ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2008 г. N 364

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 728

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 728 "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4107; 2004, N 44, ст. 4362; 2005, N 42, ст. 4288; 2006, N 4, ст. 406; N 36, ст. 3829; 2007, N 21, ст. 2508).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 мая 2008 г. N 364

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 728

1. Абзац второй пункта 3 признать утратившим силу.

2. В Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", утвержденной указанным Постановлением:

а) в паспорте Программы:

в позиции, касающейся цели и задач Программы, цифры "65 - 85" заменить цифрами "95 - 100";

в позиции, касающейся важнейших целевых индикаторов и показателей Программы, цифры "53500" заменить цифрами "73200";

в позиции, касающейся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности, цифры "500000" заменить цифрами "580000";

б) в разделе II:

в абзаце первом:

предложение первое дополнить словами ", а к 2025 году - не менее 10 процентов";

в предложении третьем слово "5-процентного" заменить словом "10-процентного";

абзацы одиннадцатый и двенадцатый исключить;

в абзаце тринадцатом слова "2-м направлением" заменить словами "одним из направлений";

абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"Решение задачи реализации потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники подразумевает государственную поддержку и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники нового поколения. При этом в отличие от первого этапа реализации Программы такая поддержка будет преимущественно сконцентрирована на двух приоритетных самолетостроительных проектах. Критериями выбора таких проектов в период 2006 - 2008 годов являются востребованность на внутреннем и мировом рынках, высокая по сравнению с другими проектами степень готовности, современная организационно-технологическая схема создания (то есть наличие частных инвестиций, а также международной и внутренней кооперации на условиях разделения рисков). В качестве такого проекта целесообразно определить проект нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а с 2008 года - проект создания нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов.";

в абзаце семнадцатом слова "ближне-средних магистральных самолетов" заменить словами "ближне-среднемагистральных самолетов";

абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:

"В классе узкофюзеляжных магистральных самолетов российская авиационная промышленность будет поставлять различные модификации самолета Ту-204 (Ту-204СМ). Начало поставок нового ближне-среднемагистрального самолета будет реализовано уже после 2015 года.";

абзац двадцать пятый после слов "и Ту-204" дополнить словами "(в первую очередь Ту-204СМ)";

абзацы двадцать шестой и двадцать седьмой изложить в следующей редакции:

"Основные перспективы продвижения на внутренний рынок гражданской авиационной техники в период действия Программы связаны с развертыванием продаж региональных самолетов, из которых основным является проект RRJ (SSJ-100), а также продаж среднемагистральных самолетов Ту-204СМ. Объем поставок на внутренний рынок двух модификаций самолетов RRJ (SSJ-100) в рамках Программы оценен в 100 - 150 самолетов. Наряду с самолетами RRJ (SSJ-100) на внутренний рынок будут поставляться региональные самолеты Ан-148 и Ту-334.

Поставки на внешний рынок находящейся в серийном производстве продукции будут осуществляться в ограниченный круг государств. Сколько-нибудь значительные поставки возможны только при осуществлении глубокой модернизации самолета Ту-204, однако и в этом случае требуется государственное содействие в его продвижении на внешний рынок.";

в абзаце двадцать восьмом слова "самолетов RRJ" заменить словами "самолетов RRJ (SSJ-100)";

в абзаце тридцать втором цифры "8400" заменить цифрами "4800";

в абзаце тридцать пятом цифры "53500" заменить цифрами "73200";

в абзаце тридцать восьмом слова "продаж лицензий" заменить словами "коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера";

в) разделы III и IV изложить в следующей редакции:

"III. Перечень мероприятий Программы

Достижение цели и решение задач Программы до 2015 года осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.

Мероприятия Программы распределяются по следующим группам:

текущие проекты;

поддержка международного кооперационного сотрудничества;

перспективная авиационная техника;

обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий;

управление Программой.

Группа мероприятий "текущие проекты" направлена на модернизацию серийно выпускаемой авиационной техники, в том числе на повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик самолетов, доведение характеристик самолетов до соответствия международным требованиям, а также на поддержку проектов создания авиационной техники, находящихся на завершающей стадии разработки, и состоит из двух подгрупп:

мероприятия по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники;

мероприятия по поддержке проектов на новой организационной основе.

Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники включает следующие мероприятия:

доработка и сертификация специализированной авиационной техники;

поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники;

доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А.

В рамках мероприятий по доработке и сертификации специализированной авиационной техники предусматривается выполнение мероприятий по повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик самолетов, доведению характеристик самолетов до соответствия международным требованиям, завершение находящихся на заключительной стадии работ по созданию отдельных модификаций авиационной техники и поддержка на долевой основе выбираемых в ходе конкурсной процедуры проектов, обеспечивающих занятие специализированных ниш рынка авиационной техники. Выделяемые средства идут на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, работ по сертификации образцов авиационной техники, профильных услуг и производства, а также на организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами.

В рамках указанной подгруппы мероприятий осуществляется финансирование следующих проектов:

усовершенствование конструкции, систем и агрегатов с целью модернизации действующего парка самолетов Ил-96-300 и Ту-204-300, в том числе специального назначения;

создание и сертификация специализированных модификаций самолета Бе-200;

создание самолета Ил-96-400Т/М;

доработка самолета Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ);

развитие семейства самолетов Ан-124;

доработка вертолета Ми-38;

разработка вертолета Ка-62.

Реализация проекта развития семейства самолетов Ан-124 осуществляется при условии решения организационно-правовых вопросов взаимодействия с авиастроительными организациями Украины.

Индикаторами указанных мероприятий являются количество полученных сертификатов и объем продаж создаваемых модификаций в натуральном и денежном выражении.

В рамках мероприятий по поддержке системы послепродажного обслуживания авиационной техники предусматривается поддержка проектов, ориентированных на создание и развитие системы технического обслуживания и ремонта как новых российских самолетов и вертолетов, так и находящихся в эксплуатации. Участие государства должно быть направлено на привлечение частного бизнеса в систему технического обслуживания и ремонта и на минимизацию экономических рисков, связанных с ограниченной инвестиционной привлекательностью этой сферы.

Индикатором указанных мероприятий является объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники.

Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе нацелена на создание нового российского регионального самолета RRJ (SSJ-100). Государством осуществляется целевая финансовая и организационная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию самолета и его компонентов, работ по сертификации, а также организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами.

Индикаторами указанных мероприятий являются объемы продаж авиационной техники в натуральном и денежном выражении.

Мероприятия в рамках группы "поддержка международного кооперационного сотрудничества" осуществляются по следующим направлениям:

участие государства и частного бизнеса в подготовке к реализации кооперационных проектов по обеспечению серийного производства выпускаемой авиационной техники на основе разделения рисков;

адаптация проектного и производственного потенциала отрасли к новой системе нормативно-технических требований;

создание системы управления качеством, отвечающей требованиям мировых стандартов;

освоение и сертификация новых технологических процессов;

организационно-методическое обеспечение участия отрасли в реализуемых международных кооперационных проектах.

В ходе реализации указанных направлений планируются работы по организации производства элементов конструкции серийно выпускаемых самолетов. Постепенно будет освоено производство более сложных изделий авиационно-технического профиля.

В целом в рамках реализации мероприятий указанной группы планируется освоение производства широкой номенклатуры комплектующих и проведение работ по переоборудованию гражданской авиационной техники зарубежного производства.

Индикатором указанных мероприятий является ежегодный объем продаж в рамках кооперационных проектов.

Основными проектами в области международного сотрудничества в ближайшие годы будут следующие проекты:

производство компонентов самолетов А-320;

переоборудование самолетов А-320 в грузовой вариант;

участие в проекте А-350;

совместное с Республикой Узбекистан производство самолетов Ил-114.

Группа мероприятий "перспективная авиационная техника" направлена на создание конкурентоспособного на мировом рынке семейства гражданских самолетов, которые должны быть введены в эксплуатацию после 2015 года. Интегральные показатели эффективности этих самолетов на 15 - 20 процентов будут превосходить показатели, достигнутые гражданской авиационной техникой в 2008 году. Концепция проекта по созданию такого семейства, предусматривающая выбор сегмента рынка, на котором может быть обеспечено их эффективное продвижение, будет сформирована в 2008 году. Реализация указанного проекта потребует создания и использования нового поколения материалов, прежде всего композиционных, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей нового поколения на основе унифицированного газогенератора, самолетных систем, новой организации проектирования и изготовления авиационной техники.

В рамках этих мероприятий предусматриваются целевая поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию самолета и его компонентов, а также организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами.

