Приложение 2. ЛЕТНАЯ ПОДКОМИССИЯ

Приложение N 2

ЛЕТНАЯ ПОДКОМИССИЯ

1. Основными задачами летной подкомиссии являются:

а) установление уровня профессиональной подготовки экипажа, качества организации, обеспечения полета и управления воздушным движением с учетом влияния всех имеющихся факторов;

б) оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в процессе возникновения и развития особой ситуации с учетом данных средств объективного контроля;

в) выявление отклонений от действующих норм подготовки, обеспечения и выполнения полета.

2. Летная подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:

а) летная группа;

б) группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения;

в) группа авиационной медицины.

В зависимости от обстоятельств происшествия могут создаваться и другие рабочие группы.

3. Летная группа устанавливает:

а) уровень профессиональной подготовки членов экипажа, наличие недостатков в общей и специальной подготовке, допуске к полетам, формировании экипажа;

б) регулярность и качество контроля за уровнем подготовки экипажа в процессе его предыдущей работы, характерные ошибки и отклонения, допускавшиеся членами экипажа ранее, индивидуальные особенности членов экипажа в технике пилотирования и эксплуатации авиатехники;

в) качество подготовки экипажа к данному полету;

г) состояние дисциплины членов экипажа, случаи нарушения дисциплины, отмечавшиеся ранее;

д) отклонения от нормативных документов в действиях экипажа при подготовке к данному полету и при его выполнении;

е) наличие факторов, которые могли способствовать неправильным действиям членов экипажа;

ж) наличие недостатков в документации, регламентирующей подготовку экипажа, организацию и выполнение полетов.

4. Летная группа изучает и анализирует:

а) летные и личные дела членов экипажа;

б) летно-штабную и полетную документацию;

в) результаты расшифровки записей средств объективного контроля (бортовых самописцев, наземных магнитофонов, фоторегистраторов посадочных локаторов и т.д.);

г) показания членов экипажа и очевидцев происшествия;

д) показания должностных лиц, готовивших экипаж к полетам, в том числе к данному полету;

е) документацию, характеризующую качество выполнения экипажем полетов в прошлом (результаты расшифровок записей средств объективного контроля, журналы разборов и т.д.);

ж) состояние организации летной работы в организации экспериментальной авиации, где произошло авиационное происшествие;

з) документацию, регламентирующую организацию, подготовку и выполнение данного вида полетов;

и) факторы, которые могли оказать отрицательное влияние на работу экипажа в полете;

к) результаты специальных исследований (если они проводились);

л) другую документацию, определяющую организацию, подготовку и выполнение полета.

5. Летная группа по результатам работы составляет отчет, который должен содержать:

а) сведения о характере выполняемого задания;

б) данные о полетной массе и центровке воздушного судна перед вылетом (по сведениям, указанным в полетной документации, а также определенным по данным средств объективного контроля, показаниям экипажа, очевидцев и по другой информации);

в) сведения о каждом члене экипажа;

г) все выявленные отклонения со стороны командно-руководящего состава в подготовке и допуске экипажа к полетам, организации полета;

д) все выявленные отклонения, допущенные экипажем в процессе подготовки к полету;

е) описание действий экипажа при возникновении и развитии особой ситуации (на основании данных средств объективного контроля, показаний экипажа и очевидцев, а также другой информации) с указанием всех отклонений;

ж) анализ возможных причин неправильных действий экипажа;

з) оценка документации, регламентирующей подготовку экипажа, организацию и выполнение полетов, с указанием выявленных в ней недостатков;

и) оценка профессиональной подготовки членов экипажа с учетом их действий в сложившейся ситуации.

Летная группа постоянно взаимодействует с группой расчета и анализа и группой опроса, использует в своей работе информацию других рабочих групп комиссии по расследованию. При необходимости летная группа составляет акт об обнаружении и изъятии полетной документации.

6. К отчету летной группы прилагаются следующие документы:

а) задание на полет и штурманский бортовой журнал (при его наличии);

б) служебные характеристики на членов экипажа;

в) акты об изъятии и передаче полетной документации;

г) справка о проверке организации летной работы в организации экспериментальной авиации, где произошло авиационное происшествие (при необходимости);

д) отчеты об экспериментах, исследованиях и облетах, проводившихся летной группой;

е) объяснительные записки членов экипажа.

7. Группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения устанавливает:

а) качество управления воздушным движением данного полета;

б) уровень профессиональной подготовки специалистов служб УВД и обеспечения полетов;

в) наличие и состояние документации, определяющей организацию и осуществление управления воздушным движением;

г) наличие и состояние средств РТО и связи, правильность их использования в процессе управления полетом;

д) состояние ВПП, РД, МС, посадочных площадок, оснащенность аэродромной службы техническими средствами;

е) соответствие установленного на аэродроме радиосветотехнического оборудования (по составу и схеме расположения) регламенту радиосветотехнического обеспечения полетов данного аэродрома;

ж) наличие данных о работе средств РТО, связи и СТО на рабочих местах специалистов УВД (таблицы норм перехода на резервные источники питания, графики дальности действия средств РТО и связи и т.д.);

з) соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;

и) обеспечение воздушного судна по маршруту полета запасными аэродромами;

к) наличие отклонений воздушного судна от заданного маршрута;

л) общую метеорологическую обстановку по маршруту полета, на основных и запасных аэродромах;

м) фактическую погоду в районе происшествия (при необходимости - на основных и запасных аэродромах) во время возникновения особой ситуации;

н) наличие у экипажа и диспетчеров УВД необходимой информации о метеорологической обстановке и ее достоверность;

о) соответствие метеорологического обеспечения полета установленным требованиям;

п) факты запуска в районе авиационного происшествия беспилотных средств и проведения стрельб, а также при необходимости орнитологическую обстановку.

8. По результатам работы группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения представляет отчет, который должен содержать:

а) сведения о должностных лицах служб управления воздушным движением, метеорологического, радиосветотехнического и аэродромного обеспечения полетов, в действиях которых отмечены отклонения от требований нормативных документов;

б) выявленные при расследовании недостатки в подготовке персонала служб обеспечения полетов, его допуске к самостоятельной работе;

в) общую характеристику организации и состояния УВД, метеорологического, радиосветотехнического и аэродромного обеспечения полетов, организации рабочих мест специалистов УВД с перечислением всех отклонений от установленных требований;

г) выявленные в ходе расследования недостатки в документах, регламентирующих порядок УВД и обеспечения полетов;

д) описание действий должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов, оказавших влияние на исход полета;

е) все отклонения в действиях должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов, выявленные в ходе расследования, независимо от их влияния на исход полета;

ж) прогнозируемую и фактическую в момент происшествия погоду в районе авиационного происшествия (при необходимости - по маршруту полета, на основных и запасных аэродромах);

з) недостатки в использовании средств РТО, связи и СТО, их работоспособность или отклонения в технических характеристиках, если они оказали влияние на качество УВД и обеспечение полетов;

и) анализ причин неправильных действий должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов (если они имели место).

9. К отчету группы управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения прилагаются следующие материалы:

а) выписки из книжек руководителей полетами, диспетчерских книжек специалистов УВД (в случае если их действия оказали влияние на исход полета);

б) в случае если авиационное происшествие произошло в пределах аэродрома:

выписка из журнала состояния летного поля;

акт об осмотре летного поля и контрольном замере коэффициента сцепления сразу после авиационного происшествия;

справка о наличии и состоянии технических средств замера коэффициента сцепления и технической документации на них;

в) акт о внеочередном (контрольном) наблюдении за погодой сразу после авиационного происшествия;

г) сведения о фактической погоде по данным ближайших метеостанций и сообщениям экипажей других воздушных судов;

д) метеорологическая документация, которая использовалась при подготовке и консультации экипажа;

е) сведения о штормовых предупреждениях и оповещениях (если они были);

ж) справка о проверке служб управления воздушным движением и обеспечения полетов (при необходимости);

з) объяснительные записки специалистов УВД и служб обеспечения, копии протоколов их опроса (при необходимости);

и) справка о наличии или отсутствии запусков радиозондов, беспилотных средств, производстве стрельб и др. (при необходимости).

10. Группа авиационной медицины определяет психофизиологическое состояние, работоспособность членов экипажа (в необходимых случаях - и специалистов служб обеспечения полетов), характер их действий при возникновении и развитии особой ситуации на основании оценки:

а) индивидуальных психологических особенностей членов экипажа, их общего физического развития, морально-психологического состояния за последний месяц (семейные и служебные конфликты, злоупотребление алкоголем, лекарственными и наркотическими веществами, курением и др.);

б) состояния здоровья членов экипажа (психологического и физического) накануне происшествия и в день вылета, данных ежеквартальных и ежегодных медицинских освидетельствований, а также историй болезней в медицинских учреждениях за последние 3 года, результатов предполетного медицинского контроля;

в) полноценности отдыха, сна и питания в течение 3 суток, предшествовавших авиационному происшествию;

г) своевременности использования отпусков, выходных дней, а также летной нагрузки накануне, в день происшествия, в течение последнего месяца и соответствия ее установленным нормам;

д) результатов токсикологического исследования на алкоголь, карбоксигемоглобин (карбоксимиоглобин) и в случае необходимости - на прочие токсичные вещества и лекарственные препараты;

е) эмоционального состояния членов экипажа в аварийном полете по данным радиообмена и специальных исследований биологического материала (биохимических, морфологических и др.), наличия стрессового состояния и его влияния на правильность и своевременность действий членов экипажа;

ж) данных медико-трассологических исследований (характер и локализация травм на теле, признаки позы и рабочих действий, особенности повреждений одежды и обуви и т.д.);

з) влияния конструктивных особенностей кабины воздушного судна, условий полета, средств защиты и спасения на состояние здоровья экипажа и условия его деятельности.

