VI ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
VI. Механизм реализации Программы, включающий
в себя механизм управления Программой и механизм
взаимодействия государственных заказчиков
Общими принципами системы управления реализацией Программы, действующими как единая система, являются:
обеспечение правового, методического и информационного единства Программы;
представительство в органах управления Программой государственного заказчика Программы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и научного сообщества;
координация финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых в рамках Программы, фундаментальных и поисковых научных исследований, поддерживаемых государственными научными фондами, выполняемых в рамках реализации Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р, Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, а также прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, финансируемых в рамках других федеральных целевых программ.
Финансовое обеспечение мероприятий 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 3.1.1 и 3.1.2 Программы осуществляется путем предоставления из федерального бюджета юридическим лицам субсидий в соответствии со статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий 2.3, 3.2, 3.3.1, 3.3.2 и 5.1 Программы осуществляется на основании государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты собственности Российской Федерации, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления за федеральными бюджетными учреждениями, осуществляется в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми актами Правительства Российской Федерации.
Капитальные вложения по объектам Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства научных организаций и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации реализуются путем осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
Капитальные вложения по объектам федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" реализуются путем предоставления субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
Отбор проектов в рамках мероприятий Программы осуществляется исходя из особенностей (видов) проектов посредством проведения:
открытых конкурсов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе двухэтапных конкурсов;
конкурсных процедур в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - при размещении заказов до 1 января 2014 г.), в том числе двухэтапных конкурсов.
Формирование тематики проектов осуществляется как в инициативном порядке, так и в рамках системы директивного формирования тематики, координации и планирования исследований и разработок, основанной на анализе потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и представителей бизнеса, с учетом технологического прогнозирования и межведомственной координации.
Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 21.07.2014 N 681.
Отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции, а также получателей субсидий на конкурсной основе осуществляется конкурсными комиссиями, формируемыми государственными заказчиками Программы из числа ученых и специалистов в соответствующих областях, представителей предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
С победителями конкурсов соответствующий государственный заказчик Программы заключает государственные контракты (договоры), соглашения о предоставлении субсидий или иные гражданско-правовые договоры.
В государственные контракты и соглашения о предоставлении субсидий вносится пункт о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности либо за Российской Федерации, либо за Российской Федерацией совместно с исполнителем, либо за исполнителем. Вопрос о закреплении прав будет решаться для каждой конкретной работы, при этом для любого типа выполняемых работ может быть принято решение о закреплении прав за Российской Федерацией.
Передача результатов работ для дальнейшего использования может осуществляться на основе заключения соглашений с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями о дальнейшем использовании результатов работ в целях их последующей коммерциализации.
В рамках Программы также будут использоваться следующие механизмы межведомственного взаимодействия:
создание и развитие межведомственной системы директивного формирования тематик, координации и планирования исследований и разработок, основанной на анализе потребностей министерств, ведомств, компаний с государственным участием, отраслевых объединений, технологических платформ, территориальных кластеров и представителей бизнеса с учетом формирования общей системы технологического прогнозирования, а также результатов фундаментальных и поисковых исследований;
проведение расширенных научно-координационных советов (с участием представителей координационных органов других федеральных целевых и государственных программ);
включение в состав научно-координационного совета представителей потребителей результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;
представление результатов исследований и разработок на рассмотрение заказчикам (координационным и иным органам управления) других федеральных целевых программ, а также ответственным исполнителям и соисполнителям государственных программ с целью формирования заказа для создания объектов коммерциализации;
привлечение представителей инициаторов (федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием, отраслевых объединений, технологических платформ, территориальных кластеров, представителей бизнеса) к участию в реализации проектов на всех стадиях, включая формирование заказа на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, экспертизу заявок на участие в конкурсе, приемку работ и планирование направлений использования результатов;
создание и реализация механизмов демонстрации и популяризации результатов исследований и разработок среди потенциальных потребителей результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе организация совместных мероприятий с заказчиками других федеральных целевых программ, ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ, представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием, отраслевых объединений, технологических платформ, территориальных кластеров, представителей бизнеса;
координация выполняемых в рамках Программы исследований и разработок с исследованиями и разработками, выполняемыми в рамках других федеральных целевых программ, в целях недопущения дублирования и двойного финансирования работ.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование современной системы независимой экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для государственного финансирования, проводить независимую объективную экспертизу конкурсных заявок в целях выявления победителей, предложивших лучшие условия выполнения проектов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих блоках Программы имеют сквозной характер и основываются на принципах объективности, компетентности и независимости. В рамках реализации Программы также обеспечивается проведение мониторинга финансируемых проектов.
