Приложение 12 ПП РФ от 12.03.2022 N 353. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ АВИАЦИИ

Приложение N 12
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2022 г. N 353

ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ АВИАЦИИ

1. Установить, что в 2022 и 2023 годах:

а) эксплуатация гражданских воздушных судов иностранного производства допускается в том числе при наличии сертификатов летной годности, разрешений на бортовые радиостанции, удостоверений о годности гражданских воздушных судов по шуму на местности или эквивалентных им документов, выданных авиационными администрациями иностранных государств в отношении гражданских воздушных судов иностранного производства, эксплуатируемых российскими эксплуатантами в рамках соглашений, заключенных в соответствии со статьей 83bis Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год);

б) эксплуатация гражданских воздушных судов иностранного производства, их компонентов, а также компонентов иностранного производства в составе воздушных судов российского производства допускается в том числе при наличии эксплуатационно-технической документации, летно-эксплуатационной документации, программного обеспечения, а также навигационных баз данных, баз данных земной поверхности и искусственных препятствий без их обновления со стороны разработчика;

в) оформление сертификатов летной годности и оценка летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - реестр) в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г. и имеющих выданные авиационными администрациями иностранных государств сертификаты летной годности, включая сертификаты летной годности, срок действия которых истек (приостановлен, аннулирован) после 1 марта 2022 г., осуществляются без привлечения организаций, аккредитованных Федеральным агентством воздушного транспорта, и выдаваемых в установленном порядке ими заключений о соответствии гражданских воздушных судов требованиям к летной годности;

г) осуществление оценки летной годности и включение в сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов допускается в отношении гражданских воздушных судов, изменения типовой конструкции которых были внедрены до 1 марта 2022 г. на основании документации, одобренной государством разработчика воздушного судна, и (или) одобрены Федеральным Авиационным Агентством США (далее - FAA), Европейским агентством безопасности полетов (далее - EASA), Директоратом Гражданской Авиации Канады (далее - TCCA), Национальным агентством гражданской авиации Бразилии (далее - ANAC), Администрацией гражданской авиации Китайской Народной Республики (далее - CAAC), Управлением гражданской авиации Великобритании (далее - CAA GB), Генеральным директоратом гражданской авиации Турции (далее - DGCA Turkey), Главным управлением гражданской авиации Объединенных Арабских Эмиратов (далее - GCAA UAE), Комиссией по регулированию гражданской авиации Иордании (далее - CARC), Управлением гражданской авиации Таиланда (далее - CAAT), Управлением гражданской авиации Израиля (далее - CAA), Министерством гражданской авиации Египта (далее - ECAA), Генеральным управлением гражданской авиации Индии (далее - DGCA India), Организацией гражданской авиации Ирана (далее - CAO.IRI), Агентством гражданской авиации Узбекистана (далее - Uzbekistan CAA), Федеральным агентством гражданской авиации Мексики (далее - Mexican AFAC), Бермудскими авиационными властями (далее - BCAA), Ирландским авиационным управлением (далее - IAA), Департаментом гражданской авиации Арубы (далее - DCA), включая дополнительные сертификаты типа (STC);

д) установка компонентов иностранного производства на гражданские воздушные суда, внесенные в реестр, допускается при наличии талонов годности компонентов или эквивалентных им документов, выданных в соответствии с правилами FAA, EASA, TCCA, ANAC, CAAC, CAA GB, DGCA Turkey, GCAA UAE, CARC, CAAT, CAA, ECAA, DGCA India, CAO.IRI, Uzbekistan CAA, Mexican AFAC, BCAA, IAA, DCA, Управления гражданской авиации Южно-Африканской Республики;

е) установка компонентов иностранного производства, имеющих статус "Prototype", который указан в документах, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, на воздушные суда российского производства допускается по решению разработчика данного воздушного судна;

е(1)) для служебного пользования;

е(2)) для служебного пользования;

е(3)) для служебного пользования;

е(4)) для служебного пользования;

е(5)) для служебного пользования;

е(6)) для служебного пользования;

е(7)) обязательная сертификация авиационной техники, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, допускается без утверждения Федеральным агентством воздушного транспорта документов, предусмотренных федеральными авиационными правилами, изданными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, если такие документы в соответствии с указанными федеральными авиационными правилами прошли экспертизу и согласование подведомственной Федеральному агентству воздушного транспорта организацией, выполняющей оценку соответствия авиационной техники и ответственной за полноту и качество проведения сертификационных работ (далее - подведомственная организация);

е(8)) при проведении обязательной сертификации авиационной техники, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, допускается утверждение подведомственной организацией состава рабочих групп для проведения сертификационных работ, а также принятие ею решений об участии сертификационных центров, аккредитованных Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии со статьей 8.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, в указанной сертификации;

