ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2023 г. N 2135

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЕЖА В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕКТА, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРИ ЕГО
КОНСЕРВАЦИИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ

В соответствии со статьей 56.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую методику расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует 6 лет.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 декабря 2023 г. N 2135

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЕЖА В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕКТА, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРИ ЕГО
КОНСЕРВАЦИИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ

1. Настоящая методика применяется для расчета Федеральной службой по надзору в сфере природопользования размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, которые указаны в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в том числе мероприятий, реализуемых при их консервации или ликвидации (далее соответственно - отдельные производственные объекты, компенсационный платеж), в случае неисполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

2. Расчет размера компенсационного платежа производится с привлечением подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральных государственных бюджетных учреждений в рамках государственного задания, в том числе для осуществления отбора проб (образцов) компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также определения химического и (или) компонентного состава, класса опасности отходов производства и потребления, проведения инструментальных обследований, экспертиз, измерений, испытаний, геодезических и (или) маркшейдерских работ, определения необходимых мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, расчета затрат на их реализацию, включая проведение сводных и локальных сметных расчетов.

3. Размер компенсационного платежа (SКП) (рублей) определяется по формуле:

SКП = SМ + SВ+ Sр,

где:

SМ - расчетные затраты на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации (рублей), формируемые с учетом Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2023 г. N 909 "Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана" (в части установления состава мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации), а также с учетом положений о проведении проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее - план мероприятий), предусмотренных Правилами проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1925 "Об утверждении Правил проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости";

SВ - затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая организацию мероприятий, направленных на проведение отборов проб (образцов) компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также на определение химического и (или) компонентного состава, класса опасности отходов производства и потребления, проведение инструментальных обследований, экспертиз, измерений, испытаний, геодезических и (или) маркшейдерских работ (рублей);

Sр - затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями на осуществление расчета размера компенсационного платежа (за исключением заработной платы и стимулирующих выплат сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, а также подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений).

4. Расчетные затраты на реализацию мероприятий (SМ), указанных в абзаце четвертом пункта 3 настоящей методики, определяются с учетом границ территории, в отношении которой определяются необходимые к реализации мероприятия по консервации или ликвидации отдельного производственного объекта, а также аналогичных работ, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, и с учетом следующих единичных расценок и составляющих к сметным нормативам, где используются нормы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации:

а) сметные нормы, в том числе сметные нормы на строительные работы, сметные нормы на ремонтно-строительные работы, сметные нормы на монтаж оборудования, сметные нормы на капитальный ремонт оборудования, сметные нормы на пусконаладочные работы, сметные нормы на ремонтно-реставрационные работы;

б) федеральные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе федеральные единичные расценки на строительные работы, федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы, федеральные единичные расценки на монтаж оборудования, федеральные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования, федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы, федеральные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы, цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, цены на перевозку грузов для строительства;

в) территориальные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе территориальные единичные расценки на строительные работы, территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы, территориальные единичные расценки на монтаж оборудования, территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования, территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы, территориальные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, территориальные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, территориальные цены на перевозку грузов для строительства;

г) отраслевые сметные нормы и единичные расценки;

д) сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов и на материальные ресурсы и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен, сложившемся на определенную дату.

5. В границы территории, в отношении которой определяются необходимые к реализации при ликвидации или консервации отдельного производственного объекта мероприятия, включаются территория, на которой расположен отдельный производственный объект, а также территория объекта размещения отходов производства и потребления, образовавшихся исключительно в результате деятельности отдельного производственного объекта.

6. При отсутствии сметных нормативов, а также единичных расценок и составляющих к сметным нормативам в отношении отдельных видов работ по мероприятиям, реализуемым при ликвидации или консервации отдельного производственного объекта, для объектов, аналогичных по назначению, технологическим и техническим параметрам, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять консервацию или ликвидацию отдельного производственного объекта, также осуществляются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, на их соответствие предполагаемой (предельной) стоимости работ, рассчитанной в том числе на основе документально подтвержденных сведений о видах работ - аналогов, и (или) сметной стоимости работ по наиболее экономичному варианту, определенному на основании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении стоимости в отношении отдельных видов работ на основании информации о рыночных ценах идентичных работ, планируемых к проведению, или при их отсутствии однородных работ.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах работ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемых к выполнению работ коммерческих и (или) финансовых условий идентичных работ.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться обоснованные коэффициенты или индексы для пересчета цен работ с учетом различий в характеристиках коммерческих и (или) финансовых условий выполнения работ.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах работ, информация о ценах работ, полученная по запросу у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных работ, планируемых к выполнению, или при их отсутствии однородных работ.

7. К указанным в абзаце пятом пункта 6 настоящей методики общедоступной информации о рыночных ценах работ и информации о ценах работ относятся:

а) информация, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами;

б) информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

в) информация о котировках на российских биржах;

г) информация о котировках на электронных площадках;

д) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

е) информация, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или в иных общедоступных изданиях;

ж) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;

з) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

8. В случае получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, заключения государственной экологической экспертизы и заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, расчетные затраты на реализацию указанных в абзаце четвертом пункта 3 настоящей методики мероприятий (SМ) определяются на дату расчета компенсационного платежа с учетом включенных в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сведений об индексах изменения сметной стоимости, применяемых к сумме, указанной в сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, в отношении которой выдано заключение об обоснованности ее определения (при учете отсутствия необходимости внесения изменений в план мероприятий).

В случае отсутствия необходимости внесения изменений в план мероприятий при осуществлении расчета размера компенсационного платежа указанные в абзаце пятом пункта 3 настоящей методики затраты (SВ) принимаются равными нулю.