Индикатором указанных мероприятий является соответствие технико-экономических показателей проекта создания семейства гражданских самолетов требованиям обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке.

Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" состоит из двух подгрупп:

мероприятия по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций;

мероприятия по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства.

Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций ориентирована на сохранение и развитие потенциала отрасли по проведению прикладных исследований, связанных с разработкой новой авиационной техники. Финансирование мероприятий этой подгруппы осуществляется путем государственных капитальных вложений в технологические комплексы (технологически связанную совокупность оборудования и (или) объектов инфраструктуры) российских научно-исследовательских организаций, позволяющие осуществлять профильную деятельность на высоком научно-техническом уровне.

Общим индикатором указанной подгруппы мероприятий является количество технологических комплексов, оснащенных оборудованием и объектами инфраструктуры и соответствующих лучшим мировым аналогам.

Подгруппа мероприятий по формированию научно-технического задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства, включает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с приоритетами развития науки и техники в сфере авиации по следующим направлениям:

аэродинамика летательных аппаратов;

системы управления (неоднородное резервирование, цифровые системы управления, нейросетевые технологии);

прочность летательных аппаратов (новые подходы к формированию весовых и эксплуатационных характеристик);

авиационные материалы (широкое внедрение в силовую конструкцию композиционных материалов, новых сплавов и неметаллических материалов);

авиационные технологии (разработка технологий изготовления из полимерно-композиционных материалов новых конструкций);

авиационные двигатели (новая идеология формирования авиационных двигателей с рекордными характеристиками);

авионика (перспективные интегрированные комплексы авионики) и другое бортовое оборудование, а также комплексные универсальные тренажеры нового поколения по основным типам воздушных судов;

технологии летных испытаний;

воздействие авиационной техники на окружающую среду;

авиационные агрегаты и системы;

экономическая эффективность авиационной техники.

В связи с повышением международных требований к обеспечению безопасности полетов и снижению негативного воздействия авиационной техники на окружающую среду предполагается развитие исследований по снижению шума и эмиссии двигателей, снижению влияния звукового удара на человека и окружающую среду, повышению точности навигации и управления воздушными судами, а также по учету человеческого фактора в системах управления.

Предполагается также развитие технологий летных испытаний, разработка перспективных норм и требований к авиационной технике, а также гармонизация российских и международных стандартов, нормативной и технической документации и тренажерных технологий.

Одним из ключевых направлений научных исследований является сопровождение разработки и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности.

Основной объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подгруппы мероприятий по формированию научно-технического задела будет направлен на разработку новых конструкторских и технологических решений в интересах создания перспективных образцов авиационной техники.

Для создания перспективной авиационной техники предусматривается разработка новых технологий в следующих областях:

самолетостроение и вертолетостроение (снижение аэродинамического сопротивления на крейсерских режимах полета на 10 - 20 процентов, снижение веса силовой конструкции до 20 процентов, увеличение ресурса самолетов нового поколения в 2 - 3 раза и повышение безопасности полета путем создания высокоавтоматизированных систем управления);

авиационное материаловедение (повышение прочности материалов на 10 - 15 процентов, модуля упругости - до 20 процентов, температурной работоспособности жаропрочных материалов - на 50 - 100 градусов по Цельсию, а также снижение коэффициента вариации свойств неметаллических материалов в 2 - 2,5 раза);

авиационное двигателестроение (улучшение топливной экономичности и весовых характеристик двигателей на 10 - 15 процентов, повышение надежности и ресурса двигателей в 1,5 - 2 раза, уменьшение эмиссии двигателей в 3 раза);

бортовое оборудование (повышение надежности оборудования в 3 - 5 раз, точности и надежности управления воздушными судами, автоматизации и качества управления оборудованием для повышения безопасности полетов, их интенсивности и качества обслуживания пассажиров);

авиационные агрегаты и системы (повышение технического уровня всех базовых систем летательных аппаратов и их комплектующих изделий, снижение веса комплектующих изделий на 10 - 15 процентов и повышение надежности и ресурса).

Приоритеты и соответствующая тематика работ определяются в рамках системы управления Программы. Заказы размещаются на конкурсной основе.

В рамках указанной подгруппы мероприятий осуществляется финансирование следующих направлений:

аэродинамика и прочность;

авиационные материалы и технологии, включая технологии агрегатов и систем;

авиационные двигатели;

бортовое оборудование и агрегаты;

научно-исследовательские работы в целях формирования и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности;

разработка концепции программы создания перспективной авиационной техники.

Индикаторами указанной группы мероприятий являются объем коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера, а также количество российских и зарубежных патентов.

Группа мероприятий "управление Программой" включает следующие мероприятия:

экспертиза проектов;

мониторинг исполнителей мероприятий Программы;

определение перспективных направлений развития Программы.

Ресурсы, выделяемые на реализацию мероприятий указанной группы, составляют до 2 процентов общего объема бюджетного финансирования Программы.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников.

Объемы финансирования мероприятий Программы на 2006 - 2015 годы приведены в Приложении N 2. Более подробно объемы финансирования и результаты реализации мероприятий Программы в 2006 - 2008 годах приведены в Приложении N 3.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ведется по статьям "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", "Государственные капитальные вложения" и "Прочие расходы".

Реконструкция и техническое перевооружение объектов государственных научных центров, организаций и создаваемых в авиационной промышленности корпораций в соответствии с разрабатываемой проектно-сметной документацией выполняются за счет государственных капитальных вложений. Объемы финансирования государственных капитальных вложений, предусмотренных Программой, в рамках подгруппы мероприятий по созданию материально-технической базы научно-исследовательских организаций приведены в Приложении N 4.

Основные затраты по статье "Прочие расходы" будут направлены на выполнение следующих работ по повышению технико-экономических показателей самолетов в эксплуатации и организационно-техническому обеспечению Программы:

маркетинговые исследования;

рекламная деятельность и страхование рисков на этапе продвижения продукции на рынок;

создание систем управления качеством продукции;

внедрение систем управления производством на базе информационных технологий и проведение экспертиз проектов.

Объемы финансирования мероприятий Программы, осуществляемые по статье "Прочие расходы", приведены в Приложении N 5.

Объемы финансирования мероприятий Программы на I этапе (2002 - 2005 годы) приведены в Приложении N 6.

Основные направления затрат и результаты реализации мероприятий в 2009 - 2015 годах будут уточнены в Приложении N 3 к настоящей Программе по итогам ее реализации в 2008 году. Объемы и структура ежегодных затрат определятся с учетом анализа выполненных работ и приоритетов Программы. Так, в частности, в рамках реализации группы мероприятий "перспективная авиационная техника" в 2008 - 2009 годах будут намечены перспективы глубокой модернизации самолета Ту-204 и направления развития семейства самолетов RRJ (SSJ-100), а также разработаны концепции создания модификаций самолета RRJ (SSJ-100) и широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета. На основании анализа результатов реализации группы мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества" будут уточнены приоритеты создания и развития научных и технологических центров, ориентированных на расширение кооперационных программ. Концепция создания перспективной авиационной техники, которая будет сформирована в 2008 году, позволит разработать подробный план создания и продвижения на рынок авиационной техники нового поколения, уточнить потребности в финансировании проекта. Результаты осуществления группы мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" в 2008 году помогут определить приоритеты научно-исследовательских работ и модернизации экспериментальной базы авиационной промышленности.

Объем и динамика расходов бюджета на реализацию Программы по отдельным направлениям в соответствии со структурой бюджетной классификации определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий.

Среднегодовой рост объемов бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет около 9 процентов за период действия Программы. Превышение в 2006 - 2008 годах темпов роста затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над среднегодовым уровнем вызвано необходимостью концентрации ресурсов для реализации отдельных приоритетных мероприятий, прежде всего проекта создания нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а также проекта создания семейства ближне-среднемагистральных самолетов.

Проект RRJ (SSJ-100), который до 2005 года финансировался исключительно за счет внебюджетных средств (921 млн. рублей), с 2005 года реализуется на основе смешанного (бюджетного и внебюджетного) финансирования в соответствии с государственным контрактом на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию самолета семейства RRJ (SSJ-100). Максимальное привлечение бюджетного финансирования в 2007 году обусловлено выходом проекта на наиболее ресурсоемкие этапы завершения опытного производства и начала летных и сертификационных испытаний. До завершения бюджетного финансирования проекта RRJ (SSJ-100) в 2009 году доля внебюджетных средств, направленных на реализацию проекта, существенно превысит долю бюджетного финансирования.