е(9)) осуществление сертификации второстепенных изменений типовой конструкции гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, компонентов и (или) комплектующих изделий допускается без утверждения и (или) одобрения Федеральным агентством воздушного транспорта эксплуатационной документации, подготовленной российскими разработчиками указанных изменений типовой конструкции;

е(10)) российские разработчики изменений типовой конструкции гражданских воздушных судов иностранного производства могут предусматривать установку на такие воздушные суда компонентов, одобренных по процедурам, установленным техническими стандартами FAA или EASA, без проведения квалификационных работ, предусмотренных федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;

е(11)) разработка и сертификация изменений типовой конструкции гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов иностранной разработки допускается без предусмотренного федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, уведомления держателей сертификатов типа гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов иностранной разработки;

ж) подтверждение соответствия юридических лиц, претендующих на получение документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения выездной проверки в отношении таких лиц и допускается на основании сертификатов (одобрений) или эквивалентных им документов, выданных до 1 апреля 2022 г. FAA или EASA, в срок, не превышающий 5 рабочих дней, без проведения выездной проверки в отношении таких лиц и с последующим внесением в приложение к выдаваемым им сертификатам разрешенных видов работ, содержащихся в сертификатах (одобрениях) или эквивалентных им документах, выданных FAA или EASA;

з) подтверждение соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение документа, подтверждающего соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, допускается на основании сертификатов (одобрений), выданных ранее в соответствии с требованиями EASA (EASA Part-145) и BCAA (OTAR Part-145), в том числе аннулированных или приостановленных после 1 марта 2022 г., без проведения Федеральным агентством воздушного транспорта выездной проверки в отношении таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и с последующим внесением в приложение к выдаваемым им сертификатам разрешенных видов работ, содержащихся в сертификатах (одобрениях), выданных в соответствии с требованиями EASA (EASA Part-145) и BCAA (OTAR Part-145);

и) выполнение функций специалистов авиационного персонала по техническому обслуживанию в отношении гражданских воздушных судов иностранного производства, внесенных в реестр в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г., допускается в том числе на основании свидетельств специалистов авиационного персонала и эквивалентных им документов, выданных в соответствии с требованиями EASA (EASA Part-145) и BCAA (OTAR Part-145).

2. Установить, что срок действия сертификатов летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта, продлевается до 31 декабря 2022 г. в случае окончания срока их действия в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г.

2(1). Установить, что:

а) для служебного пользования;

б) для служебного пользования.

3. Установить, что:

а) срок выдачи Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата разработчика и сертификата изготовителя, выдаваемых в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявки;

б) срок оформления Федеральным агентством воздушного транспорта сертификатов летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства, внесенных в реестр в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г., не может превышать 5 рабочих дней со дня подачи заявки;

в) срок выдачи Федеральным агентством воздушного транспорта документа, подтверждающего соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся за пределами Российской Федерации, не может превышать 10 рабочих дней со дня подачи заявки.

4. Установить, что:

а) сроки действия сертификатов летной годности гражданских воздушных судов иностранного производства, выданных Федеральным агентством воздушного транспорта, продлеваются до 31 декабря 2023 г. в случае окончания сроков их действия в период с 1 марта по 31 декабря 2022 г.;

б) сроки проведения калибровок и поверок инструментов и оборудования иностранного производства, указанных в эксплуатационной документации гражданских воздушных судов, за исключением инструментов и оборудования, содержащихся в Государственном реестре средств измерений, установленные изготовителями таких инструментов и оборудования иностранного производства, переносятся на период после 31 декабря 2023 г.;

в) сроки проведения плановых проверок образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации, находящихся на территории государств, входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р, предусмотренных федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и устанавливающими требования к таким организациям, переносятся на период после 31 декабря 2023 г.;

г) сроки действия свидетельств диспетчеров управления воздушным движением продлеваются на 12 месяцев в случае окончания этих сроков в период с 1 января по 31 декабря 2023 г.

5. Установить, что:

до 31 декабря 2023 г. прохождение специалистами авиационного персонала гражданской авиации, входящими в состав летного экипажа гражданского воздушного судна, подготовки и проверки навыков в кабине гражданского воздушного судна по утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта программам подготовки осуществляется не реже одного раза в течение 90 календарных дней в случае отсутствия на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р, тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

до 1 марта 2023 г. допускается оформление свидетельств диспетчеров управления воздушным движением на бланке, изготовленном до 31 декабря 2022 г.;

до 31 декабря 2023 г. не допускаются:

приостановление действия сертификатов эксплуатанта по решению Федерального агентства воздушного транспорта в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8, статьей 10 и пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае нахождения эксплуатантов в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии по итогам 2 кварталов подряд;

введение ограничений в действие сертификатов эксплуатанта Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8, статьей 10 и пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, по заявлениям от собственников воздушных судов о прекращении законных оснований владения воздушными судами у эксплуатантов в случае, если такими собственниками являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, входящими в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), либо лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.