11. Группа авиационной медицины составляет отчет, который должен содержать (для каждого члена экипажа и специалиста службы обеспечения полетов):

а) результаты прохождения годовых и квартальных освидетельствований за последние 2 года (наличие отклонений, ограничений и т.п.) с учетом обращения в другие лечебные учреждения;

б) сведения об отстранении от полетов в результате предполетного медицинского контроля;

в) данные об индивидуальных физических и психофизиологических особенностях членов экипажа, в том числе о злоупотреблении алкоголем, лекарственными веществами и курением;

г) сведения о предшествующих заболеваниях и травмах;

д) краткую характеристику бытовых условий;

е) данные о своевременности использования отпусков и выходных дней, о полноценности отдыха, сна и питания за последние 3 суток;

ж) результаты патолого-анатомических, токсикологических, биохимических, морфологических, медико-трассологических и других специальных исследований;

з) сведения о наличии стрессового состояния, внезапного заболевания в полете;

и) оценку возможности влияния состояния здоровья, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей на работоспособность и характер действий членов экипажа при возникновении и развитии особой ситуации;

к) схему расположения тел погибших членов экипажа;

л) перечень выявленных в медицинском обеспечении полета недостатков;

м) перечень выявленных в нормативной документации по медицинскому обеспечению полетов недостатков;

н) перечень недостатков конструкции воздушного судна, спецодежды, средств защиты и спасения, оказавших влияние на работоспособность экипажа или явившихся причиной полученных травм.

Группа авиационной медицины постоянно взаимодействует с медицинской группой административно-штабной подкомиссии.

12. К отчету группы авиационной медицины прилагаются следующие материалы:

а) акт о положении тел погибших членов экипажа;

б) справка об освидетельствовании членов экипажа на наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения;

в) акты судебно-медицинских и других исследований тел погибших членов экипажа;

г) справка о режиме труда и отдыха членов экипажа.

В случае если авиационное происшествие связано с нарушением работоспособности членов экипажа в полете, к отчету прилагаются также:

медицинские книжки и контрольные карты членов экипажа;

медицинские характеристики на членов экипажа;

данные о налете за последние 3 месяца (отдельно за каждый месяц);

выписка из журнала предполетного медицинского контроля.

13. По результатам работы летной подкомиссии составляется отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делаются выводы о правильности действий экипажа и специалистов служб обеспечения полета, при наличии отклонений - об их причинах, а также вносятся рекомендации по устранению недостатков, выявленных в ходе расследования.

14. К отчету летной подкомиссии прилагаются:

а) отчеты рабочих групп, включенных в состав летной подкомиссии, с приложениями;

б) списки членов летной подкомиссии и ее рабочих групп.

15. Перечень обязательных сведений о членах экипажа воздушного судна, указываемых в отчете летной подкомиссии:

а) занимаемая должность;

б) фамилия, имя, отчество;

в) дата рождения;

г) класс;

д) общее образование;

е) специальное образование (когда и какие авиационные учебные заведения окончил);

ж) налет со времени окончания летного училища, налет на воздушном судне данного типа (общий и самостоятельный), общий налет на испытаниях авиационной техники;

з) при каком минимуме погоды допущен к полетам, дата последней проверки техники пилотирования в условиях, соответствующих присвоенному допуску;

и) авиационные происшествия в прошлом (когда, тип воздушного судна, причина, отстранялся ли от летной работы);

к) налет за последние 3 месяца, налет и количество полетов в день происшествия, были ли перерывы в полетах в течение последнего года на воздушном судне данного типа и их причины;

л) даты последних проверок техники пилотирования и навигации, кем проверялся, в каких метеоусловиях, характерные ошибки и оценки:

днем;

ночью;

по тому виду испытательных полетов, при котором имело место происшествие;

м) когда и в каком объеме проводилась подготовка к полету;

н) кто и когда проверял подготовку к полету;

о) отдых (условия, продолжительность, выходные дни, условия и продолжительность предполетного отдыха);

п) время нахождения на аэродроме перед вылетом;

р) регулярность прохождения медицинских осмотров, дата последнего ежегодного медицинского освидетельствования и заключение комиссии, кем и когда осуществлялся медицинский контроль за состоянием здоровья перед вылетом;

с) условия повседневного быта в месте постоянного базирования или при длительном отрыве от базы (жилье, питание, транспортное обеспечение и др.).