В ходе выполнения Программы представители бизнеса информируются об открывающихся возможностях по коммерциализации и освоению передовых технологий, инвесторы - о потенциальных направлениях и условиях вложения средств.
В целях осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы разработаны целевые индикаторы и показатели Программы.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, в установленном порядке могут уточняться ежегодно на основе отчетов о выполнении мероприятий Программы и оценки их эффективности.
Информация о ходе выполнения мероприятий Программы и достигнутых результатах будет публиковаться в средствах массовой информации не реже 2 раз в год.
Оперативная информация о ходе и результатах реализации мероприятий Программы, проектах на ближайшие 2 - 3 года, нормативных актах по управлению Программой и контролю за ходом выполнения мероприятий Программы, фактическом их финансировании, привлечении средств внебюджетных источников, заключенных государственных контрактах и соглашениях о предоставлении субсидий, об условиях проведения конкурсов, о результатах экспертных проверок выполнения мероприятий Программы, результатах мониторинга реализации Программы и об оценке достижения целевых индикаторов и показателей будет размещаться на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Финансирование строительства и реконструкции объектов, включенных в Программу, осуществляется в установленном порядке.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в ходе выполнения Программы:
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для выполнения Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, состав участников, целевые индикаторы и затраты по мероприятиям Программы и в течение 1 месяца после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в установленном порядке представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации указанную корректировку Программы для последующего внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации;
составляет детализированный организационно-финансовый план реализации Программы, который уточняется 1 раз в полгода на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых в рамках Программы мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансирования;
подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году;
представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации сведения о заключенных государственных контрактах (договорах) на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также об иных гражданско-правовых договорах в рамках ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
представляет ежеквартально (ежегодно) до конца месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, рекомендуемых Министерством экономического развития Российской Федерации;
утверждает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
при необходимости инициирует и организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке хода реализации Программы либо о прекращении ее выполнения;
предоставляет по Программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, до 1 марта текущего года в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;
в случае сокращения объема финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также при необходимости разрабатывает предложения по корректировке целевых индикаторов Программы;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг мероприятий Программы;
осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также заключает государственные контракты (договоры) или соглашения;
организует применение информационных технологий в целях обеспечения управления Программой и контроля за ходом реализации ее мероприятий, нормативных правовых актов, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;
вносит при необходимости в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.
Руководителем Программы является Министр науки и высшего образования Российской Федерации, который определяет формы и методы управления реализацией Программы и несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Управление реализацией Программы предусматривает создание научно-координационного совета, в состав которого включаются ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Состав совета утверждается Министром науки и высшего образования Российской Федерации. Возглавляет совет Министр науки и высшего образования Российской Федерации. Ученым секретарем совета является генеральный директор дирекции Программы. Для обеспечения оперативной и качественной подготовки принимаемых решений научно-координационный совет Программы формирует рабочие (экспертные) группы научно-координационного совета Программы по приоритетным направлениям и мероприятиям Программы.
На научно-координационный совет Программы возлагаются следующие функции:
определение механизмов формирования тематики исследований и разработок, критериев конкурсного отбора, выработка предложений по тематике и объемам финансирования мероприятий Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;
рассмотрение материалов о ходе реализации и результативности мероприятий Программы;
определение порядка использования результатов;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования выделяемых ресурсов и средств;
подготовка рекомендаций по эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации и выделяемых ресурсов и средств;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы.
При научно-координационном совете Программы формируются консультативные рабочие группы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие в рамках тематических направлений.
Организационное сопровождение Программы будет осуществляться дирекцией по ее реализации. Функции дирекции Программы будут возложены на федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Дирекция научно-технических программ", подведомственное Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Дирекция Программы выполняет следующие основные функции:
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
обеспечивает функционирование системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы;
организует по поручению государственного заказчика Программы экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет информационные технологии и обеспечивает их применение в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта (сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
организует техническое и информационное сопровождение деятельности научно-координационного совета Программы, процедур размещения и реализации государственного заказа по Программе, а также приемки и оценки результатов работ;
обеспечивает организационно-техническое сопровождение формирования тематики конкурсных лотов, разработки технических заданий и технико-экономических обоснований;
осуществляет координацию мониторинга отдельных проектов, мероприятий и Программы в целом;
подготавливает и представляет государственному заказчику Программы информационно-аналитические материалы для подготовки отчета о ходе и результатах реализации Программы;
выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы и подготавливает предложения по их решению.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, которое определяет:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Также в положении об управлении реализацией Программы будет разработан порядок заключения соглашений с заинтересованными органами и организациями о дальнейшем использовании результатов работы в целях их последующей коммерциализации.