ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2023 г. N 2417

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 311

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2157; 2018, N 15, ст. 2129; 2021, N 48, ст. 8058; 2022, N 44, ст. 7560; 2023, N 20, ст. 3569).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2023 г. N 2417

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Подраздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы

Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. До введения санкционных ограничений близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций являлась конкурентным преимуществом Калининградской области, а в настоящее время это является существенным ограничением развития.

Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в регионе реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа), мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении ряда лет Калининградская область демонстрировала высокие темпы социально-экономического развития.

Индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по Калининградской области составил 109 процентов, а индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по субъектам Российской Федерации - 107,3 процента.

Отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения: в 2021 году он составил 659,7 тыс. рублей, что на 22 процента превышает уровень 2020 года.

В 2022 году для Калининградской области так же, как и для других субъектов Российской Федерации, существенно поменялись внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы. На фоне беспрецедентного санкционного давления Калининградская область ввиду ее географического положения оказывается в более сложной ситуации относительно других субъектов Российской Федерации.

Введенные иностранными государствами санкционные ограничения отразились в первую очередь на динамике показателей промышленности, торговли, транспорта и логистики.

Предприятия Калининградской области столкнулись с такими проблемами, как разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих.

В 2021 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11,1 процента к уровню 2013 года. В 2022 году на фоне санкций индекс производства снизился на 20,5 процента к уровню 2021 года.

В последние годы наблюдается существенный рост доходной базы региона. По итогам 2022 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,5 раза относительно уровня 2013 года и составили 87,5 млрд, рублей, доходы областного бюджета выросли в 2,9 раза и составили 65,9 млрд, рублей.

Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников за период с 2014 по 2022 год превысил 967 млрд, рублей, из них частные инвестиции составили 763 млрд, рублей. За исключением 2014, 2015, 2019 и 2021 годов, темпы роста инвестиций были положительными, при этом максимальные темпы роста были отмечены в 2017 и 2022 годах на 37,6 процента и 20,2 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2022 году достиг 115,9 тыс. рублей, что в номинальном выражении в 2,2 раза выше уровня 2013 года.

Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год составлял 6 процентов, то в 2022 году он снизился до 3,1 процента.

В части регистрируемой безработицы ситуация сложилась следующим образом. На конец 2015 года численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6,6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016 - 2022 годов она снизилась до 4,2 тыс. человек.

Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем по данному показателю сохраняется отставание от среднероссийского уровня.

Благодаря принятым антикризисным мерам, включая программы предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства и промышленным предприятиям, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию первоочередных расходов, удалось не допустить снижения доходов населения.

Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2022 году составили 34,2 тыс. рублей (в 2013 году - 20,1 тыс. рублей), что стабильно ниже среднероссийских значений - 44,9 тыс. рублей (в 2013 году - 25,7 тыс. рублей).

Отмечается улучшение показателей качества жизни населения, что обеспечено в том числе за счет реализации таких мероприятий, как создание современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах области.

Наблюдается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. Численность населения на 1 января 2023 г. (с учетом переписи населения) выросла относительно уровня 1 января 2014 г. на 69,2 тыс. человек и составила 1032,3 тыс. человек (на 1 января 2014 г. составляла 963,1 тыс. человек). Рост численности населения региона обеспечен за счет положительного сальдо миграции. Суммарный миграционный прирост за период с 2014 по 2022 год составил 89,2 тыс. человек. Максимальный прирост отмечен в 2021 году - 16,1 тыс. человек.

В 2022 году ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области составила 73,1 года против 70,5 в 2013 году (по Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни в 2022 году составила 72,7 года против 70,8 в 2013 году).

В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры в период с 2014 по 2022 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литвы и Белоруссии главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.

Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось с 14 млн. тонн в 2013 году до 10,2 млн. тонн в 2022 году, а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, с 13,7 млн. тонн до 8,3 млн. тонн.

Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностями в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения названных проблем требуется принятие комплексных решений.".

2. В подразделе 2:

а) в абзаце восьмом слова "1039,2 тыс. человек в 2025 году" заменить словами "1063,8 тыс. человек в 2030 году";

б) в абзаце девятом слова "39,3 тыс. рублей к 2025 году" заменить словами "54,3 тыс. рублей в 2030 году".

3. В подразделе 3:

а) в абзаце первом слова "1039,2 тыс. человек в 2025 году" заменить словами "1063,8 тыс. человек в 2030 году";

б) в абзаце четвертом слова "39,3 тыс. рублей к 2025 году" заменить словами "54,3 тыс. рублей в 2030 году".

4. Абзац третий подраздела 4 изложить в следующей редакции:

"в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года;".

