VI. Механизм реализации Программы
Заказчиком - координатором Программы является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Ответственными исполнителями Программы являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Соисполнителями Программы являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также институты развития и другие организации.
Участниками Программы являются научные организации и образовательные организации высшего образования, организации, действующие в реальном секторе экономики, а также иные организации различных форм собственности или объединения таких организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2019 г. N 356 "О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации" определен постоянно действующий коллегиальный орган - совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019 - 2027 годы (далее - совет по реализации Программы), функции головной научной организации Программы возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее в настоящем разделе - головная научная организация).
При головной научной организации Программы формируется научно-технический совет Программы, выполняющий экспертно-совещательные функции в части научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного сопровождения по вопросам рассмотрения и реализации проектов создания исследовательской инфраструктуры Программы и проектов, предлагаемых к реализации в рамках Программы.
Положение о научно-техническом совете и его состав рассматриваются советом по реализации Программы и утверждаются заказчиком - координатором Программы по согласованию с головной научной организацией.
Управление реализацией Программы и контроль за ее выполнением осуществляют совет по реализации Программы и заказчик - координатор Программы посредством формирования и реализации комплексных планов синхротронных и нейтронных исследований (разработок) и ежегодного плана реализации Программы.
Комплексные планы синхротронных и нейтронных исследований (разработок), направленные на решение принципиально новых фундаментальных, крупных прикладных задач и разработку современных ускорительных, реакторных и ядерных технологий, в том числе в области ядерной медицины, формируются на каждый этап реализации Программы головной научной организацией и заказчиком - координатором Программы совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и утверждаются советом по реализации Программы. Форма комплексного плана синхротронных и нейтронных исследований (разработок), порядок его формирования, реализации, мониторинга, корректировки и завершения утверждаются заказчиком - координатором Программы.
Ежегодный план реализации Программы формируется заказчиком - координатором Программы совместно с головной научной организацией в целях определения объема финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, видов работ, необходимых для реализации данных мероприятий, исполнителей и соисполнителей, ответственных за реализацию этих мероприятий, и утверждается советом по реализации Программы. Форма ежегодного плана реализации Программы, порядок его формирования, реализации, мониторинга и корректировки утверждаются заказчиком - координатором Программы.
Характеристики проектов исследовательской инфраструктуры, создаваемой в рамках Программы, формируются головной научной организацией и заказчиком - координатором Программы по согласованию с научно-техническим советом Программы и утверждаются советом по реализации Программы.
Заказчик - координатор Программы осуществляет:
текущее управление реализацией Программы;
подготовку проекта ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о ходе реализации Программы и в случае необходимости предложений по корректировке Программы;
поддержку проектов, направленных на привлечение к проведению синхротронных и нейтронных исследований (разработок) образовательных организаций высшего образования, научных организаций, организаций, действующих в реальном секторе экономики, и представителей международного научного сообщества;
иные функции, связанные с реализацией Программы, по решению совета по реализации Программы.
Ответственные исполнители и соисполнители Программы осуществляют подготовку предложений в ежегодный план реализации Программы, направляемых заказчику - координатору Программы.
Заказчик - координатор Программы совместно с ответственными исполнителями и соисполнителями Программы осуществляет:
подготовку предложений по проектам комплексных планов синхротронных и нейтронных исследований (разработок), направляемых в головную научную организацию в порядке, утвержденном заказчиком - координатором Программы;
подготовку отчетов о выполнении ежегодного плана реализации Программы и комплексных планов синхротронных и нейтронных исследований (разработок) в соответствии с формой и правилами, утвержденными заказчиком - координатором Программы;
обеспечение выполнения работ и достижения результатов в соответствии с ежегодным планом реализации Программы, комплексными планами синхротронных и нейтронных исследований (разработок).
Заказчик - координатор Программы совместно с головной научной организацией осуществляет подготовку предложений по корректировке показателей Программы с учетом ввода в эксплуатацию каждой созданной (модернизированной) уникальной научной установки для синхротронных и нейтронных исследований, направляемых на рассмотрение совета по реализации Программы.
Головная научная организация:
осуществляет руководство научно-исследовательскими проектами в рамках Программы;
осуществляет методическую поддержку разработки и выполнения Программы;
организует проведение научно-технической экспертизы проектов, предлагаемых к реализации в рамках Программы, в порядке, утвержденном заказчиком - координатором Программы;
осуществляет мониторинг результатов реализации Программы;
организует оценку потенциала коммерциализации результатов реализации Программы;
организует координацию Программы с международными проектами по созданию и эксплуатации уникальных научных установок класса "мегасайенс";
вправе заключать договоры с медицинскими организациями в целях отработки и апробации технологий ядерной медицины.
Головная научная организация совместно с заказчиком - координатором Программы:
осуществляет подготовку для совета по реализации Программы промежуточных и итоговых отчетов о ходе реализации Программы и достижении целевых индикаторов и показателей Программы в порядке и по форме, которые утверждены заказчиком - координатором Программы;
организует мониторинг выполнения Программы в порядке, утвержденном заказчиком - координатором Программы;
осуществляет подготовку для совета по реализации Программы предложений по развитию синхротронных и нейтронных исследований (разработок) в Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации мероприятий Программы головная научная организация, заказчик - координатор Программы вправе привлекать другие организации на конкурсной основе либо подведомственные им организации.
На основании утвержденных советом по реализации Программы характеристик исследовательской инфраструктуры, включая уникальные научные установки класса "мегасайенс", заказчиком - координатором Программы и головной научной организацией по решению совета по реализации Программы для каждого объекта формируется технический проект исследовательской инфраструктуры.
Технические проекты исследовательской инфраструктуры для каждого объекта вносятся в виде проекта акта Правительства Российской Федерации заказчиком - координатором Программы в Правительство Российской Федерации. Технические проекты исследовательской инфраструктуры учитываются при формировании и корректировке федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и государственных программ Российской Федерации, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 25 июля 2019 г. N 356 "О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации".
По согласованию с советом по реализации Программы для создаваемой уникальной научной установки класса "мегасайенс" формируются:
технический (машинный) комитет, состоящий из представителей головной научной организации, независимых ведущих российских и (или) зарубежных экспертов, который консультирует и готовит предложения для научно-технического совета Программы и организации, осуществляющей функции заказчика объекта строительства, по техническим вопросам, относящимся к созданию, запуску и развитию оборудования источника синхротронного или нейтронного излучения, а также обеспечивает сопровождение эксплуатации установки в части используемых технологических и инженерных решений, распределения машинного времени для оптимизации выполнения научных проектов;
научный комитет, состоящий из представителей головной научной организации, независимых ведущих российских и зарубежных ученых, который консультирует научно-технический совет Программы и организацию, осуществляющую техническую эксплуатацию объекта, по научным вопросам фундаментального значения, производит предварительный отбор научных проектов и экспериментов, проводимых на уникальной научной установке класса "мегасайенс", на основании оценки их перспективности, актуальности и прикладной значимости, а также научной программы, подлежащей согласованию с научно-техническим советом Программы, включая вопросы создания, развития и эксплуатации исследовательской инфраструктуры (экспериментальных станций).
Положения о техническом (машинном) комитете и научном комитете, а также их составы утверждаются головной научной организацией.