Предлагаемая структура финансирования проекта позволяет свести к минимуму риски неэффективного использования бюджетных средств в результате его научной или технической неготовности.

Интенсивный рост затрат по статье "Прочие расходы" в 2006 - 2009 годах продиктован необходимостью своевременного позиционирования отрасли на значимых направлениях деятельности (реализация мероприятий по поддержке системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники и группы мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества").

На 2006 - 2010 годы объемы государственных капитальных вложений определены на основании проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке в соответствии с заключениями государственной экспертизы, а на 2011 - 2015 годы - на основании обоснований инвестиций, разработанных предприятиями и организациями, и подлежат уточнению по годам в соответствии с разрабатываемой проектно-сметной документацией.

Рост объемов государственных капитальных вложений в 2009 году по сравнению с предыдущим 2008 годом на 359 млн. рублей вызван завершением на большинстве объектов строительных работ и необходимостью приобретения и монтажа в 2009 - 2010 годах дорогостоящего и высокотехнологического оборудования. Рост объемов государственных капитальных вложений связан с развитием научно-исследовательской и экспериментальной базы федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова", федерального государственного унитарного предприятия "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" и федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов".

В целом в рамках Программы в 2010 году обеспечивается ввод всех мощностей, предусмотренных ранее утвержденной проектно-сметной документацией.

Рост объемов в 2010 году вызван необходимостью включения в план вновь начинаемых строек финансовых средств в объеме 935 млн. рублей с целью обеспечения выполнения научно-исследовательских работ в рамках мероприятий Программы.

Финансирование мероприятий осуществляют государственные заказчики Программы - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральное агентство по промышленности. Работы, реализация и финансирование которых возложены на Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, определяются характером решаемых этим Министерством задач и включены в мероприятие по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства.

В 2006 году расходы на реализацию Программы составили 17979,8 млн. рублей, из них 8447,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

В 2007 году расходы на реализацию Программы составили 18829 млн. рублей, из них 11411 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

Привлечение внебюджетного финансирования для выполнения Программы осуществляется в рамках отдельных проектов.

Общим принципом привлечения внебюджетных средств является снижение доли государственного участия в мероприятиях при снижении внешних рисков. В соответствии с этим принципом предполагается участие государства и частного бизнеса в продвижении на рынок серийной авиационной техники в условиях минимизации основных конструкторских и производственных рисков. Ожидается, что в совместном финансировании проектов наряду с уже участвующими в финансировании российских лизинговых компаний инвестиционными институтами примут участие и аналогичные новые структуры.

В проектах по доработке и сертификации специализированной авиационной техники доля финансового участия государства может составлять от 15 до 100 процентов. Внебюджетное финансирование таких проектов осуществляют компании - производители авиационной техники, в том числе производители компонентов.

Привлечение внебюджетных средств в создание новых образцов авиационной техники на базе современных технологий будет происходить в рамках партнерства на условиях разделения рисков. В соответствии с мировой практикой объем внебюджетных средств может составлять от 15 до 60 процентов с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков проектов. Такая динамика изменения долевого участия государства и бизнеса в новых проектах учтена в рамках мероприятий по созданию новой авиационной техники. Участниками партнерства на условиях разделения рисков являются прежде всего иностранные и российские производители компонентов авиационной техники, в том числе двигателей и авионики.

Финансирование рискованных технологических разработок и развитие научно-исследовательской инфраструктуры входит преимущественно в сферу ответственности государства, что и отражено в планах финансирования соответствующих программных мероприятий.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из средств федерального бюджета в последние годы действия Программы (2014 - 2015 годы) обусловлено тем, что реализация проектов и программ авиационной промышленности носит непрерывный характер и требует соответствующего по объему финансирования работ, в том числе и из бюджетных источников.

Динамика долевого участия государства в финансировании мероприятий характеризуется ростом доли бюджетных средств на начальной стадии II этапа реализации Программы с последующим снижением доли государства примерно до 54 процентов. Сохранение достаточно высокого уровня участия государства в финансировании Программы и рост расходов бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы определяются необходимостью формирования научно-технического задела для создания конкурентоспособных образцов авиационной техники после 2015 года.";

г) Приложения N 1 - 3 к указанной Программе изложить в следующей редакции:

"Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

(млрд. рублей, в ценах 2006 года)

┌──────────────────────────┬─────┬───────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬───────┬───────┬───────┐
│                          │ 2005│ 2006  │2007 │ 2008│ 2009 │ 2010│ 2011│ 2012│ 2013  │ 2014  │ 2015  │
│                          │ год │  год  │ год │ год │ год  │ год │ год │ год │  год  │  год  │  год  │
└──────────────────────────┴─────┴───────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴───────┴───────┴───────┘
 1. Объем продаж финальной  13,7    15     16    28,8  44,6   59,1  66,7  68,5  68,7    73,2    73,2
    продукции

 2. Объем продаж в рамках   0,7     1,5    2,4   4,5   4,8    4,9    5    5,1    5,5      6      7,2
    кооперационных проектов

 3. Объем оказанных услуг   0,2     0,3   0,75   1,8    3     4,5    6    7,5     9     10,5     12
    системы послепродажного
    обслуживания новой
    авиационной техники

 4. Объем коммерческих      0,1    0,15   0,35   0,55  0,75   1,1   1,5   1,9    2,3    2,65      3
    сделок по экспорту
    технологий и услуг
    технического характера

 5. Объем продаж основных
    типов авиационной
    техники в натуральном
    выражении (единиц):

      Ил-96 (все             1     1 - 3    3     3     3      3     3     3      3       3       3
      модификации)

      Ту-204 (все            6    10 - 12 6 - 8   14    16     16    19    23  32 - 36 32 - 36 32 - 36
      модификации)

      RRJ (SSJ-100)          -       -      -     6     30     60    70    70  55 - 65 55 - 65 55 - 65

      Бе-200 (все            -     2 - 4  2 - 4 2 - 4 4 - 6  5 - 7 5 - 7 5 - 7  5 - 7   5 - 7   5 - 7
      модификации)

      Ан-124                 -       -      -     -   1 - 2    -     -     -      -       -       -

 6. Количество патентов,     15     20     25     30    35     35    35    40    45      45      50
    получаемых ежегодно
    отраслевыми научными
    центрами и научно-
    исследовательскими
    институтами (единиц)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ИНДИКАТОРЫ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ

(млн. рублей, в ценах 2006 года)

┌───────────────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────────┐
│                                       │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │2011 - 2015│
│                                       │ год  │ год  │ год  │ год  │ год  │    годы   │
└───────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────────┘
                         I. Группа мероприятий "текущие проекты"

                  Подгруппа мероприятий по производству и продвижению
                    готовой к серийному выпуску авиационной техники

            1. Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

 Количество сертифицированных воздушных     2      2      5      2      2         5
 судов (единиц)

 Объем продаж авиационной техники         13800  10600  17000  24800  21000    148800
 (самолетов)

 Объем продаж самолетов (единиц)           15     11     19     25     24       178

 Повышение уровня надежности и
 эксплуатационных характеристик
 самолетов Ил-96-300 и Ту-204-300:

   повышение регулярности вылета          0,95   0,97   0,98   0,98   0,98      0,98

   снижение количества отказов и           168    150   145     140    135      110
   неисправностей покупного
   комплектующего оборудования
   самолета Ил-96-300 на 1000 часов
   полета

       2. Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

 Объем продаж услуг                        300    750   1800   3000   4500     45000

       Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

           3. Создание нового российского регионального самолета RRJ (SSJ-100)

 Объем продаж авиационной техники (млн.     -      -    3750   18750  37500    187500
 рублей)

 Объем продаж авиационной техники           -      -      6     30     60       300
 (единиц)

    II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"

 Ежегодный объем продаж в рамках          1500   2400   4500   4800   4900     28800
 кооперационных проектов

               III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

 Соответствие технико-экономических                              +      +        +
 показателей проекта требованиям
 обеспечения конкурентоспособности на
 мировом рынке

             IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы
                        и формирование научно-технического задела
                             в сфере авиационных технологий"

        Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы
                        научно-исследовательских организаций

 Количество технологических комплексов,       5      5      5      5      7        7
 оснащенных оборудованием и объектами
 инфраструктуры и соответствующих лучшим
 мировым аналогам (единиц)

                 Подгруппа мероприятий по формированию научного задела,
         обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

 Объем коммерческих сделок по экспорту     150    350    550    750   1100     11350
 технологий и услуг технического
 характера