5. В подразделе 5:

а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы предусмотрено в качестве получателей бюджетных средств в формах субвенции и субсидии на реализацию мероприятий, в том числе по строительству и реконструкции объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Калининградской области.";

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

"В результате реализации Программы к 2030 году будут достигнуты следующие значения показателей:";

в) в абзаце одиннадцатом слова "1039,2 тыс. человек" заменить словами "1063,8 тыс. человек";

г) абзацы тринадцатый и четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"численность официально зарегистрированных безработных составит 4 тыс. человек;

среднедушевые денежные доходы населения возрастут до 54,3 тыс. рублей.";

д) абзац двадцать четвертый изложить в следующей реакции:

"В регионе реализуется комплекс мероприятий, связанных с изменением основных экономических условий ведения предпринимательской деятельности после 1 апреля 2016 г., в том числе по оказанию дополнительных мер государственной поддержки предприятиям в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 1275 "О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области". С 1 января 2024 г. государственная поддержка предприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Калининградской области в форме субвенций, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2256 "О порядке предоставления субвенции из федерального бюджета бюджету Калининградской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В свою очередь, юридические лица принимают на себя обязательства по обеспечению улучшения экономических и социальных условий проживания в Калининградской области путем создания и содержания рабочих мест.";

е) абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:

"В 2022 году осуществлялся комплекс мероприятий по докапитализации фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" в целях льготного финансирования инвестиционных проектов на территории Калининградской области. В результате поддержки программ развития малого и среднего предпринимательства профинансированы 82 инвестиционных проекта в отраслях промышленного производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства, рыбоводства, транспорта, туристического комплекса и другие. Результатом реализации инвестиционных проектов станет создание 2,1 тыс. рабочих мест.";

ж) в абзаце тридцать третьем слова "в 2022 - 2025 годах составит 27,3 тыс. человек" заменить словами "в 2022 - 2030 годах составит 44.7 тыс. человек";

з) после абзаца тридцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"В целях преодоления рисков, возникших на фоне текущей международной обстановки с учетом эксклавного положения Калининградской области, Президентом Российской Федерации принято решение о ежегодном дополнительном финансировании мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры региона (строительство и реконструкция объектов капитального строительства), в объеме не менее 5.7 млрд, рублей начиная с 2026 года*.";

и) абзац тридцать четвертый изложить в следующей редакции:

"Одной из перспективных экономических специализаций Калининградской области выступает туризм. Выполнение мероприятий по строительству берегозащитных сооружений, проведению противооползневых и берегоукрепительных работ позволит не только сохранить уникальное побережье Балтийского моря, но и нарастить объемы жилищного строительства, улучшить условия для проживания и отдыха населения, предоставит возможности для освоения прибрежных территорий и повышения инвестиционной активности. В результате реализации комплекса указанных мероприятий протяженность защищаемого берега увеличится с 13,66 километра в 2021 году до 26,9 километра в 2030 году.";

к) после абзаца тридцать четвертого дополнить абзацами следующего содержания:

"В целях предотвращения социальной напряженности, повышения качества жизни населения и обеспечения развития экономики региона в рамках Программы предусмотрены мероприятия по строительству объектов социальной инфраструктуры.

В результате строительства медико-диагностического центра в г. Советске будут обеспечены возможность оказания медицинской помощи жителям отдаленных районов восточной части Калининградской области, а также повышение привлекательности для проживания населения в приграничных муниципальных образованиях. Развитие крупных производственных площадок, расположенных в восточной части региона, должно стать еще одной точкой роста экономики Калининградской области. При реализации инвестиционных проектов на востоке региона будет создано порядка 1,2 тыс. новых рабочих мест.

Выполнение мероприятия будет способствовать выявлению заболеваний на ранних стадиях и позволит обеспечить снижение смертности населения, проживающего в Советском городском округе, Славском, Неманском и Краснознаменском муниципальных округах с 15,4 умершего на 1000 человек населения в 2022 году до 12,1 умершего на 1000 человек населения в 2030 году (достигнет уровня в среднем по Калининградской области). Ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области увеличится не менее чем до 78 лет.

В целях обеспечения новых производств квалифицированными рабочими кадрами, а также привлечения молодежи на территорию Калининградской области в рамках Программы будет реализован проект по строительству нового кампуса среднего профессионального образования в областном центре. Это новая модель функционирования системы среднего профессионального образования, консолидирующая кадровые, производственные, инфраструктурные, финансовые, человеческие ресурсы, синергетический эффект которых позволит реализовать более гибкую сетевую образовательную модель. Кампус призван стать точкой роста для приоритетных отраслей региональной экономики, местом коллаборации бизнес-сообществ и образования, региональным центром опережающей профессиональной подготовки.

В результате реализации данного проекта контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования увеличится до 32 тыс. человек.".

6. Дополнить сноской следующего содержания:

"<*> Средства федерального бюджета в 2026 - 2030 годах на финансирование мероприятий будут предусмотрены в ходе формирования проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, начиная с проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", в том числе за счет распределения условно утвержденных расходов федерального бюджета.".

7. Подпункт "ж" пункта 11 приложения N 1 к указанной Программе изложить в следующей редакции:

"ж) в области развития системы образования и молодежной политики:

количество мест в детских лагерях, введенных в эксплуатацию в результате строительства и реконструкции (нарастающим итогом);

количество обучающихся по программам среднего профессионального образования;".