

23. Исполнитель проекта представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчеты о ходе выполнения плана подготовки проекта и мероприятий по реализации проекта по форме и в сроки, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

24. Исполнитель проекта не позднее 3 месяцев после даты завершения реализации проекта проводит оценку его эффективности и представляет соответствующий отчет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации проекта проводится в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

25. Исполнитель проекта по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации не позднее даты завершения реализации проекта, установленной соглашением с международной финансовой организацией, направляет этой организации материалы, необходимые для подготовки доклада о завершении реализации проекта.

26. Исполнитель проекта в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации доклад об итогах реализации проекта, включая оценку эффективности его реализации.

VII. Внесение изменений в соглашение
с международной финансовой организацией

27. Решение о продлении срока реализации проекта и (или) сокращении (перераспределении) средств займа принимается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и международной финансовой организацией на основании обращения исполнителя проекта.

28. Внесение в соглашение с международной финансовой организацией изменений, в том числе связанных с продлением сроков реализации проекта и (или) сокращением (перераспределением) средств займа, осуществляется в соответствии с условиями этого соглашения.

VIII. Урегулирование разногласий
в процессе подготовки и реализации проекта

29. В целях оперативного согласования вопросов и урегулирования разногласий, возникающих в процессе подготовки и реализации проекта и требующих межведомственной координации, исполнителем проекта в установленном порядке могут быть образованы межведомственная комиссия или совет в составе представителей исполнителя проекта, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций на основе равного представительства сторон.