 Количество российских патентов (единиц)   15     20     25     25     25       145

 Количество зарубежных патентов (единиц)    5      5      5     10     10        70
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА" НА 2006 - 2015 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌──────────────────────┬───────┬──────┬───────┬────────┬───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┬───────────┐
│                      │ 2006  │ 2007 │ 2008  │  2009  │ 2010  │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015  │2006 - 2015│
│                      │  год  │ год  │  год  │  год   │  год  │ год  │ год  │ год  │ год  │  год  │   годы    │
└──────────────────────┴───────┴──────┴───────┴────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────────┘
 Всего                  17979,8 18829  20037,7 23587,3  25753,8 52535  47774  43894  44584  45447,2  340421,8

   в том числе:

   средства             8447,8  11411   12537   15886    17953  27641  24220  23710  23490   23701   188996,8
   федерального бюджета

   средства              9532    7418  7500,7   7701,3  7800,8  24894  23554  20184  21094  21746,2   151425
   внебюджетных
   источников

 из них по статьям:

 научно-                 14997  14160  14179,7  16072    17764  42865  38504  34874  35464  36112,2  264991,9
 исследовательские и
 опытно-
 конструкторские
 работы - всего

   в том числе:

   средства              6545    8418   9207    11563    12727  21371  18450  18180  17960   18127    142548
   федерального
   бюджета

   средства              8452    5742  4972,7    4509    5037   21494  20054  16694  17504  17985,2  122443,9
   внебюджетных
   источников

 капитальные             202,8   259     301     660     1434    3600   4150   4050   4050   4082     22788,8
 вложения - всего

   в том числе

   средства              202,8   259     301     660     1434    3600   4150   4050   4050   4082     22788,8
   федерального
   бюджета

 прочие расходы -        2780    4410   5557    6855,3  6555,8   6070   5120   4970   5070   5253     52641,1
 всего

   в том числе:

   средства              1700    2734   3029     3663    3792    2670   1620   1480   1480   1492      23660
   федерального
   бюджета

   средства              1080    1676   2528    3192,3  2763,8   3400   3500   3490   3590   3761     28981,1
   внебюджетных
   источников
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

┌─────────────────────────┬──────┬─────┬───────┬───────┬───────┬───────────────────┬───────────────────┬──────────────────┐
│                         │ 2006 │2007 │ 2008  │ 2009  │ 2010  │ 2011 - 2015 годы  │  2006 - 2015 годы │    Ожидаемые     │
│                         │  год │ год │  год  │  год  │  год  │                   │                   │    результаты    │
└─────────────────────────┴──────┴─────┴───────┴───────┴───────┴───────────────────┴───────────────────┴──────────────────┘
                                          I. Группа мероприятий "текущие проекты"

 Всего                     14607  14576  10947  10502,2 6447,9    20284 - 21445,8    77364,1 - 78525,9

   в том числе:

   средства федерального    5645  8028  4702,3  4939,9   2273      4928 - 5085,7     30516,9 - 30673,9
   бюджета

   средства внебюджетных    8962  6548  6244,7  5562,3  4174,9   15355,3 - 16360,1    46847,2 - 47852
   источников

            Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники

 Всего                      4685  4286   6755   7691,2  5169,9    20284 - 21445,8    48871,1 - 50032,9

   в том числе:

   средства федерального    2045  1848  3380,3  3733,9   2273     4928,7 - 5085,7    18208,9 - 18365,9
   бюджета

   средства внебюджетных    2640  2438  3374,7  3957,3  2896,9   15355,3 - 16360,1    30662,2 - 31667
   источников

                            1. Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

 Всего                      4235  2674   3883   5082,6  3972,3    3959,4 - 4057,4    23806,3 - 23904,3  доведение
                                                                                                        характеристик
   в том числе:                                                                                         находящихся в
                                                                                                        серийном
   средства федерального    2045  1042  1944,3  2479,6  1824,2       967 - 996       10302,1 - 10331,1  производстве и
   бюджета <*> - всего                                                                                  эксплуатации
                                                                                                        магистральных
     из них по проектам:                                                                                самолетов типа Ил-
                                                                                                        96 и Ту-204 до
     Бе-200ЧС-Е <*>         300    226    148     157     166        272 - 280          1269 - 1277     международных
                                                                                                        требований,
     Ил-96-400Т/М <*>       1040   75     80       -       -             -                  1195        повышение уровня
                                                                                                        надежности и
     Ту-204 <*>             385    107    900    1796    1100        135 - 140          4423 - 4428     эксплуатационных
                                                                                                        характеристик
     Ан-124 <*>              50    194    176     10      10          18 - 20            458 - 460      c использованием
                                                                                                        результатов при
     Ми-38                  200    365   473,2   468,6   497,2       542 - 556          2546 - 2560     создании Ил-96-
                                                                                                        400Т/М,
     Ка-62                   70     75   167,1    48      51             -                 411,1        Ту-204/214,
                                                                                                        сертификация
   средства внебюджетных    2190  1632  1938,7   2603   2148,1    2992,4 - 3061,4    13504,2 - 13573,2  самолета
   источников                                                                                           Ил-96-400Т с
                                                                                                        экипажем из двух
                                                                                                        человек, самолета
                                                                                                        Ту-204СМ, развитие
                                                                                                        и модернизация
                                                                                                        семейства
                                                                                                        самолетов
                                                                                                        Ту-204/214/204СМ и
                                                                                                        поставка
                                                                                                        авиакомпаниям
                                                                                                        специализированных
                                                                                                        самолетов Бе-200,
                                                                                                        Ил-96-400Т/М, Ту-
                                                                                                        204/Ту-204СМ и Ан-
                                                                                                        124 (Ан-124 -
                                                                                                        поддержание
                                                                                                        технологическо-
                                                                                                        производственного
                                                                                                        потенциала
                                                                                                        российских
                                                                                                        предприятий до
                                                                                                        принятия
                                                                                                        согласованного с
                                                                                                        Украиной решения
                                                                                                        о возобновлении
                                                                                                        серийного
                                                                                                        производства), а
                                                                                                        также вертолетной
                                                                                                        техники.
                                                                                                        Среднегодовой
                                                                                                        объем продаж
                                                                                                        в 2006 - 2015
                                                                                                        годах - 22,4 млрд.
                                                                                                        рублей

                        2. Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

 Всего                      450   1612   1760   1796,6  1197,6   16324,6 - 17388,4   23140,8 - 24204,6  повышение
                                                                                                        конкурентоспособ-
   в том числе:                                                                                         ности российской
                                                                                                        авиационной
   средства федерального     -     806    880    848,3   448,8    3961,7 - 4089,7     6944,8 - 7072,8   техники,
   бюджета <*>                                                                                          стимулирование
                                                                                                        спроса, рост
   средства внебюджетных    450    806    880    948,3   748,8   12362,9 - 13298,7    16196 - 17131,8   объемов продаж.
   источников                                                                                           Среднегодовой
                                                                                                        объем продаж услуг
                                                                                                        за период действия
                                                                                                        Программы - 5,5
                                                                                                        млрд. рублей

                     3. Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А

 Всего                       -      -    1112     812      -             -                  1924        разработка
                                                                                                        решений,
   в том числе:                                                                                         обеспечивающих
                                                                                                        снижение
   средства федерального     -      -     556     406      -             -                  962         себестоимости
   бюджета <*>                                                                                          промышленного
                                                                                                        производства
   средства внебюджетных     -      -     556     406      -             -                  962         двигателей
   источников                                                                                           семейства ПС-90,
                                                                                                        а также создание
                                                                                                        и сертификация
                                                                                                        конкурентоспособ-
                                                                                                        ных двигателей для
                                                                                                        укомплектования
                                                                                                        семейств
                                                                                                        самолетов
                                                                                                        Ту-204/204СМ,
                                                                                                        Ил-96-400Т/М

                        Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

 Всего                      9922  10290  4192    2811    1278            -                 28493        создание
                                                                                                        конкурентоспособ-
   в том числе:                                                                                         ного на внутреннем
                                                                                                        и внешнем рынках
   средства федерального    3600  6180   1322    1206      -             -                 12308        регионального
   бюджета <*>                                                                                          самолета

   средства внебюджетных    6322  4110   2870    1605    1278            -                 16185
   источников

                              4. Реализация проекта RRJ (SSJ-100), создание двигателя SaM146

 Всего                      9922  10290  4192    2811    1278            -                 28493        среднегодовой
                                                                                                        объем продаж
   в том числе:                                                                                         начиная с 2008
                                                                                                        года - 28,6 млрд.
   средства федерального    3600  6180   1322    1206      -             -                 12308        рублей
   бюджета <*>

