Приложение 2. ЛЕТНАЯ ПОДКОМИССИЯ
1. Основными задачами летной подкомиссии являются:
а) установление уровня профессиональной подготовки экипажа, качества организации, обеспечения полета и управления воздушным движением с учетом влияния всех имеющихся факторов;
б) оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в процессе возникновения и развития особой ситуации с учетом данных средств объективного контроля;
в) выявление отклонений от действующих норм подготовки, обеспечения и выполнения полета.
2. Летная подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:
а) летная группа;
б) группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения;
в) группа авиационной медицины.
В зависимости от обстоятельств происшествия могут создаваться и другие рабочие группы.
3. Летная группа устанавливает:
а) уровень профессиональной подготовки членов экипажа, наличие недостатков в общей и специальной подготовке, допуске к полетам, формировании экипажа;
б) регулярность и качество контроля за уровнем подготовки экипажа в процессе его предыдущей работы, характерные ошибки и отклонения, допускавшиеся членами экипажа ранее, индивидуальные особенности членов экипажа в технике пилотирования и эксплуатации авиатехники;
в) качество подготовки экипажа к данному полету;
г) состояние дисциплины членов экипажа, случаи нарушения дисциплины, отмечавшиеся ранее;
д) отклонения от нормативных документов в действиях экипажа при подготовке к данному полету и при его выполнении;
е) наличие факторов, которые могли способствовать неправильным действиям членов экипажа;
ж) наличие недостатков в документации, регламентирующей подготовку экипажа, организацию и выполнение полетов.
4. Летная группа изучает и анализирует:
а) летные и личные дела членов экипажа;
б) летно-штабную и полетную документацию;
в) результаты расшифровки записей средств объективного контроля (бортовых самописцев, наземных магнитофонов, фоторегистраторов посадочных локаторов и т.д.);
г) показания членов экипажа и очевидцев происшествия;
д) показания должностных лиц, готовивших экипаж к полетам, в том числе к данному полету;
е) документацию, характеризующую качество выполнения экипажем полетов в прошлом (результаты расшифровок записей средств объективного контроля, журналы разборов и т.д.);
ж) состояние организации летной работы в организации экспериментальной авиации, где произошло авиационное происшествие;
з) документацию, регламентирующую организацию, подготовку и выполнение данного вида полетов;
и) факторы, которые могли оказать отрицательное влияние на работу экипажа в полете;
к) результаты специальных исследований (если они проводились);
л) другую документацию, определяющую организацию, подготовку и выполнение полета.
5. Летная группа по результатам работы составляет отчет, который должен содержать:
а) сведения о характере выполняемого задания;
б) данные о полетной массе и центровке воздушного судна перед вылетом (по сведениям, указанным в полетной документации, а также определенным по данным средств объективного контроля, показаниям экипажа, очевидцев и по другой информации);
в) сведения о каждом члене экипажа;
г) все выявленные отклонения со стороны командно-руководящего состава в подготовке и допуске экипажа к полетам, организации полета;
д) все выявленные отклонения, допущенные экипажем в процессе подготовки к полету;
е) описание действий экипажа при возникновении и развитии особой ситуации (на основании данных средств объективного контроля, показаний экипажа и очевидцев, а также другой информации) с указанием всех отклонений;
ж) анализ возможных причин неправильных действий экипажа;
з) оценка документации, регламентирующей подготовку экипажа, организацию и выполнение полетов, с указанием выявленных в ней недостатков;
и) оценка профессиональной подготовки членов экипажа с учетом их действий в сложившейся ситуации.
Летная группа постоянно взаимодействует с группой расчета и анализа и группой опроса, использует в своей работе информацию других рабочих групп комиссии по расследованию. При необходимости летная группа составляет акт об обнаружении и изъятии полетной документации.
6. К отчету летной группы прилагаются следующие документы:
а) задание на полет и штурманский бортовой журнал (при его наличии);
б) служебные характеристики на членов экипажа;
в) акты об изъятии и передаче полетной документации;
г) справка о проверке организации летной работы в организации экспериментальной авиации, где произошло авиационное происшествие (при необходимости);
д) отчеты об экспериментах, исследованиях и облетах, проводившихся летной группой;
е) объяснительные записки членов экипажа.
7. Группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения устанавливает:
а) качество управления воздушным движением данного полета;
б) уровень профессиональной подготовки специалистов служб УВД и обеспечения полетов;
в) наличие и состояние документации, определяющей организацию и осуществление управления воздушным движением;
г) наличие и состояние средств РТО и связи, правильность их использования в процессе управления полетом;
д) состояние ВПП, РД, МС, посадочных площадок, оснащенность аэродромной службы техническими средствами;
е) соответствие установленного на аэродроме радиосветотехнического оборудования (по составу и схеме расположения) регламенту радиосветотехнического обеспечения полетов данного аэродрома;
ж) наличие данных о работе средств РТО, связи и СТО на рабочих местах специалистов УВД (таблицы норм перехода на резервные источники питания, графики дальности действия средств РТО и связи и т.д.);
з) соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;
и) обеспечение воздушного судна по маршруту полета запасными аэродромами;
к) наличие отклонений воздушного судна от заданного маршрута;
л) общую метеорологическую обстановку по маршруту полета, на основных и запасных аэродромах;
м) фактическую погоду в районе происшествия (при необходимости - на основных и запасных аэродромах) во время возникновения особой ситуации;
н) наличие у экипажа и диспетчеров УВД необходимой информации о метеорологической обстановке и ее достоверность;
о) соответствие метеорологического обеспечения полета установленным требованиям;
п) факты запуска в районе авиационного происшествия беспилотных средств и проведения стрельб, а также при необходимости орнитологическую обстановку.
8. По результатам работы группа управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения представляет отчет, который должен содержать:
а) сведения о должностных лицах служб управления воздушным движением, метеорологического, радиосветотехнического и аэродромного обеспечения полетов, в действиях которых отмечены отклонения от требований нормативных документов;
б) выявленные при расследовании недостатки в подготовке персонала служб обеспечения полетов, его допуске к самостоятельной работе;
в) общую характеристику организации и состояния УВД, метеорологического, радиосветотехнического и аэродромного обеспечения полетов, организации рабочих мест специалистов УВД с перечислением всех отклонений от установленных требований;
г) выявленные в ходе расследования недостатки в документах, регламентирующих порядок УВД и обеспечения полетов;
д) описание действий должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов, оказавших влияние на исход полета;
е) все отклонения в действиях должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов, выявленные в ходе расследования, независимо от их влияния на исход полета;
ж) прогнозируемую и фактическую в момент происшествия погоду в районе авиационного происшествия (при необходимости - по маршруту полета, на основных и запасных аэродромах);
з) недостатки в использовании средств РТО, связи и СТО, их работоспособность или отклонения в технических характеристиках, если они оказали влияние на качество УВД и обеспечение полетов;
и) анализ причин неправильных действий должностных лиц служб УВД и обеспечения полетов (если они имели место).
9. К отчету группы управления воздушным движением, радиосветотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения прилагаются следующие материалы:
а) выписки из книжек руководителей полетами, диспетчерских книжек специалистов УВД (в случае если их действия оказали влияние на исход полета);
б) в случае если авиационное происшествие произошло в пределах аэродрома:
выписка из журнала состояния летного поля;
акт об осмотре летного поля и контрольном замере коэффициента сцепления сразу после авиационного происшествия;
справка о наличии и состоянии технических средств замера коэффициента сцепления и технической документации на них;
в) акт о внеочередном (контрольном) наблюдении за погодой сразу после авиационного происшествия;
г) сведения о фактической погоде по данным ближайших метеостанций и сообщениям экипажей других воздушных судов;
д) метеорологическая документация, которая использовалась при подготовке и консультации экипажа;
е) сведения о штормовых предупреждениях и оповещениях (если они были);
ж) справка о проверке служб управления воздушным движением и обеспечения полетов (при необходимости);
з) объяснительные записки специалистов УВД и служб обеспечения, копии протоколов их опроса (при необходимости);
и) справка о наличии или отсутствии запусков радиозондов, беспилотных средств, производстве стрельб и др. (при необходимости).
10. Группа авиационной медицины определяет психофизиологическое состояние, работоспособность членов экипажа (в необходимых случаях - и специалистов служб обеспечения полетов), характер их действий при возникновении и развитии особой ситуации на основании оценки:
а) индивидуальных психологических особенностей членов экипажа, их общего физического развития, морально-психологического состояния за последний месяц (семейные и служебные конфликты, злоупотребление алкоголем, лекарственными и наркотическими веществами, курением и др.);
б) состояния здоровья членов экипажа (психологического и физического) накануне происшествия и в день вылета, данных ежеквартальных и ежегодных медицинских освидетельствований, а также историй болезней в медицинских учреждениях за последние 3 года, результатов предполетного медицинского контроля;
в) полноценности отдыха, сна и питания в течение 3 суток, предшествовавших авиационному происшествию;
г) своевременности использования отпусков, выходных дней, а также летной нагрузки накануне, в день происшествия, в течение последнего месяца и соответствия ее установленным нормам;
д) результатов токсикологического исследования на алкоголь, карбоксигемоглобин (карбоксимиоглобин) и в случае необходимости - на прочие токсичные вещества и лекарственные препараты;
е) эмоционального состояния членов экипажа в аварийном полете по данным радиообмена и специальных исследований биологического материала (биохимических, морфологических и др.), наличия стрессового состояния и его влияния на правильность и своевременность действий членов экипажа;
ж) данных медико-трассологических исследований (характер и локализация травм на теле, признаки позы и рабочих действий, особенности повреждений одежды и обуви и т.д.);
з) влияния конструктивных особенностей кабины воздушного судна, условий полета, средств защиты и спасения на состояние здоровья экипажа и условия его деятельности.
