IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ. Опережающее развитие Дальнего Востока
Цели и задачи опережающего развития Дальнего Востока
Целями опережающего развития Дальнего Востока являются создание условий для получения доступной и качественной медицинской помощи населению, проживающему на Дальнем Востоке, ускоренного внедрения современных методов диагностики, а также для профилактики и лечения характерных для дальневосточных регионов заболеваний.
Задачами опережающего развития Дальнего Востока являются:
повышение эффективности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации на территории Дальнего Востока;
обеспечение приоритета профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение медицинской помощью население в труднодоступных районах Дальнего Востока;
снижение показателя смертности населения от всех причин и младенческой смертности на территории Дальнего Востока до уровня, не превышающего среднероссийский уровень;
увеличение показателя продолжительности жизни населения Дальнего Востока до среднероссийских значений;
снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза на территории Дальнего Востока до уровня, не превышающего среднероссийский уровень.
Описание приоритетов и целей государственной политики,
в том числе по опережающему развитию Дальнего Востока
Особое внимание уделяется мерам по достижению показателей Программы в субъектах Российской Федерации, находящихся на территории Дальнего Востока.
Кроме 13 подпрограмм Программы, Правительством Российской Федерации предложено 4 приоритетных проекта развития приоритетного направления "Здравоохранение", утвержденных протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. N 9. Эти приоритетные проекты будут реализовываться в рамках Программы, в том числе в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В рамках первого приоритетного проекта "Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий" планируется реализация личного кабинета пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Личный кабинет пациента "Мое здоровье" планируется стать удобным инструментом для предоставления электронных услуг в сфере охраны здоровья с соблюдением принципов "одного окна", оказываемых услуг, безопасности персональных данных и равного уровня качества вне зависимости от места проживания и обеспечивать следующие сервисы:
получение информации о правах и порядке оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
запись на прием к врачу и вызов врача на дом;
доступ к электронной медицинской карте, получение медицинских документов в электронном виде;
проверка актуальной информации о полисе обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации и прикреплении к медицинской организации;
получение информации об оказанных медицинских услугах и их стоимости;
возможность оценить свою удовлетворенность качеством работы медицинских организаций.
В рамках второго приоритетного проекта "Совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающей в том числе развитие сети перинатальных центров" планируется ввод в эксплуатацию новых перинатальных центров, оснащенных современным медицинским оборудованием, что позволит внедрить инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями беременности и экстрагенитальной патологией, оказывать матерям и детям квалифицированную помощь, снизить материнскую и младенческую смертность.
В рамках третьего приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" планируется развитие санитарной авиации. Обеспечение оказания своевременной медицинской помощи и профильной госпитализации в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи позволит снизить уровень летальности и смертности населения в труднодоступных районах страны. Целью проекта является обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации.
В рамках Программы предусматривается реализация приоритетного проекта "Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов".
В целях защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов, противодействия незаконному обороту лекарственных препаратов на территории Российской Федерации, предотвращения поступления в оборот фальсифицированных лекарственных препаратов и своевременного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов предусматривается поэтапное введение системы индивидуальной маркировки лекарственных препаратов.
Результатом внедрения системы индивидуальной маркировки лекарственных препаратов будет защита легальных поставок от фальсифицированных лекарственных средств и вторичного их оборота, контроль адресности движения особо значимых групп препаратов, в первую очередь закупаемых за счет бюджета, оперативное получение информации о присутствии определенных препаратов в том или ином регионе и потребности в препаратах, а также возможность отслеживания стоимости лекарственных средств.
Необходимо отметить, что все субъекты Российской Федерации имеют свою специфику, обусловленную социально-экономическим и историческим развитием, географическим положением и климатическими условиями.
Субъекты Российской Федерации в зависимости от существующего положения в сфере охраны здоровья и указанных особенностей должны определять среднесрочные цели развития здравоохранения, закрепив их в соответствующих нормативных правовых документах.
Также на территории Дальнего Востока особое внимание планируется уделять мероприятиям:
по развитию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, направленной в том числе:
на сохранение и развитие фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и развитие офисов общей врачебной практики;
на расширение выездной работы в составе врачебных бригад, в том числе для проведения профилактической работы и диспансеризации населения;
на расширение в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 человек, не имеющих на своей территории учреждений здравоохранения, сети домовых хозяйств, деятельность которых направлена на оказание первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни человека;
на внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики с целью проведения удаленного скрининга пациентов, относящихся к группе высокого риска на уровне первичного звена, а также с целью повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена;
на повышение доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций, а также доступность специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
по привлечению структурных подразделений медицинских организаций (например, фельдшерско-акушерских пунктов) в процесс отпуска льготных лекарственных препаратов, в том числе наркотических, с целью увеличения доступности лекарственной помощи жителям, проживающим в труднодоступных районах и отдаленных населенных пунктах;
по обеспечению функционирования единой информационной системы для создания информационного взаимодействия органа управления здравоохранением, медицинского информационно-аналитического центра, медицинских организаций, фармацевтических организаций (поставщики лекарственных препаратов, пункты отпуска и другое).
Общая характеристика участия
субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Дальневосточного федерального округа
Характеристика участия субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, заключается в реализации основных мероприятий по опережающему развитию этих регионов.