   средства внебюджетных    6322  4110   2870    1605    1278            -                 16185
   источников

                     II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"

 Всего                      1070  1740   1912    2268    2641       6532 - 6894        16163 - 16525    создание и
                                                                                                        сертификация
   в том числе:                                                                                         производственно-
                                                                                                        технологического
   средства федерального    500    870    956    1134    1202       3266 - 3447         7928 - 8109     оборудования
   бюджета <*>                                                                                          нового поколения,
                                                                                                        обеспечивающего
   средства внебюджетных    570    870    956    1134    1439       3266 - 3447         8235 - 8416     создание
   источников                                                                                           конкуренто-
                                                                                                        способной
                                                                                                        авиационной
                                                                                                        техники.
                                                                                                        Среднегодовой
                                                                                                        объем реализации
                                                                                                        кооперационных
                                                                                                        проектов более 4,6
                                                                                                        млрд. рублей за
                                                                                                        период действия
                                                                                                        Программы

                                III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

 Всего                       -      -   4472,7  7432,1  12054,8 155848,2 - 164782,4  179807,8 - 188742
   в том числе:

   средства федерального     -      -   4172,7  6427,1  9867,9   68812,3 - 73117,3     89280 - 93585
   бюджета <*>

   средства внебюджетных     -      -     300    1005   2186,9   87035,9 - 91665,1    90527,8 - 95157
   источников

                             1. Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов

 Всего                       -      -    1860    2779   6626,4  150360,5 - 158675,2 161625,9 - 169940,6 получение заказов
                                                                                                        в объеме не менее
   в том числе:                                                                                         45 млрд. рублей,
                                                                                                        создание нового
   средства федерального     -      -    1630    2124   5189,5   63324,6 - 67010,1   72268,1 - 75953,6  семейства ближне-
   бюджета <*>                                                                                          среднемагистраль-
                                                                                                        ных самолетов
   средства внебюджетных     -      -     230     655   1436,9   87035,9 - 91665,1    89357,8 - 93987
   источников

                    2. Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

 Всего                       -      -     490   1364,3  2029,3           -                 3883,6       создание и
                                                                                                        сертификация
   в том числе:                                                                                         конкурентоспособ-
                                                                                                        ных двигателей
   средства федерального     -      -     420   1014,3  1279,3           -                 2713,6
   бюджета <*>

   средства внебюджетных     -      -     70      350     750            -                  1170
   источников

                       3. Научно-исследовательские работы в целях реализации перспективных проектов

 Средства федерального       -      -   2122,7  3288,8  3399,1    5487,7 - 6107,2    14298,3 - 14917,8
 бюджета - всего

   из них по направлениям:


   аэродинамика и            -      -   1530,8  2489,3   2772      2830,7 - 2839      9622,8 - 9631,1   получение научных
   прочность                                                                                            результатов,
                                                                                                        конструктивных и
   авиационные материалы     -      -    305,5   414,5   86,1      1583 - 1968,2      2389,1 - 2774,3   технологических
   и технологии                                                                                         решений,
                                                                                                        обеспечивающих
   авиационные двигатели     -      -    13,4      -       -         254 - 300         267,4 - 313,4    создание семейства
                                                                                                        конкурентоспособ-
   бортовое оборудование     -      -     273     385     541       820 - 1000          2019 - 2199     ных ближне-
   и агрегаты                                                                                           среднемагистраль-
                                                                                                        ных самолетов

                              IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы
                         и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"

 Средства федерального     2252,8 2459   2649    3319   4540,1     37806 - 40644     53025,9 - 55863,9
 бюджета

                           Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы
                                          научно-исследовательских организаций

 Средства федерального     202,8   259    301     660    1434      18290 - 19932     21146,8 - 22788,8  создание
 бюджета                                                                                                современной
                                                                                                        научно-
                                                                                                        испытательной базы
                                                                                                        отраслевых научно-
                                                                                                        исследовательских
                                                                                                        институтов и
                                                                                                        государственных
                                                                                                        научных центров

                      Подгруппа мероприятий по формированию научного задела, обеспечивающего развитие
                                       авиационной техники российского производства

 Средства федерального      2050  2200   2348    2659   3106,1     19516 - 20712     31879,1 - 33075,1  получение научных
 бюджета - всего                                                                                        результатов,
                                                                                                        конструктивных и
   из них по направлениям:                                                                              технологических
                                                                                                        решений,
   аэродинамика и           580    623    615     724     831       5332 - 5661         8705 - 9034     обеспечивающих
   прочность                                                                                            создание
                                                                                                        конкурентоспособ-
   авиационные материалы и 463,1   497    489     603     831       5037 - 5345       7920,1 - 8228,1   ной авиационной
   технологии                                                                                           техники.
                                                                                                        Среднегодовое
   авиационные двигатели - 441,6   474    572     579    639,1      3892 - 4133       6597,7 - 6838,7   количество
   всего                                                                                                получаемых
                                                                                                        российских
     в том числе:                                                                                       патентов примерно
                                                                                                        25, зарубежных
       завершение первого    -      -     94       -       -             -                   94         патентов - 10
       этапа летных
       испытаний двигателя
       НК-93 в качестве
       технологического
       демонстратора

   бортовое оборудование и 175,3   188    176     265     383       2880 - 3054       4067,3 - 4241,3
   агрегаты

   научно-                  330    354    376     398     422       2375 - 2519         4255 - 4399
   исследовательские
   работы в целях
   формирования и
   реализации
   государственной
   политики в сфере
   авиационной
   деятельности <**>

   концепция программы       60    64      -       -       -             -                  124
   создания перспективной
   авиационной техники

   концепция программы       -      -     60      90       -             -                  150
   создания
   широкофюзеляжного
   ближне-
   среднемагистрального
   самолета

   концепция программы       -      -     60       -       -             -                   60
   создания модификаций
   самолета RRJ
   (SSJ-100)

                                       V. Группа мероприятий "управление Программой"

 Средства федерального       50    54     57      66      70         440 - 468           737 - 765      уровень управления
 бюджета <*>                                                                                            Программой,
                                                                                                        обеспечивающий
                                                                                                        достижение цели и
                                                                                                        решение задач
                                                                                                        Программы, а также
                                                                                                        повышение
                                                                                                        обоснованности
                                                                                                        принимаемых
                                                                                                        решений
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в Приложении N 5 к Программе.

<**> Государственным заказчиком мероприятия является Минпромэнерго России.

Приложение N 3
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
В 2006 - 2008 ГОДАХ

┌───────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│     Источник      │    Потребность в     │      Результат реализации мероприятия     │   Источники   │
│  финансирования,  │     бюджетном и      │                                           │ внебюджетного │
│направление затрат │     внебюджетном     │                                           │ финансирования│
│                   │    финансировании    │                                           │               │
│                   │    (млн. рублей)     │                                           │               │
│                   ├───────┬──────┬───────┼──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤               │
│                   │ 2006  │ 2007 │ 2008  │ 2006 год │ 2007 год │ 2008 год │ проект в │               │
│                   │  год  │ год  │  год  │          │          │          │ целом до │               │
│                   │       │      │       │          │          │          │ 2015 года│               │
└───────────────────┴───────┴──────┴───────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴───────────────┘
 Всего               17979,8  18829 20037,7     -          -          -          -              -

   в том числе:

   средства           8447,8  11411  12537      -          -          -          -              -
   федерального
   бюджета

   средства           9532    7418  7500,7      -          -          -          -              -
   внебюджетных
   источников

                                   I. Группа мероприятий "текущие проекты"

                            Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой
                                    к серийному выпуску авиационной техники

                    1. Доработка и сертификация специализированной авиационной техники

 Доработка и           550    418,7  318,6  получение  получение  создание   создание   предоплата
 международная                              дополнения сертифика- проекта    модифика-  компаний,
 сертификация                               к          та         инфра-     ций        собственные
 самолета Бе-200 -                          сертифика- ограничен- структуры  самолета   средства
 всего                                      ту типа    ного типа  обслужива- Бе-200,    участников
                                            самолета   на самолет ния и      в том      Программы,
                                                       Бе-200ЧС-Е ремонта,   числе      кредиты
                                                       (пожар-    получение  сертифици-
                                                       ный),      сертифика- рованных
                                                       выпуск     та         по евро-
                                                       документа- программы  пейским
                                                       ции на     обслужива- нормам
                                                       грузовой   ния
                                                       вариант и
                                                       систему
                                                       послепро-
                                                       дажной
                                                       поддержки