11. Группа авиационной медицины составляет отчет, который должен содержать (для каждого члена экипажа и специалиста службы обеспечения полетов):
а) результаты прохождения годовых и квартальных освидетельствований за последние 2 года (наличие отклонений, ограничений и т.п.) с учетом обращения в другие лечебные учреждения;
б) сведения об отстранении от полетов в результате предполетного медицинского контроля;
в) данные об индивидуальных физических и психофизиологических особенностях членов экипажа, в том числе о злоупотреблении алкоголем, лекарственными веществами и курением;
г) сведения о предшествующих заболеваниях и травмах;
д) краткую характеристику бытовых условий;
е) данные о своевременности использования отпусков и выходных дней, о полноценности отдыха, сна и питания за последние 3 суток;
ж) результаты патолого-анатомических, токсикологических, биохимических, морфологических, медико-трассологических и других специальных исследований;
з) сведения о наличии стрессового состояния, внезапного заболевания в полете;
и) оценку возможности влияния состояния здоровья, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей на работоспособность и характер действий членов экипажа при возникновении и развитии особой ситуации;
к) схему расположения тел погибших членов экипажа;
л) перечень выявленных в медицинском обеспечении полета недостатков;
м) перечень выявленных в нормативной документации по медицинскому обеспечению полетов недостатков;
н) перечень недостатков конструкции воздушного судна, спецодежды, средств защиты и спасения, оказавших влияние на работоспособность экипажа или явившихся причиной полученных травм.
Группа авиационной медицины постоянно взаимодействует с медицинской группой административно-штабной подкомиссии.
12. К отчету группы авиационной медицины прилагаются следующие материалы:
а) акт о положении тел погибших членов экипажа;
б) справка об освидетельствовании членов экипажа на наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения;
в) акты судебно-медицинских и других исследований тел погибших членов экипажа;
г) справка о режиме труда и отдыха членов экипажа.
В случае если авиационное происшествие связано с нарушением работоспособности членов экипажа в полете, к отчету прилагаются также:
медицинские книжки и контрольные карты членов экипажа;
медицинские характеристики на членов экипажа;
данные о налете за последние 3 месяца (отдельно за каждый месяц);
выписка из журнала предполетного медицинского контроля.
13. По результатам работы летной подкомиссии составляется отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делаются выводы о правильности действий экипажа и специалистов служб обеспечения полета, при наличии отклонений - об их причинах, а также вносятся рекомендации по устранению недостатков, выявленных в ходе расследования.
14. К отчету летной подкомиссии прилагаются:
а) отчеты рабочих групп, включенных в состав летной подкомиссии, с приложениями;
б) списки членов летной подкомиссии и ее рабочих групп.
15. Перечень обязательных сведений о членах экипажа воздушного судна, указываемых в отчете летной подкомиссии:
а) занимаемая должность;
б) фамилия, имя, отчество;
в) дата рождения;
г) класс;
д) общее образование;
е) специальное образование (когда и какие авиационные учебные заведения окончил);
ж) налет со времени окончания летного училища, налет на воздушном судне данного типа (общий и самостоятельный), общий налет на испытаниях авиационной техники;
з) при каком минимуме погоды допущен к полетам, дата последней проверки техники пилотирования в условиях, соответствующих присвоенному допуску;
и) авиационные происшествия в прошлом (когда, тип воздушного судна, причина, отстранялся ли от летной работы);
к) налет за последние 3 месяца, налет и количество полетов в день происшествия, были ли перерывы в полетах в течение последнего года на воздушном судне данного типа и их причины;
л) даты последних проверок техники пилотирования и навигации, кем проверялся, в каких метеоусловиях, характерные ошибки и оценки:
днем;
ночью;
по тому виду испытательных полетов, при котором имело место происшествие;
м) когда и в каком объеме проводилась подготовка к полету;
н) кто и когда проверял подготовку к полету;
о) отдых (условия, продолжительность, выходные дни, условия и продолжительность предполетного отдыха);
п) время нахождения на аэродроме перед вылетом;
р) регулярность прохождения медицинских осмотров, дата последнего ежегодного медицинского освидетельствования и заключение комиссии, кем и когда осуществлялся медицинский контроль за состоянием здоровья перед вылетом;
с) условия повседневного быта в месте постоянного базирования или при длительном отрыве от базы (жилье, питание, транспортное обеспечение и др.).