I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена федеральная целевая программа "Научные
и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 760-р.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, одним из приоритетных направлений по обеспечению государственной безопасности является инновационное развитие национальной экономики, фундаментальной и прикладной науки и образования.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, переход экономики государства на инновационный тип развития возможен только при условии формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, ключевым фактором успешного функционирования которой является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы привлечения и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур высших учебных заведений и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной академической мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих высших учебных заведений Российской Федерации.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть нацелена в том числе на стимулирование инновационного развития страны, при этом направляемых из бюджета средств на реализацию проектов в сфере образования и науки недостаточно. В условиях возможных ограничений, связанных с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, расходы на образование и науку должны быть приоритетными и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться.

Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, системы исследовательских грантов и других проектов удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности исследователей, занятых в секторе исследований и разработок. Вместе с тем сохраняется возрастной дисбаланс в структуре исследователей с доминированием старшей возрастной группы (59 - 69 лет), который обусловлен недостаточными масштабами вовлечения талантливой молодежи в научную и научно-образовательную сферу и ее закрепления в ней, в том числе в связи с низкой внутриорганизационной мобильностью научных и научно-педагогических кадров, затрудняющей карьерный рост талантливых молодых ученых.

Несоответствие квалификации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации современному мировому уровню является актуальной проблемой, непосредственно отражающейся на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, по уровню проводимых научных исследований и получаемых результатов.

Развитие приборной базы научных исследований осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств и не сопровождается подготовкой необходимого числа высококвалифицированных кадров, способных эффективно использовать возможности современного исследовательского оборудования, которое с течением времени морально устаревает.

В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров и обеспечивающих адресную поддержку отдельных групп исследователей, научных коллективов, студентов и молодых ученых. Действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в дополнении новыми механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшей эффективности реализации государственной политики в этой области.

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568, стала первым этапом в формировании общефедерального комплекса мер по развитию научных и научно-педагогических кадров.

При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий:

решение проблемы программно-целевым методом;

разработку и утверждение Программы.

Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках существующих рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления национальной безопасности в сферах науки, образования и инновационного производства.

Программа опирается на результаты федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, а также на достижения в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы в рамках других государственных программ и проектов. Программа направлена на усиление государственной поддержки в отношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности исследовательских проектов, а также на повышение результативности их научной деятельности, соответствующей мировому уровню. Программа расширяет финансируемые из бюджета возможности для молодых исследователей, в том числе в части активизации их внутрироссийской и международной мобильности, способствует усилению интеграции российских научных и научно-педагогических кадров в мировую среду, повышая тем самым их квалификацию до уровня, соответствующего инновационной экономике и современным международным требованиям.