   в том числе:

   за счет средств     300    225,6  147,9  Бе-200ЧС   объем      объем      объем
   федерального                             на пере-   продаж -   продаж -   продаж -
   бюджета <*> -                            возку      2 самолета 3 самолета 24
   всего                                    пассажи-   (1500 млн. (2250 млн. самолета
                                            ров;       рублей)    рублей)    (18000
     из них:                                проект                           млн.
                                            системы                          рублей)
     на разработку     200    139,6   91    инженерной
     пассажирской,                          поддержки.
     грузовой и                             Объем
     европейской                            продаж - 2
     модификаций                            самолета
                                            (1500 млн.
                                            рублей)

     на сертификацию   100     86    56,9       -          -          -          -              -
     модификаций
     самолета
     Бе-200 и
     разработку
     системы после-
     продажной
     поддержки <*>

   за счет средств     250    193,1  170,7      -          -          -          -              -
   внебюджетных
   источников

 Реализация проекта   1690    236,3  250,5  выпуск     получение  модерниза- объем      предоплата
 Ил-96-400Т/М,                              конструк-  дополнения ция        продаж -30 авиакомпаний,
 разработка                                 торской    к          самолета   самолетов  лизинговых
 самолета,                                  докумен-   сертифика- Ил-96-                компаний,
 сертификация                               тации на   ту типа на 400Т/М в              собственные
 двигателя ПС-90А1,                         самолет с  самолет с  части                 средства
 усовершенствование                         экипажем   экипажем   взлетно-              участников
 систем и агрегатов                         из 3       из 3       посадочных            Программы,
 самолета Ил-96-300                         человек    человек;   устройств             кредиты
 с целью повышения                                     получение
 уровня надежности                                     сертифика-
 и эксплуатационных                                    та типа по
 характеристик,                                        шуму на
 в том числе на                                        местности
 соответствие                                          (глава IV
 международным                                         приложения
 требованиям с                                         N 16
 использованием                                        ИКАО),
 результатов при                                       получение
 создании                                              дополнений
 Ил-96-400Т/М, -                                       к
 всего                                                 сертифика-
                                                       ту типа,
                                                       обеспечи-
                                                       вающих
                                                       расширение
                                                       ожидаемых
                                                       условий до
                                                       Н
                                                       аэродрома
                                                       3000 м и
                                                       соответст-
                                                       вия
                                                       требовани-
                                                       ям IIIA и
                                                       IIIB ИКАО,
                                                       RNP-1
                                                       (выполне-
                                                       ние
                                                       полетов
                                                       в P-RNAV),
                                                       создание
                                                       эскизного
                                                       проекта
                                                       универ-
   в том числе:                                        сального
                                                       комп-
   за счет средств    1040    75,3   79,8              лексного
   федерального                                        тренажера
   бюджета <*> -                                       нового
   всего                                               поколения

     из них:

     на разработку     330    75,3   79,8
     самолета
     Ил-96-400Т/М,
     сертификацию
     двигателя ПС-
     90А1

     на повышение      710      -      -        -          -          -          -              -
     уровня надеж-
     ности и
     улучшения
     эксплуата-
     ционных
     характеристик
     самолета
     Ил-96-300

   за счет средств     650     161   170,7      -          -          -          -              -
   внебюджетных
   источников

 Доработка самолета    770    214,7  1800   получение  доработка  разработка объем      предоплата
 Ту-204-300,                                сертифи-   систем     эскизного  продаж -   авиакомпаний,
 глубокая                                   ката по    самолета,  проекта,   200        собственные
 модернизация                               шуму в     проведение подготовка самолетов  средства
 самолета Ту-204                            соответ-   испытаний  рабочей               участников
 (Ту-204СМ),                                ствии с    для        конструк-             Программы,
 повышение уровня                           нормами    получения  торской               кредиты
 надежности,                                ИКАО       дополнения документа-
 улучшения                                             к          ции на
 эксплуатационных                                      сертифика- самолет
 характеристик и                                       ту типа на ТУ-204СМ
 использование                                         выполнение
 результатов для                                       полетов по
 модернизации                                          правилам
 самолетов семейства                                   полета над
 Ту-204/214,                                           безориен-
 усовершенствование                                    тирной
 систем и агрегатов                                    мест-
 семейства самолетов                                   ностью
 Ту-204/214 - всего

   в том числе:                                        Увеличение
                                                       ресурса
   за счет средств     385    107,4   900              агрегатов
   федерального                                        шасси
   бюджета <*>                                         до 8000
                                                       взлетов-
   за счет средств     385    107,3   900              посадок,
   внебюджетных                                        противо-
   источников                                          обледени-
                                                       тельной
                                                       системы
                                                       воздухо-
                                                       заборника,
                                                       системы
                                                       контроля
                                                       двигателя
                                                       и
                                                       вспомога-
                                                       тельной
                                                       силовой
                                                       установки
                                                       - на 50
                                                       процентов.
                                                       Создание
                                                       цифровых
                                                       систем
                                                       управления
                                                       кондицио-
                                                       нированием
                                                       воздуха и
                                                       регулиро-
                                                       ванием
                                                       давления.
                                                       Разработка
                                                       эскизно-
                                                       техничес-
                                                       кого
                                                       проекта
                                                       универ-
                                                       сального
                                                       комплекс-
                                                       ного
                                                       тренажера
                                                       нового
                                                       поколения

 Развитие семейства     50    300,7  233,1  получение  постройка  сохранение объем      кредиты
 самолетов                                  дополнения первого    технологи- продаж     коммерческих и
 Ан-124 - всего                             к сертифи- опытного   ческой     всех моди- государственных
                                            кату типа  образца    компетен - фикаций -  банков
   в том числе:                             на модер-  самолета   ции в      2 самолета
                                            низацию    Ан-124-102 области
   за счет средств      50    193,3  176,1  самолета              сверхтяже-
   федерального                             Ан-124-100            лых
   бюджета <*>                                                    военно-
                                                                  транспорт-
   за счет средств       -    107,4   57                          ных
   внебюджетных                                                   самолетов
   источников                                                     и
                                                                  обеспече-
                                                                  ние
                                                                  модерниза-
                                                                  ции
                                                                  самолетов
                                                                  Ан-124,
                                                                  находящих-
                                                                  ся в
                                                                  эксплуата-
                                                                  ции

 Доработка            1035   1353,2  946,4  доработка  создание   летные     объем      собственные
 вертолета Ми-38 -                          бортового  летных     испытания, продаж на  средства
 всего                                      радиоэлек- образцов   получение  внутренний участников
                                            тронного              сертифика- рынок - 60 Программы,
   в том числе:                             комплекса             та типа    единиц     кредиты

   за счет средств     200    365,2  473,2
   федерального
   бюджета <*>

   за счет средств     835     988   473,2
   внебюджетных
   источников

 Разработка            140    150,4  334,2  выпуск     постройка  начало     объем      собственные
 вертолета Ка-62 -                          рабочей    опытного   летных     продаж -   средства
 всего                                      документа- образца    испытаний  60 единиц  участников
                                            ции                                         Программы,
   в том числе:                                                                         кредиты

   за счет средств      70    75,2   167,1
   федерального
   бюджета <*>

   за счет средств      70    75,2   167,1
   внебюджетных
   источников

                2. Поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники

 Всего                 450    1612   1760   объем      объем      объем      объем      собственные
                                            оказанных  оказанных  оказанных  оказанных  и заемные
   в том числе:                             услуг -    услуг -    услуг -    услуг -    средства
                                            300 млн.   750 млн.   1800 млн.  55350 млн. производите-
   за счет средств      -      806    880   рублей     рублей     рублей     рублей     лей и
   федерального                                                                         авиакомпаний
   бюджета <*>

   за счет средств     450     806    880
   внебюджетных
   источников

            3. Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А

 Всего                  -       -    1112                         разработка объем      собственные
                                                                  решений,   продаж -   средства
   в том числе:                                                   обеспечи-  650 единиц участников
                                                                  вающих                Программы,
   за счет средств      -       -     556                         снижение              кредиты
   федерального                                                   себестои-
   бюджета <*>                                                    мости
                                                                  промыш-
   за счет средств      -       -     556                         ленного
   внебюджетных                                                   производ-
   источников                                                     ства
                                                                  двигателей
                                                                  семейства
                                                                  ПС-90;
                                                                  проведение
                                                                  летных
                                                                  испытаний,
                                                                  получение
                                                                  сертифи-
                                                                  ката
                                                                  типа на
                                                                  моди-
                                                                  фикации
                                                                  двигателя
                                                                  ПС-90А

              Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе

                                 4. Создание нового регионального самолета

 Реализация проекта   9922    10290  4192   изготовле- проведение получение  объем      собственные
 RRJ (SSJ-100),                             ние перво- летных     российских продаж -   средства
 создание двигателя                         го летного испытаний  сертифика- примерно   участников
 SaM146 - всего                             и стати-              тов типа,  100        Программы,
                                            ческого               а также    самолетов  кредиты
   в том числе:                             самолетов             начало     на
                                                                  продаж.    внутренний
   за счет средств    3600    6180   1322                         Объем      рынок
   федерального                                                   продаж -   и 320 -
   бюджета <*> -                                                  6 самоле-  на внешний
   всего                                                          тов (3750  рынок
                                                                  млн.       (243000
     из них:                                                      рублей)    млн.
                                                                             рублей)
     на создание      2412   4323,1  935,4
     самолета

     на создание      1188   1856,9  386,6
     двигателя

   за счет средств    6322    4110   2870
   внебюджетных
   источников

             II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"

 Всего                1070    1740   1912   подписание создание   разработка создание   собственные
                                            контрактов производ-  концепции  произ-     средства
   в том числе:                             на участие ства пол-  междуна-   водств,    предприятий
                                            в проек-   ного цикла родного    сертифици- - участников
   за счет средств     500     870    956   тах, нача- (от проек- сотрудни-  рованных   международных
   федерального                             ло проек-  тирования  чества по  по мировым программ
   бюджета <*>                              тирования, до сдачи), созданию   требовани-
                                            организа-  переход к  перспек-   ям, обес-
   за счет средств     570     870    956   ция произ- производ-  тивного    печение
   внебюджетных                             водства в  ству более двигателя  объема
   источников                               рамках     сложных    для граж-  заказов
                                            коопера-   изделий по данской    для
                                            ционных    коопера-   авиации,   российских
                                            проектов,  ции, ре-   расширение предприя-
                                            начало     конструк-  коопераци- тий
                                            поставок.  ция и      онного     в размере
                                            Объем      оснащение  сотрудни-  100 млн.
                                            реализации производ-  чества,    долларов
                                            в рамках   ственных   разверты-  США. Объем
                                            коопераци- мощностей. вание про- реализации
                                            онных      Объем      изводства  в рамках
                                            проектов - реализации в рамках   коопе-
                                            1500 млн.  в рамках   междуна-   рационных
                                            рублей     коопе-     родных     проектов -
                                                       рационных  проектов.  123900
                                                       проектов - Объем      млн.
                                                       2400 млн.  реализации рублей,
                                                                  в рамках   расширение
                                                                  коопераци- доли
                                                                  онных      России в
                                                                  проектов - перспек-
                                                                  4500 млн.  тивных
                                                                  рублей     междуна-
                                                                             родных
                                                                             проектах
                                                                             ежегодно
                                                                             до 150
                                                                             млн.
                                                                             долларов
                                                                             США

                        III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"

                     1. Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов

 Всего                  -       -    1860       -          -      завершение получение  предоплата
                                                                  разработки заказов в  авиаком-
   в том числе:                                                   аванпроек- размере не паний,
                                                                  та на      менее      собственные
   за счет средств      -       -    1630       -          -      основе     45 млрд.   средства
   федерального                                                   концепции, рублей,    участников
   бюджета <*>                                                    разрабо-   создание   Программы,
                                                                  танной в   нового     кредиты
   за счет средств      -       -     230       -          -      рамках     семейства
   внебюджетных                                                   подгруппы  ближне-
   источников                                                     по форми-  средне-
                                                                  рованию    маги-
                                                                  научно-    стральных
                                                                  техничес-  самолетов
                                                                  кого
                                                                  задела

            2. Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн

 Всего                  -       -     490       -          -      разработка создание
                                                                  концепции  нового
   в том числе:                                                   создания   поколения  собственные
                                                                  семейства  двигателей средства
   за счет средств      -       -     420       -          -      перспек-   для        участников
   федерального                                                   тивных     семейства  Программы,
   бюджета <*>                                                    двигателей ближне-    кредиты
                                                                  и опытно-  среднема-
   за счет средств      -       -      70       -          -      конструк-  гистраль-
   внебюджетных                                                   торские    ных
   источников                                                     работы по  самолетов,
                                                                  созданию   получение
                                                                  газогене-  заказов в
                                                                  ратора     размере не
                                                                  базового   менее 400
                                                                  двигателя  млн.
                                                                  семейства  рублей
                                                                  ближне-
                                                                  среднема-
                                                                  гистраль-
                                                                  ных
                                                                  самолетов

               3. Научно-исследовательские работы в целях реализации перспективных проектов

 Всего                  -       -   2122,7      -          -          -          -              -

   в том числе:

   за счет средств      -       -   2122,7      -          -          -          -              -
   федерального
   бюджета - всего

     из них по
     направлениям:

     аэродинамика и     -       -   1530,8  достижение улучшения топливной
     прочность                              эффективности нового семейства ближне-
                                            среднемагистральных самолетов по
     авиационные        -       -    305,5  совокупности направлений - аэродинамика,            -
     материалы и                            силовая установка и массовое совершенство
     технологии                             планера и систем, которое обосновано
                                            применением новых технологий и
     авиационные        -       -    13,4   конструкционных материалов. Снижение
     двигатели                              расхода топлива на 10 - 15 процентов, массы         -
                                            пустого снаряженного самолета на 25 - 30
     бортовое           -       -     273   процентов, уровня прямых операционных
     оборудование и                         расходов на 15 процентов. Внедрение
     агрегаты                               процессов сопровождения
                                            разработки и сертификации бортового                 -
                                            радиоэлектронного оборудования в
                                            соответствии с международными стандартами

                       IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы
               и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"

                   Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы
                                 научно-исследовательских организаций

 Развитие             202,8   259     301   создание материально-технической базы               -
 экспериментальной                          отраслевых научно-исследовательских
 базы научных                               институтов и государственных научных
 центров - всего                            центров, отвечающей современным и
                                            перспективным требованиям по таким
   в том числе за     202,8   259     301   направлениям, как аэродинамика,                     -
   счет средств                             газодинамика, прочность конструкции,
   федерального                             материаловедение, повышение надежности и
   бюджета <*>                              безопасности, сертификация

                         Подгруппа мероприятий по формированию научного задела,
                 обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства

 Всего                2050    2200   2348       -          -          -          -              -

   в том числе:

   за счет средств    2050    2200   2348       -          -          -          -              -
   федерального
   бюджета <*> -
   всего

     из них по
     направлениям:

     аэродинамика и    580    623     615   анализ состояния, программы и прогнозы              -
     прочность                              развития в области аэродинамики и
                                            прочности, повышение безопасности
                                            полетов, увеличение топливной эффективности
                                            самолетов на 20 - 30 процентов

     авиационные      463,1   497     489   анализ состояния, программы и прогнозы              -
     материалы и                            развития авиационных материалов и
     технологии                             технологий, включая технологии авиационных
                                            агрегатов и систем, расширение объема
                                            применения в силовых конструкциях
                                            композиционных и интеллектуальных
                                            материалов на основе нанотехнологий до 60
                                            процентов (массы конструкции), обеспечение
                                            ресурса конструкции более 60 тыс. летных
                                            часов и календарного срока службы более
                                            40 лет, снижение удельного веса материалов
                                            до 30 процентов и уменьшение стоимости на
                                            20 процентов и более, повышение рабочих
                                            температур газа перед турбиной авиационных
                                            двигателей до 2200 К, ресурса деталей
                                            горячего тракта в 2 - 3 раза с уменьшением
                                            стоимости на 15 процентов, увеличение
                                            межремонтных сроков до 15 лет, календарных
                                            сроков эксплуатации свыше 40 лет,
                                            сокращение затрат на ремонт и
                                            восстановление на 30 - 50 процентов,
                                            повышение надежности агрегатов и систем

     авиационные      441,6   474     572   анализ состояния, программы и прогноз               -
     двигатели -                            развития авиационного двигателестроения,
     всего                                  снижение удельного расхода топлива на
                                            10 - 15 процентов, снижение трудозатрат на
                                            производство и техническое обслуживание
                                            примерно в 2 раза, создание систем
                                            управления с увеличенной в 10 - 15 раз
                                            наработкой на отказ, наработка на
                                            выключение в полете - до 200 тыс. часов,
                                            выполнение экологических требований
                                            к авиационной технике