В рамках основного мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекций, вирусных гепатитов B и C" подпрограммы 1 осуществляется обеспечение организации и проведение работ по информированию и обучению различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C.
В рамках основного мероприятия по совершенствованию механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в амбулаторных условиях подпрограммы 1 осуществляются:
организация обеспечения качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей;
организация обеспечения отдельных категорий граждан качественными, безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
обеспечение повышения уровня удовлетворенного спроса населения на лекарственные препараты и медицинские изделия;
совершенствование правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения граждан необходимыми качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания.
В рамках основного мероприятия по совершенствованию системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом подпрограммы 2 осуществляется закупка противотуберкулезных и антибактериальных лекарственных препаратов. Субъектам Российской Федерации предоставляются иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (2-го ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.
В рамках основного мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C подпрограммы 2, осуществляются:
определение числа лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и вирусными гепатитами B и C, нуждающихся в лечении;
разработка перечня препаратов, необходимых для проведения антиретровирусной терапии и лечения гепатитов B и C;
обеспечение закупок и поставок антивирусных препаратов и диагностических средств для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C.
В рамках основного мероприятия по совершенствованию системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями подпрограммы 2 осуществляется укрепление материально-технической базы онкологических учреждений субъектов Российской Федерации.
В рамках основного мероприятия по совершенствованию системы оказания медицинской помощи больным прочими заболеваниями подпрограммы 2 осуществляется предоставление субсидий на реализацию отдельных мероприятий Программы бюджетам субъектов Российской Федерации.
В рамках основного мероприятия по совершенствованию высокотехнологичной медицинской помощи подпрограммы 2 осуществляется оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Дальнего Востока.
Внедрение информативных методик пренатальной диагностики, а также развитие фетальной (внутриутробной) и неонатальной хирургии предусматриваются в рамках основного мероприятия по созданию системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка подпрограммы 4.
В рамках мероприятия по поддержке мероприятий в субъектах Российской Федерации в сфере охраны здоровья матери и ребенка подпрограммы 4 идет строительство 2 перинатальных центров (Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области) за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и региональных бюджетов. Введены в эксплуатацию 3 перинатальных центра в Приморском крае, Хабаровской и Амурской областях. Планируется строительство перинатального центра в г. Хабаровске (3-я очередь, реконструкция существующего акушерского корпуса).
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" осуществляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей медицинским работникам в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим договор с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также наделены правом устанавливать медицинским и фармацевтическим работникам дополнительные гарантии и меры социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Предусматривается выделение бюджетных ассигнований для закупки новых автомобилей скорой медицинской помощи и реанимобилей для нужд медицинских организаций, подведомственных в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В рамках государственно-частного партнерства с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" созданы и работают лечебно-диагностические центры на базе железнодорожного транспорта, в частности поезд "Терапевт Матвей Мудров" (Республика Саха (Якутия), Хабаровский и Приморский края, Амурская область и Еврейская автономная область).
В ряде регионов (Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и других), где отсутствует железнодорожное сообщение и ограничено автомобильное сообщение, в целях оказания медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных населенных пунктах, функционируют теплоходы здоровья.
Описание особых подходов к развитию Дальнего
Востока и особенностей реализации мероприятий Программы
на территории Дальневосточного федерального округа
Достижение целевых показателей, обеспечивающих высокое качество и доступность медицинской помощи в целях устойчивого развития макрорегионов, создание благоприятных условий жизнедеятельности и предотвращение оттока населения планируется реализовать путем установления в "дорожных картах" и соглашениях с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, специальных мер и коэффициентов приоритетного финансирования ключевых программных мероприятий, применения механизма квотирования объемов финансирования по субсидиям, предоставляемым из федерального бюджета, первоочередного порядка рассмотрения и отбора проектов мероприятий для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р, включены следующие объекты капитального строительства в области здравоохранения:
детский больничный комплекс в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре;
межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска-на-Амуре;
станция скорой медицинской помощи г. Комсомольска-на-Амуре.
Одним из важнейших мероприятий развития Дальнего Востока является строительство космодрома "Восточный" в Амурской области. Обеспечение медицинской помощи работникам космодрома "Восточный" и жителям закрытого административно-территориального образования г. Углегорска (Амурская область) возложено на Федеральное медико-биологическое агентство на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 880-р, в соответствии с которым внесено соответствующее изменение в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р.
В 2016 - 2020 годах поэтапно предусматривается построить больничный городок, который в конечном виде будет иметь в своем составе медико-санитарную часть, территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора, центр гигиены и эпидемиологии и другие объекты здравоохранения в соответствии с нормативами для оказания государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия работников предприятий и организаций, участвующих в строительстве космодрома "Восточный", персонала космодрома "Восточный" и жителей пос. Углегорска.
Объекты здравоохранения позволят обеспечить решение задач по созданию комфортных условий для проживающего работающего персонала космодрома "Восточный", членов их семей и населения, а также устойчивого социального развития и безопасного функционирования космодрома "Восточный".
Сведения о потребности в капитальном строительстве объектов здравоохранения на территории Дальнего Востока на 2017 - 2020 годы приведены в приложении N 10.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы на территории Дальнего Востока приведены в приложении N 11.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации мероприятий Программы на территории Дальнего Востока за счет средств федерального бюджета приведены в приложении N 12.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Дальнего Востока приведены в приложении N 13.