III ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Перечень мероприятий Программы

III. Перечень мероприятий Программы

Для решения задач Программы и достижения поставленных целей необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, формирование и финансирование которых осуществляются по статьям расходов на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, капитальные вложения.

Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям.

Первым направлением является проведение исследований по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты объектов и систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, включающие в себя:

разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсмическому районированию территорий муниципальных образований;

совершенствование государственного управления территориями и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;

разработку технических регламентов, включающих в себя требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер по обеспечению сейсмической безопасности.

Вторым направлением является формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, критически важных объектов и сооружений, являющихся местами массового пребывания людей, разработка специальных мер сейсмической защиты.

Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, включают в себя:

разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;

развитие технических средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и критически важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной в результате мониторинга;

создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза сейсмической устойчивости зданий и сооружений.

Третьим направлением является разработка и реализация практических мер по сейсмоусилению существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях), сооружений, являющихся местами массового пребывания людей, а также строительство новых сейсмостойких объектов.

Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, предусматривают проведение обследования и паспортизации жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения для определения уровня дефицита сейсмостойкости, состояния и надежности строительных конструкций.

По результатам обследования зданий и сооружений определяются соответствующие приоритеты в области реализации мероприятий по сейсмоусилению существующих зданий и сооружений, строительству новых сейсмостойких объектов, устанавливается очередность проведения этих мероприятий с учетом:

технической возможности и экономической целесообразности проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений исходя из их состояния, наличия соответствующих технологий и методов сейсмоусиления конструкций;

важности объектов для обеспечения безопасного и комфортного проживания граждан, нормального функционирования систем жизнеобеспечения;

формы собственности объектов.

Четвертым направлением является развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.

Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, предусматривают повышение доступности получения достоверной информации о реальном состоянии жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения и возможность оценки соотношения этого состояния с уровнем сейсмических рисков в интересах развития экономики соответствующих территорий, повышения сейсмической безопасности объектов инфраструктуры и жилищного фонда.

Предполагается, что выполнение указанных мероприятий обеспечит решение следующих вопросов:

расширение применения современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности;

создание и ведение информационных систем для выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности и выработки вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;

обеспечение необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение проведения экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства.

На реализацию мероприятий, предусмотренных в рамках указанных направлений, в период 2009 - 2014 годов планируется направить 281,29 млн. рублей, из них 172,29 млн. рублей - средства федерального бюджета.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, планируется направить на следующие мероприятия:

исследование прикладной эффективности шкал, применяемых в мировой практике в целях сейсмической оценки и нормативно-правового регулирования, создание и апробирование новой макросейсмической шкалы, учитывающей геологические проявления землетрясений, разработка требований по применению сейсмической шкалы в проектировании и строительстве;

разработка критериев и процедур оценки дефицита сейсмостойкости существующих зданий и сооружений в системах жизнеобеспечения;

разработка территориальных схем оценки уровней риска возникновения сейсмических проявлений и сейсмостойкости зданий и сооружений;

разработка порядка проведения оценки сейсмических рисков на земельных участках, предоставляемых для строительства новых объектов;

разработка порядка и процедур осуществления мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах;

создание и обеспечение функционирования единой информационной системы "Сейсмобезопасность России", включающей региональные и тематические разделы, в которых уточняются исходная сейсмичность и сейсмический риск;

подготовка предложений по совершенствованию механизмов страхования критически важных объектов с учетом уровня сейсмических рисков;

развитие экспериментальной базы моделирования сценарных условий воздействия сейсмических проявлений на элементы конструкций зданий и сооружений;

разработка инструментария для проведения мониторинга обеспечения комплексной сейсмобезопасности в сейсмических районах Российской Федерации и проведение такого мониторинга;

разработка механизмов экономического стимулирования применения инновационных технологий при строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации;

разработка стратегии обеспечения безопасности зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации, включая вопросы развития строительства сейсмоустойчивых зданий и сооружений.

Осуществление прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, позволит обеспечить решение задачи Программы по реализации подготовительных организационных мероприятий и совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости.

На реализацию мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, в период 2009 - 2018 годов будет направлено 62,16 млрд. рублей, из них 49,22 млрд. рублей - средства федерального бюджета.

Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 3.

Распределение средств федерального бюджета между государственными заказчиками Программы - федеральными органами исполнительной власти приведено в приложении N 4.

Распределение средств федерального бюджета между государственными заказчиками Программы - федеральными органами исполнительной власти в части реконструкции (сейсмоусиления) зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, и (или) строительства новых сейсмостойких объектов приведено в приложении N 5.

Объемы и источники финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в рамках Программы, приведены в приложении N 6.