     в том числе        -       -     94    определение параметров двигателя в высотных         -
     завершение                             условиях, определение влияния внешних
     первого этапа                          воздействий на характеристики узлов
     летных испытаний                       двигателя, корректировка математической
     двигателя НК-93                        модели двигателя
     в качестве
     технологического
     демонстратора

 бортовое             175,3    188    176   анализ состояния и прогноз развития в               -
 оборудование и                             области бортового радиоэлектронного
 агрегаты                                   оборудования, программы и проекты развития,
                                            расширение функциональности бортового
                                            оборудования, снижение стоимости комплексов
                                            бортового радиоэлектронного оборудования
                                            на 20 - 30 процентов, массово-габаритных
                                            характеристик примерно в 2 раза, повышение
                                            надежности систем на 20 - 30 тыс. часов,
                                            повышение безопасности полетов,
                                            обеспечение комфорта для пассажиров,
                                            обеспечение международной кооперации по
                                            бортовому радиоэлектронному оборудованию

 научно-               330     354    376   подготовка научно-исследовательских,                -
 исследовательские                          информационно-аналитических и
 работы в целях                             статистических материалов, обеспечивающих
 формирования и                             формирование государственной политики в
 реализации                                 сфере авиационной деятельности
 государственной
 политики в сфере
 авиационной
 деятельности <**>

 концепция программы    60     64      -    проведение маркетинговых исследований,              -
 создания                                   формирование технического облика
 перспективной                              перспективных образцов, создание
 авиационной техники                        экспериментальных и расчетных моделей,
                                            финансовые и экономические расчеты,
                                            выбор параметров перспективной
                                            авиационной техники, разработка аванпроекта

 концепция программы    -       -     60               проведение маркетинговых
 создания                                              исследований, формирование
 широкофюзеляжного                                     технического облика, создание
 ближне-средне-                                        экспериментальных и расчетных
 магистрального                                        моделей, финансовые и
 самолета                                              экономические расчеты

 концепция программы    -       -     60               проведение маркетинговых                 -
 создания                                              исследований, формирование
 модификаций                                           технического облика, создание
 самолета                                              экспериментальных и расчетных
 RRJ (SSJ-100)                                         моделей, финансовые и
                                                       экономические расчеты

                               V. Группа мероприятий "управление Программой"

 Экспертиза             50     54     57    уровень управления, обеспечивающий                  -
 проектов,                                  достижение целей и решение задач
 мониторинг                                 Программы, повышение обоснованности
 исполнителей                               принимаемых решений, своевременная
 мероприятий                                корректировка хода реализации мероприятий,
 Программы - всего                          сроков распределения финансирования,
                                            приоритетности мероприятий и
   в том числе          50     54     57    направлений работ                                   -
   за счет средств
   федерального
   бюджета <*>
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в Приложении N 5 к Программе.

<**> Государственным заказчиком мероприятия является Минпромэнерго России.";

д) Приложение N 5 к указанной Программе изложить в следующей редакции:

"Приложение N 5
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА", ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПО СТАТЬЕ "ПРОЧИЕ
РАСХОДЫ" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────┬────┬─────┬─────┬─────┬──────┬───────────────┐
│                               │         Направление работ         │2006│2007 │2008 │2009 │ 2010 │  2011 - 2015  │
│                               │                                   │год │ год │ год │ год │ год  │      годы     │
└───────────────────────────────┴───────────────────────────────────┴────┴─────┴─────┴─────┴──────┴───────────────┘
 Всего                                                               1700 2734  3029  3663   3792    8402 - 8742

   в том числе:

   доработка и сертификация                                           625 279,3  558   753   628      112 - 117
   специализированной
   авиационной техники - всего

     из них:

     на сертификацию модификаций сертификация, проведение             100   86   56,9   58    62       94 - 97
     самолета Бе-200 и           маркетинговых исследований,
     разработку системы          рекламной деятельности,
     послепродажной поддержки    страхование рисков на этапе
                                 продвижения продукции на рынок

     на реализацию проекта       повышение технико-экономических      415   -     -     -     -           -
     Ил-96-400Т/М, повышение     показателей самолета Ил-96-300 в
     уровня надежности и         эксплуатации: повышение
     эксплуатационных            регулярности вылета самолета с 0,95
     характеристик самолета      до 0,98 (уменьшение количества
     Ил-96-300, в том числе на   задержек из-за неисправностей
     соответствие международным  самолета на 100 вылетов с 5 до 2) и
     требованиям с последующим   снижение количества отказов и
     использованием результатов  неисправностей комплектующих
     при разработке самолета     изделий самолета (с 168 до 150 на
     Ил-96-400Т/М, а также на    1000 часов полета)
     сертификацию двигателя
     ПС-90А1

     на доработку самолета       повышение технико-экономических      60    -    325   685   556          -
     Ту-204 и повышение уровня   показателей самолета Ту-204 в
     надежности и                эксплуатации: повышение
     эксплуатационных            регулярности вылета самолета с 0,95
     характеристик самолета, в   до 0,98 (уменьшение количества
     том числе на соответствие   задержек из-за неисправностей
     международным требованиям с самолета на 100 вылетов с 5 до 2) и
     использованием результатов  снижение количества отказов и
     для глубокой модернизации   неисправностей комплектующих
     самолетов семейства         изделий самолета (с 168 до 150 на
     Ту-204/214 (Ту-204СМ)       1000 часов полета), сертификация
                                 Ту-204СМ, проведение маркетинговых
                                 исследований по самолету Ту-204СМ,
                                 рекламной деятельности, страхования
                                 рисков на этапе продвижения
                                 продукции на рынок

     на развитие семейства       организационно-техническое           50  193,3 176,1  10     10       18 - 20
     самолетов Ан-124            обеспечение освоения новых
                                 технологий, формирование и
                                 реализация программ сертификации
                                 авиационной
                                 техники и оборудования,
                                 маркетинговые исследования,
                                 осуществление рекламной
                                 деятельности, страхование рисков на
                                 этапе продвижения продукции на
                                 рынок

     на доработку и сертификацию сертификация, маркетинг, реклама,     -    -    100   200    -           -
     модификаций двигателя       освоение и сертификация новых
     ПС-90А                      технологических процессов

     поддержка системы           формирование организационно-          -   806   880  848,3 448,8  3961,7 - 4089,7
     послепродажного             технического и нормативно-
     обслуживания новой          технического обеспечения системы
     авиационной техники         послепродажного обслуживания,
                                 внедрение эффективных систем
                                 управления техническим
                                 обслуживанием и ремонтом
                                 авиационной техники на базе
                                 информационных технологий,
                                 разработка логистических схем,
                                 создание пилотных элементов системы
                                 послепродажного обслуживания

     реализация проекта RRJ      сертификация, проведение             540  741   93    84     -           -
     (SSJ-100), создание         маркетинговых исследований,
     двигателя SaM146            рекламной деятельности,
                                 страхование рисков на этапе
                                 продвижения продукции на рынок

     поддержка международного    адаптация проектного и               500  870   956  1134   1202    3265 - 3447
     кооперационного             производственного потенциала
     сотрудничества - всего      отрасли к новой системе
                                 нормативно-технических требований,
                                 создание системы управления
                                 качеством продукции, отвечающей
                                 требованиям мировых стандартов,
                                 освоение и сертификация новых
                                 технологических процессов,
                                 нормативно-техническое и
                                 организационно-методическое
                                 обеспечение участия отрасли в
                                 международных кооперационных
                                 проектах, развитие международной
                                 кооперации, повышение качества
                                 выпускаемой продукции

       в том числе                                                     -    -    15     -     -           15
       на разработку концепции
       международного
       сотрудничества по
       созданию семейства
       перспективных двигателей
       для гражданской авиации
       тягой от 9 до 18 тонн

 Перспективная авиационная                                             -    -   402,2 597,7 1465,2  757,3 - 763,3
 техника - всего

   из них:

   на создание нового            сертификация, маркетинг, реклама,     -    -   240,2 417,7 1098,2  757,3 - 763,3
   семейства ближне-             освоение и сертификация новых
   среднемагистральных           технологических процессов
   самолетов

   на создание семейства         сертификация, маркетинг, реклама,     -    -    162   180   367          -
   перспективных двигателей      освоение и сертификация новых
   для гражданской авиации       технологических процессов
   тягой от 9 до 18 тонн

   на управление Программой      организационно-техническое           35  37,7  39,8   46     48     305 - 325".
                                 обеспечение реализации Программы,
                                 экспертиза проектов
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────